Ella_Podgornova (evetskaya) wrote in novouralsk_2014,
evetskaya
novouralsk_2014

Мурзинка - Новоуральск: удивительное рядом

Пеший поход из Мурзинки до Новоуральска, честно сказать, состоялся уже довольно давно, но только сейчас все уложилось в голове, и родился пост.
Компания - большая, достопримечательностей - много, а отсюда впечатлений - море, и все позитивные.

Маршрут был таков: Мурзинка - гора Медвежка (со столбом "Европа-Азия") - столб "Европа-Азия" у зиловских садов - Висячая скала - Александровский рудник - гора Висячий Камень - Новоуральск.

Наш пеший поход начался с Мурзинки. Поднявшись на гору Медвежку, в народе называемую "горой дураков", на которой расположено садоводческое товарищество, мы сначала зашли в гости к одному интересному человеку - Александру Ненашеву.
Когда-то давно, купив сад в Мурзинке на горе Медвежке, Александр Владимирович проложил себе короткий путь от Новоуральска до Мурзинки (через гору Висячий Камень). Часть пути он отметил специальными табличками (об этом чуть позже). В некоторых местах ему даже пришлось вырубать кустарники и деревья, прокладывая тропу. Прямо как Артемий Бабинов, нашедший которокий путь из Соликамска до Верхотурья (Бабиновская дорога долгое время была единственной связью Москвы с Сибирью). Так и здесь - Александр Ненашев нашел короткий путь, который туристы и краеведы так и назвали - Ненашевская тропа. Всю целиком мы ее, конечно, не прошли, но часть захватили.
Итак, зашли мы дружной нашей толпой в гости к А. Ненашеву. Повосхищались его придумками и удивительными сооружениями, которыми он себе в саду жизнь облегчил, да и пошли дальше.

А. Ненашев

Сад А. Ненашева

Резервуар для воды. Родниовая вода, поднимаясь, остается здесь. Вода чистейшая!

На участке даже дубок высажен

Первой остановкой был столб "Европа-Азия", установленный на вершине горы Медвежки. Напомню, что еще Василий Никитич Татищев предложил провести границу между Европой и Азией именно по Уральскому хребту. Точной границы нет, поэтому начиная с 1837 года - года установки первого "пограничного" столба - их ставят где попало, не всегда попадая на ту самую границу. И часто было так, что захотел населенный пункт поставить столб - и ставит. А на месте ли он стоит, никто об этом не задумывается. В Новоуральском городском округе тоже установлено несколько столбов, и не все на месте.
Но, в любом случае, и столб на Медвежке, и его история, интересны. Сделан он из металлических труб в виде пирамиды. На самой верхушке находится что-то похожее на громоотвод Невьянской башни (как будто шипы на шаре). Вверху - традиционные "Европа" и "Азия", внизу - на одной стороне - "Медвежка. 499" (высота над уровнем моря), на другой - "Зеленый мыс. 2006" (год установки), на третьей - фамилия сварщика. Жалко только, что нет фамилии автора столба. Зовут его Владимир Алексеевич Ломов. В далеком 2006 году он решил установить знак с целью повысить туристскую привлекательность здешних мест. Не знаю, достигнута ли цель, но идея хорошая, да и видно, что тропа к этому знаку не зарастает. Те, кому интересна тема проходящей через Уральские горы границы "Европа-Азия", столб обязательно посещают. Столб, правда, немного проржавел, но от этого его красота и оригинальность не пострадали.

DSCN8537 (2).JPG
Наша компания около столба. Все, кроме тех, кто фотографировал

Простой, но оригинальный

А это чудо мы встретили по дороге на вершину Медвежки, недалеко от садов. Перепелка. И, главное, совсем нас не боялась. Бегала и путалась буквально под ногами.

Дальше наш путь лежал к следующему столбу "Евпрпа-Азия", который находится около садов "Автозаводец". Дорога была далеко не прямая, мы шагали буквально сквозь заросли кипрея, вымахавшего выше человеческого роста. Но новоуральских туристов никакие преграды не могут остановить! А потом мы вышли на очень необычную дорогу. Нет, с виду дорога как дорога - грязная, с огромными лужами, которые без резиновых сапог не одолеть. Но когда знаешь ее секрет, то она становится настоящей достопримечательностью. В определенном месте дороги человек из Европы перескакивает в Азию. То есть метр вперед - ты в Европе, метр назад - ты в Азии. Конечно, это противоречит тому факту, что граница четко не установлена, но ведь как интересно - прямо рядом с городом можно побывать в двух частях света.

В зарослях кипрея

Вот она - дорога из Европы в Азию, проходит она прямо по луже. Аля уже в Европе, остальные - в Азии

Сколько раз проезжала мимо этого столба "Европа-Азия", никогда его не видела. Оказалось, что столб несколько спрятан и с проезжей дороги почти не виден.
С виду столб очень простой, напоминает надгробный памятник. Если учесть, что с финанасами и с установкой помогала одна из ритуальных фирм, то это не удивляет. Идея и ее реализация принадлежат ветеранам-строителям. На столбе надписи: "Здесь будет установлен столб "Европа-Азия" и "В честь строителей города". Похвально, приятно для города и для строителей, осталось дождаться самого столба.
Кстати, столб должен стоять на другом краю дороги. Но там проходит линия электропередач, и столбу, конечно же, не место. А там, где место, земля не наша, не городская, а федеральная. До царя далеко, до Бога высоко, вот и решили: пусть пока зедсь постоит, а когда настоящий столб ставить будут, там и решат, где он должен стоять.

А дальше - все интереснее и интереснее.
Мы, еще немного попетляв по уральским лесам, вышли к Висячей скале. В Новоуральском округе иногда возникает путаница с Висячей скалой и Висячем Камнем (ее в народе называют слаломной горой). Несмотря на их близкое расположение, это все-таки два разных географических объекта. Расстояние между ними примерно 2 км, Висячая скала расположена южнее горы Висячий Камень. На горе вы не увидите никаких висячих камней, гора названа как раз по этой Висячей скале. А вот на Висячей скале действительно находятся оригинальные останцы с отрицательным уклоном. С этой точки хорошо видны Южный район города и стрельбище. А дальше - необъятные просторы уральских лесов, среди которых просматривается Верх-Нейвиснкий пруд, озеро Таватуй и несколько населенных пунктов. Хорошее место, красивое. Здесь можно и отдохнуть, и по скалам полазить. От таких мест не устаешь, сюда можно приходить множество раз, и каждый будет как первый. А еще здесь много черники (эх, зря секрет открыла!). На следующий день мы пошли специально на это же место за черникой. За два часа, крутясь практически на одном месте, собрали 5 литров.

Южный районе Новоуральска с Висячей скалы

DSCN8560 (2).JPG

Скалы нависают

Следующим этапом был запланирован Александровский рудник. До него от Висячей скалы можно дойти довольно-таки приличной дорогой (она там одна - блудить негде). Но мы легких путей не ищем, а ищем приключений, поэтому пошли напролом через лес. Зачем? А дело в том, что в нескольких сотнях метров от Висячей скалы есть старые заброшенные рудники, где еще несколько десятков лет назад добывали полезные ископаемые. Мы посетили Елизаветинские рудники (Первый и Второй). Они представляют собой ямы, заполненные водой. Не зная, что это рудник, в обычной ситуации пройдешь мимо. Но не в этот раз, потому что шли целенаправленно с желанием увидеть и то, что добывали в рудниках. В наших краях, как известно, всегда активно велась добыча полезных ископаемых (и золото добывали, и даже платину). В Елизаветинских рудниках добывали халцедон. Некоторые экземпляры мы нашли прямо у заброшенных шахт.

Интересный карьер в виде креста

Краткая лекция по полезным исокпаемым

Один из найденных экземпляров

Еще один заброшенный рудник посреди леса

Примерно по таким непролазным дебрям мы и шли

Еще несколько сотен метров - и мы у одного из самых красивых и удивительных мест окрестностей Новоуральска - Александровского рудника. Я бывала здесь много раз, и все равно не устаю удивляться и восхищаться этим симбиозом того, что называют делом рук человека и природным явлением. Дело рук человека - это вырытый карьер, который вкупе с шахтой получил когда-то название Александровский рудник. А природное явяление - это "зализывание ран" - естественное заполнение рудника водой. Природа огромную яму, вырытую человеком, потихоньку заполняет водой и превращает в озерцо.
Здесь в XIX веке добывали хромитовую руду. Здесь непрерывно изо дня в день производились тяжелые работы практически вручную, отсюда везли руду в поселок Верх-Нейвинский для дальнейшей переработки. Даже не верится, что 150 лет назад в этом месте стоял невообразимый шум, сейчас здесь можно услышать тишину и редкое пение птиц.
Карьер рудника достоточно большой - больше 20 метров в длину. С одной стороны в воду даже можно зайти, а с другой - 10-метровы скальный обрыв.
Александровский рудник - место для любителей минералогии. Чего здесь только ни находили: родонит, железную руду, уваровит, пирит, родохром, пушкинит, кочубеит и пр., и пр.
Совсем недавно работы по добыче камня возобновились, их проводила фирма "Леон" (табличка с их названием до сих пор висит рядом), но сейчас заглохло и это.
Недалеко от рудника начинается еще одно загадочное место - Лешачьи лога. Лог - это овраг, естественная яма. Когда-то люди ходили в этих местах, блудили, не могли выйти из леса, а вокруг одна и та же картина: деревья и лога, похожие друг на друга. Поэтому назвали его Лешачьими логами, как будто Леший водит.

На Александровском руднике мы сделали длинный привал с костром, приготовлением грибницы, чаем и всякими вкусностями. Грибы собирали по дороге, набрали два ведра и наелись до отвала. Грибница получилась что надо! На руднике есть оборудованное место отдыха с костровищем, чем мы и воспользовалсиь. Смельчаки искупались в холодной воде карьера, желающие пособирали кипрей.

Александровский рудник

DSCN8574 (2).JPG

Отдых на природе - что может быть лучше?

Поход июль 2015
Грибы находили в большом количестве
Фото А. Гурина: https://fotki.yandex.ru/users/gurin-alexander2014/album/478762/?

Грибница!!!

Поход июль 2015

После почти трехчасового отдыха мы пошли дальше и через сотню метров вышли к той самой Ненашевской тропе. Если идти от рудника к вершине горы Висячий Камень по обычной дороге, это займет времени намного больше, чем по проложенной Александром Ненашевым тропе. Причем, место, где начинается тропа, найти легко: на дереве прибита металлическая табличка "920 м. Слаломная гора".
Необычное место. Тропка петляет между деревьями, похожими на Леших и водяных. Как будто в сказку попадаешь, кажется, что все старые сказочные фильмы именно здесь и снимали. Кривые деревья, коряги, сухостой... Вот-вот из-за дерева избушка на курьих ножках появится. На пути встречается огромный муравейник, почти с человека ростом.
Но это всего 920 метров, а потом попадаешь сразу на вершину горы Висячий Камень. По окончании Ненашевской тропы еще одна табличка: "920 м. Лешачьи лога" - это значит, чтобы в обратную сторону безошибочно попасть.

Сказочное место

Табличка "Туда"

Табличка "Обратно". НАВ - это Ненашев Александр Владимирович

Петляющая тропинка Ненашевской тропы

Огромный муравейник

Гора Висячий Камень - самая высокая точка Новоуральска, 545 м над уровнем моря. Здесь на восточном склоне находится горнолыжная трасса, а с вершины открывается чудесный вид на город. Причем, видно не только Южный район, как с Висячей скалы, но и центральную часть города, а также Верх-Нейвинский пруд и поселок. На пруду отчетливо можно разглядеть остров Шапку (Присталой). Висячий Камень - одно из самых посещаемых мест горожан. Причем, попасть сюда можно еще с двух сторон: дорогой от улицы Октябрьская или напрямую совершить подъем в гору по горнолыжной трассе, что очень тяжело, но дюже полезно для здоровья и повышения самооценки. Есть у наших горожан традиция встречать Новый год на вершине этой горы. Видны вспышки всех фейерверков, город превращается в единый праздничный салют.

Вид на Южный район, пруд и остров Шапку

С горы мы полюбовались видами и... попрощались. Кому-то удобно было спуститься с горы и попасть в Южный район, а нам удобнее было пройти еще 4 км и оказаться на улице Октябрьской. Дорога домой была легче, потому что шла под гору. Здесь тоже заблудиться невозможно, настолько протоптана и проезжена широкая тропа. Переход Бунарки - и мы дома!
Интересно, что больше половины пройденных мест мне были знакомы, но когда собирается хорошая компания заинтересованных людей, да светит солнце, да проводник отличный, знающий каждую тропинку, каждый кустик и каждую ямку, то и в знакомых местах находишь что-то неизведанное. А еще понимаешь, что все самое удивительное находится рядом; и вроде бы ушел всего на пару километров от города, а сделал массу открытий.
Теперь буду ждать новых путешествий и новых приключений.

Прибыли домой
Tags: Европа-Азия, Медвежка, Новоуральск, Таватуй, походы, путевые заметки

• Выложу первую попавшуюся.

Сегодня мой компьютер принесли из починки. Переустановили то-сё. А потом я долго вспоминал пароли и возвращал себя в мир. По такому случаю выложу…

• В засаде

Всем привет! Понедельник идет, поэзии нет. Как-то неправильно. Предлагаю сегодня прочитать стих бойца народного ополчения, бывшего работника СКБ-2…

• Внуку Джастину.

У каждого стихотворения есть своя история создания. Стихи – это выражение в рифме и ритме внутреннего состояния в момент его написания. Я,…

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

• Выложу первую попавшуюся.