Недавно довелось мне побывать в месте, о котором я давно мечтала. Я много наслышана о селе Арамашево, о его замечательных музее, храме, мастер-классах по валянию валенок.
О том, как я валяла валенки, написано было здесь: http://novouralsk-2014.livejournal.com/871227.html, поэтому акцентировать внимание буду на другом.
Вообще, история села Арамашево (что в Алапаевском районе) уходит в 1631 год, когда первопоселенцы-казаки приметили местечко на высоком берегу реки Реж. Как и Верхотурье, со стороны реки село было защищено высокой каменной стеной (аж 42 м!), а потому набеги местных племен не сильно пугали арамашевцев.
Название села, на первый взгляд, ассоциируется со словом "ромашка", но, оказывается, "ара" в переводе с тюркского означает "граница". Известно, что дорога в Верхотурье шла через эти места, следовательно,
Честно говоря, я не увидела село целиком, так как наша автобусная экскурсия предполагала только посещение музея. Хотя знаю, что и природные достопримечательности, и старинные дома - настоящие крестьянские избы, и само месторасположения являются уникальными. Я познакомилась только с музеем, а потому о нем рассказ поведу.

Раньше в здании музея был купеческий дом купца Загайнова со складом и торговой лавкой. Нынешний музей основан был на базе школьного музея. Первое впечатление от музея: ну что я там нового могу узнать? Вроде бы те же старинные предметы, историю которых знаю назубок, тот же музейный запах, да теще и экскурсовод - пожилая дама с пучком на голове. Это вам не Рудянский музей с молодым энергичным экскурсоводом. Но это только первое впечатление. Никого не удивлю, если скажу, что экскурсовод вела не просто рассказ, а, казалось, переживала сама каждый период жизни села, о котором говорила. Но ведь так происходит в любом музее, везде работают энтузиасты, влюбленные в свое дело. Музей старенький, экспонаты расставлены стационарно и видно, что не передвигались много лет. Опять же, в сравнении с нашим новоуральским музеем, где каждую неделю происходит какая-нибудь "движуха", а к экспонатам не успеваешь привыкать, т.к. они часто сменяют друг друга, в Арамашево все тихо и спокойно. Все на своих местах.
Что же тогда зацепило? Вот не знаю что, но что-то зацепило. Наверно то, что все классически сохранено, какая-то стабильность, которую не наблюдали уже несколько десятилетий. А еще очень понравилось то, что музейные работники постарались из обычной экскурсии сделать праздник. Аудитория-то была в основном детская, ученики 4-х классов. И понятно, что сама экскурсия их сильно утомила. Но музей придумал и валяние валенок, и развлекательную программу.
Итак, музей.
Создавался он еще в советские времена силами школьников и учителей. Энтузиастов и тогда хватало. Несли все подряд: предметы быта, минералогические находки, потом пошли и кости доисторических животных. Когда места стало не хватать, власти решили отдать музею купеческий дом.
В музее несколько залов. В одном - история края, начало села, этнография. В зале есть макет местной церкви, которую башкиры сжигали аж пять раз. По преданиям, они пускали в нее горящие стрелы. В послереволюционные годы в здании церкви расположились клуб и библиотека, а в 1969 году церковь сгорела, так как стала совсем бесхозной. Новую церковь выстроили в 2005 году.




Второй зал представляет собой стилизованную уральскую избу. Такие избы внутри музеев есть во многих населенных пунктах. Здесь же "изба" примечательна тем, что мы не просто прошли сквозь нее, а всем коллективом расселись по лавкам, и экскурсовод провела настоящее погружение в историю (это можно было назвать интерактивным погружением, но в реальности). Даешь такие уроки истории в каждую школу! В зале находятся огромный стол, лавки и скамейки, коллекции самоваров, чугунков, туесков и прочей утвари. Но это не главное. Больше всего удивила печь и бабий угол - куть. Сделано все настолько правдоподобно, что казалось: хозяйка вышла и вот-вот вернется. Нам всем разрешили с помощью ухвата поставить в печь чугунок. Ох, нелегкая это работа!

В стилизованной избе поместились все.

Самовары - одна из многочисленных коллекций

Предметы быта

Ангелина Архиповна ставит чугунок в печь
Рядом с стоит кровать, а над кроватью - зыбка (люлька, колыбель). Что удивительно, сверху она накрыта юбкой, в которой мать ходила в положении, - это сильнейший символ защиты ребенка от злых духов. И вообще, до пятилетнего возраста детишкам старались шить одежду из одежды родителей
Рядом висят обутки - кожаная обувь, которую набивали соломой. Ноги не потели и не стирались. А на кровати лежал котенок и мирно спал. Настоящий! Хотя нет, пригляделась - игрушечный. Но как настоящий.

Зыбка, нарытая материнскою юбкой

Заглядываем внутрь . Хотя в старину без разрешения родителей нельзя было смотреть на ребенка.

Обутки - старые, но крепкие

Обутки внутри были наиты соломой

Котенок показался настоящим
Предмет, который я видела впервые в жизни и впервые слышала такое название, - корневатка (корноватка) - круглая коробка, обитая железом, как сундук. Сплетена она из корней деревьев. Предназначалась для складывания приданого, дарилось девочке в детском возрасте. Такой предмет как корневатка широко бытовал у хантов и манси, в Сибири, железом не обивался. Учитывая этот факт, можно считать корневатку уникальным экспонатом музея Арамашево.

Такая вот она - корневатка
Третья комната никого не удивила, потому что в ней были расставлены предметы уральских ремесел и быта: зеркала, вальки и рубели, прялки, посуда и пр. Очень понравилась коллекция колокольчиков и ботало. Детям выдали по колокольчику, и они по команде начали звенеть. Вот радости-то было!




Детям раздали музыкальные инетсрументы! Что тут началось!
Есть в музее Арамашево и зал воинской славы, где представлены не только солдаты различных войн, но и военные предметы: форма, оружие, награды и т.д.



Порадовала и коллекция советской аппаратуры: телевизоры, пишущие машинки, граммофоны, пластинки, телефоны, фотоаппараты. Мне-то они были знакомы, а вот современным детям, как и предметы старины, в новинку.

И, наконец, еще один зал - классная комната с партами, черной доской, пионерской атрибутикой, букварями и учебниками начала и середины ХХ века, тетрадями для правописания, школьной формой, перьевыми ручками, и... розгами. Настоящими - теми, которыми учителя били нерадивых и непослушных учеников. Конечно, интересно было бы узнать о каждом из представленных экспонатов, но дети уже устали, а потому расшумелись. Здесь уже не помогли бы и розги, поэтому нас повели сначала на мастер-класс по изготовлению валенок, а потом во дворе музея для детей была проведена интересная игровая программа. Здесь они и побегали, и попрыгали, и потанцевали, и поиграли в различные народные игры. А в конце всех угостили горячим чаем, блинами и сушками.

Напоминает совесткое детство

Такие были учебники в начале ХХ века

И читать научишься, и законы узнаешь

Школьные правила 1872 года. Провинности и количество ударов розгами за них. Почитайте - забавно

Чистописание. Кто сейчас так сможет?

Игры на воздухе


Блины!!! А вкусные какие!

Общее фото на память
Если выдастся возможность приехать в Арамашево, езжайте. Поверьте, не пожалеете.
О том, как я валяла валенки, написано было здесь: http://novouralsk-2014.livejournal.com/871227.html, поэтому акцентировать внимание буду на другом.
Вообще, история села Арамашево (что в Алапаевском районе) уходит в 1631 год, когда первопоселенцы-казаки приметили местечко на высоком берегу реки Реж. Как и Верхотурье, со стороны реки село было защищено высокой каменной стеной (аж 42 м!), а потому набеги местных племен не сильно пугали арамашевцев.
Название села, на первый взгляд, ассоциируется со словом "ромашка", но, оказывается, "ара" в переводе с тюркского означает "граница". Известно, что дорога в Верхотурье шла через эти места, следовательно,
Честно говоря, я не увидела село целиком, так как наша автобусная экскурсия предполагала только посещение музея. Хотя знаю, что и природные достопримечательности, и старинные дома - настоящие крестьянские избы, и само месторасположения являются уникальными. Я познакомилась только с музеем, а потому о нем рассказ поведу.

Раньше в здании музея был купеческий дом купца Загайнова со складом и торговой лавкой. Нынешний музей основан был на базе школьного музея. Первое впечатление от музея: ну что я там нового могу узнать? Вроде бы те же старинные предметы, историю которых знаю назубок, тот же музейный запах, да теще и экскурсовод - пожилая дама с пучком на голове. Это вам не Рудянский музей с молодым энергичным экскурсоводом. Но это только первое впечатление. Никого не удивлю, если скажу, что экскурсовод вела не просто рассказ, а, казалось, переживала сама каждый период жизни села, о котором говорила. Но ведь так происходит в любом музее, везде работают энтузиасты, влюбленные в свое дело. Музей старенький, экспонаты расставлены стационарно и видно, что не передвигались много лет. Опять же, в сравнении с нашим новоуральским музеем, где каждую неделю происходит какая-нибудь "движуха", а к экспонатам не успеваешь привыкать, т.к. они часто сменяют друг друга, в Арамашево все тихо и спокойно. Все на своих местах.
Что же тогда зацепило? Вот не знаю что, но что-то зацепило. Наверно то, что все классически сохранено, какая-то стабильность, которую не наблюдали уже несколько десятилетий. А еще очень понравилось то, что музейные работники постарались из обычной экскурсии сделать праздник. Аудитория-то была в основном детская, ученики 4-х классов. И понятно, что сама экскурсия их сильно утомила. Но музей придумал и валяние валенок, и развлекательную программу.
Итак, музей.
Создавался он еще в советские времена силами школьников и учителей. Энтузиастов и тогда хватало. Несли все подряд: предметы быта, минералогические находки, потом пошли и кости доисторических животных. Когда места стало не хватать, власти решили отдать музею купеческий дом.
В музее несколько залов. В одном - история края, начало села, этнография. В зале есть макет местной церкви, которую башкиры сжигали аж пять раз. По преданиям, они пускали в нее горящие стрелы. В послереволюционные годы в здании церкви расположились клуб и библиотека, а в 1969 году церковь сгорела, так как стала совсем бесхозной. Новую церковь выстроили в 2005 году.




Второй зал представляет собой стилизованную уральскую избу. Такие избы внутри музеев есть во многих населенных пунктах. Здесь же "изба" примечательна тем, что мы не просто прошли сквозь нее, а всем коллективом расселись по лавкам, и экскурсовод провела настоящее погружение в историю (это можно было назвать интерактивным погружением, но в реальности). Даешь такие уроки истории в каждую школу! В зале находятся огромный стол, лавки и скамейки, коллекции самоваров, чугунков, туесков и прочей утвари. Но это не главное. Больше всего удивила печь и бабий угол - куть. Сделано все настолько правдоподобно, что казалось: хозяйка вышла и вот-вот вернется. Нам всем разрешили с помощью ухвата поставить в печь чугунок. Ох, нелегкая это работа!

В стилизованной избе поместились все.

Самовары - одна из многочисленных коллекций

Предметы быта

Ангелина Архиповна ставит чугунок в печь
Рядом с стоит кровать, а над кроватью - зыбка (люлька, колыбель). Что удивительно, сверху она накрыта юбкой, в которой мать ходила в положении, - это сильнейший символ защиты ребенка от злых духов. И вообще, до пятилетнего возраста детишкам старались шить одежду из одежды родителей
Рядом висят обутки - кожаная обувь, которую набивали соломой. Ноги не потели и не стирались. А на кровати лежал котенок и мирно спал. Настоящий! Хотя нет, пригляделась - игрушечный. Но как настоящий.

Зыбка, нарытая материнскою юбкой

Заглядываем внутрь . Хотя в старину без разрешения родителей нельзя было смотреть на ребенка.

Обутки - старые, но крепкие

Обутки внутри были наиты соломой

Котенок показался настоящим
Предмет, который я видела впервые в жизни и впервые слышала такое название, - корневатка (корноватка) - круглая коробка, обитая железом, как сундук. Сплетена она из корней деревьев. Предназначалась для складывания приданого, дарилось девочке в детском возрасте. Такой предмет как корневатка широко бытовал у хантов и манси, в Сибири, железом не обивался. Учитывая этот факт, можно считать корневатку уникальным экспонатом музея Арамашево.

Такая вот она - корневатка
Третья комната никого не удивила, потому что в ней были расставлены предметы уральских ремесел и быта: зеркала, вальки и рубели, прялки, посуда и пр. Очень понравилась коллекция колокольчиков и ботало. Детям выдали по колокольчику, и они по команде начали звенеть. Вот радости-то было!




Детям раздали музыкальные инетсрументы! Что тут началось!
Есть в музее Арамашево и зал воинской славы, где представлены не только солдаты различных войн, но и военные предметы: форма, оружие, награды и т.д.



Порадовала и коллекция советской аппаратуры: телевизоры, пишущие машинки, граммофоны, пластинки, телефоны, фотоаппараты. Мне-то они были знакомы, а вот современным детям, как и предметы старины, в новинку.

И, наконец, еще один зал - классная комната с партами, черной доской, пионерской атрибутикой, букварями и учебниками начала и середины ХХ века, тетрадями для правописания, школьной формой, перьевыми ручками, и... розгами. Настоящими - теми, которыми учителя били нерадивых и непослушных учеников. Конечно, интересно было бы узнать о каждом из представленных экспонатов, но дети уже устали, а потому расшумелись. Здесь уже не помогли бы и розги, поэтому нас повели сначала на мастер-класс по изготовлению валенок, а потом во дворе музея для детей была проведена интересная игровая программа. Здесь они и побегали, и попрыгали, и потанцевали, и поиграли в различные народные игры. А в конце всех угостили горячим чаем, блинами и сушками.

Напоминает совесткое детство

Такие были учебники в начале ХХ века

И читать научишься, и законы узнаешь

Школьные правила 1872 года. Провинности и количество ударов розгами за них. Почитайте - забавно

Чистописание. Кто сейчас так сможет?

Игры на воздухе


Блины!!! А вкусные какие!

Общее фото на память
Если выдастся возможность приехать в Арамашево, езжайте. Поверьте, не пожалеете.
Community Info