Олег Шишенин (olega_s) wrote in novouralsk_2014,
olega_s
novouralsk_2014

ТАВАТУЙ - "Тот водный путь". История одного зимнего похода

* исправленный вариант, подписи к фотографиям

Originally posted by evetskaya at ТАВАТУЙ - "Тот водный путь". История одного зимнего похода
Озеро Таватуй, известное своей легендой, историей и удивительной красотой, покоряется людям смелым и отчаянным. Таким, как охотник Таватуй и красавица Нейва в одноименной легенде. А еще тем, кто очень хочет пройтись по Таватую... на лыжах и увидеть берега, стоя в центре озера.

17 января 2015 года, оставив позади новогодние и рождественские каникулы, члены туристского клуба УЭХК под руководством Павла Анатольевича Исакова совершили лыжный поход по озеру Таватуй. Ну и я с ними.

Остров Братик (или Малыш).

Небольшое отступление о Таватуе. Государственный ландшафтный заказник регионального значения "Озеро Таватуй с окружающими лесами" - такое официальное название имеет этот удивительные природный объект. И, правда, природу Таватуя нельзя рассматривать вне связи с окружающими его прекрасными сосновыми борами.
Площадь зеркала воды - 21,2 кв. км; наибольшая глубина - 9 м, отметка уреза воды - 263,5 м. Озеро насчитывает историю в 10-15 тысяч лет. Таватуй - третье по величине (после Аятского и Исетского) среди озер Свердловской группы. Два века назад озеро имело иную форму и значительно меньшую площадь. В результате строительства плотины в верховьях реки Нейвы в 1762-1764 гг. возник Верх-Нейвиснкий пруд, вскоре слившийся вдоль узкой протоки с Таватуем и поднявший его уровень.
Озеро называют жемчужиной горных озер.
Название "Таватуй" имеет несколько переводов
1. С коми-пермяцкого "та-ва-туй" переводится как "тот водный путь". Существует легенда о проводнике-коми, который показал русским озеро и сказал, что надо идти "тем водным путем".
2. "Тау - "гора", "туй" – «пир» - "Пир гор", "Праздник гор". Действительно, озеро окружено со всех сторон горами. Горы собрались к озеру, как гости к столу. Наши умные предки умели все замечать и подмечать, поэтому и названия на Урале столь красивы и необычны.

Я не буду приводить здесь легенду о Таватуе и Нейве. Она и так слишком известна.

Погода в день нашего похода стояла как по заказу: тепло, ни ветра, ни снега. В общем, условия почти бархатные.
Сели мы в электричку, вышли на станции Таватуй, прошли станцию насквозь и уже на автомобильной дороге надели лыжи (специальные, туристские, я на таких ходила впервые). Сократив дорогу по непролазному заснеженному лесу, мы вышли прямиком к озеру Таватуй. И уже сразу дух стало захватывать! Сказать бы: "перед нами расстилалась гладь озера", да не получится, потому что никакой глади не было, а было перед глазами огромное заснеженное пространство. Но когда представляешь, что под снегом и толщей льда находится вода самого красивого озера на Урале, то понимаешь всю значимость и однодневного похода, и вековых легенд.

Целью путешествия стал обход и просмотр островов, находящихся в южной части озера. Большая часть островов, конечно же, спрятаны подо льдом и снегом, мы увидели только верхушки. Но нам и этого хватило, чтобы представить их целиком.
Начали мы свое путешествие с залива Шаманиха, названного так по небольшому населенному пункту Приозерному, в народе слывущему как Шаманиха. Шаманиха, шаман - уже попахивает стариной, обрядами, дУхами. Мне кажется, все озеро этим пропитано.

Уже с залива открывается прекрасный вид на озеро, вдалеке видны острова, а вокруг Таватуя – настоящий пир гор! Вершины открывались одна за другой:  Стожок, Большой Камень, Бычиха, Волчья , Высокая и др. Самая высокая вершина – Стожок. Она видна издалека. Название получила (возможно!) из-за своей формы, похожей на стог сена.
Мне, человеку, впервые оказавшемуся в центре озера, было интересно буквально все! Бывалый турист и хороший знаток местности П. Исаков забрасывал нас все новыми и новыми сведениями и фактами, которые уже даже плохо запоминались в виду их большого количества.

Напомню, что главная цель нашего похода – побывать на островах. Надо сказать, что в летнее время это удастся не всем и не всегда, потому что не ко всем островам можно подплыть, и не на всех выйти. А здесь мы и подходили к ним, и оглядывали со всех сторон, и трогали, а на одном даже устроили привал.
На Таватуе есть несколько островов, некоторые из них гористы: Ольхов Куст, Макарёнок, Софроновы, Голубев, Подосиновые и др.
Первый остров, расположенный недалеко от Приозерного, - Ольхов Куст. Остров довольно-таки крупный, название говорит само за себя. Заросший кустарником, заболоченный и мохнатый, остров когда-то находился в северной части озера, а потом «приплыл» на юго-запад, где и прирос к илистому дну. Тут он и остался.
Макарёнок состоит из скальных образований. Даже удивляешься: на чем там эти камни держатся? Зимой, когда у деревьев нет листьев, можно рассмотреть каждый камень. Летом этот же остров будет казаться заросшим, а камни не так хорошо видны.
Около Макарёнка под снегом оказался растаявший лед, и я даже немного провалилась в воду.
Побывали мы и на Софроновых островах, не менее красивых и примечательных.

Надо сказать, что на озере мы были не одни. Очень много рыбаков! Целые стаи рыбаков! В палатках и без палаток. Поодиночке и группами. Они сидели повсюду и приветствовали нас, туристов, шутками-прибаутками.
Так же мы встретили много любителей поколесить по глади озера на снегоходах. Эти выписывали линии и петли, рассекая воздух и утаптывая снег. Что, кстати, было нам на руку, простите, на ногу, потому что тяжелее всех шлось первому человеку, прокладывающему лыжню. А тут мы шли по утоптанной дороге, не тратя лишних сил.

Фактически мы дошли до середины озера. Окончанием путешествия стал поселок Калиново, куда мы вышли прямо с озера. Мы еще раз попили чайку на лодочной станции, где нас приветливо встретил хозяин. А дальше сели в автобус, затем в электричку на станции Калиново, и, наконец, прибыли в Новоуральск.

Общие впечатления от похода остались самые замечательные. Во-первых, познакомиться с озером Таватуй не с берега, а буквально изнутри (визуальные впечатления плюс реплики знатного туриста) – что может быть лучше?! Во-вторых, приятная компания всегда облагораживает человека (а компания была что надо!). В-третьих, поход имел и оздоровительную цель: 15 километров на лыжах да в удачную зимнюю погоду – это вам не у телевизора дома просидеть.

Конечно же, после похода захотелось большего! Теперь хочется пройти путь по озеру Таватуй до города Новоуральска, то есть пройти озеро насквозь, по протоке попасть на Верх-Нейвинский пруд и также пройти его весь целиком. Когда-нибудь я совершу этот пеший подвиг и напишу об этом на страницах блога.

Все фотографии выполнены П. А. Исаковым
Начало пути. Предстоит долгая и длинная дорога.

Мыс

Островок Макарёнок

Наша компания

Знаменитый остров Большой Сафрон. И место нашего привала.

Вдалеке виднеется поселок Калиново - финальная точка нашего путешествия.

Рыбаки!!! А вдалеке - гора Стожок.

И снова рыбаки на фоне горы.

Турсты на фоне скалы Веры. Еще ее называют скалой Веры, Любви и Дружбы.

Гора Высокая. На переднем плане - мыс, справа - скала Веры.

Идем дружно, гуськом.

Уже в конце пути.

Обмен впечатлениями о походе в электричке.
Tags: Таватуй, зима, лыжи, походы, сообщество

promo novouralsk_2014 апрель 8, 2019 14:16 7
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…