guriny (guriny) wrote in novouralsk_2014,
guriny
guriny
novouralsk_2014

Categories:

Мурзинка самоцветная. Часть вторая.

Начало здесь.
    Долго я , наверное, буду с этой Мурзинкой упражняться. Времени мало, пишу понемножку. Вчера успел написать только чуть-чуть. Женя-то уже всё выложила. А когда я закончу - не ведаю.

Мурзинка самоцветная.

     В общем, продолжаю. Подпись на памятнике, о котором я говорил,  принадлежала Дмитрию Тумашеву. Тому самому, который открыл на Урале первый железоделательный завод. А завод тот, как предполагают, был в наших краях, в Рудянке. И было это ещё до Демидовых.  Именно Дмитрий с братом и открыл самоцветы в Мурзинке.

Мурзинка самоцветная.

Кстати раньше люди говорили не "самоцвет", а "самосвет". Камушек, который сам светится. Светится так, будто в нём зажгли огонёк.

Мурзинка самоцветная.

    В петровскую эпоху о мурзинских самоцветах почти забыли. Не до того было. Нужно было железо, медь, а камушки - это так, пустая забава. Зато в пору правления женщин -Елизаветы и Екатерины - вспомнили снова. И направили на Урал мастеров итальянцев братьев Тоттори. В честь их одну из копей Мурзинки назвали Тальян, а камни , добытые там называли тальяшками.
      А мы, пока нам это рассказывают смотрим на картины тагильского художника Виталия Бухнера. А я вспоминаю, что Бухнер был соседом моего двоюродного дяди Семёна Михайловича Старостина. Они, оба художники, занимали одну мастерскую в помещении художественного фонда.

Мурзинка самоцветная.

Камни, камни. Не понимал я тягу людей к камню. Он мне казался всегда безжизненным и холодным. Мне было ближе дерево. А иногда посмотришь на камень - красота.

Мурзинка самоцветная.

В этом же зале кроме камня выставлены и преметы быта наших предков.

Мурзинка самоцветная.

Часы, на которых написана вся их "история". На обороте написано:"Куплены в Ирбите на ярмарке у мастера Мозера". И дата - тысяча восемьсот девяносто...дальше не помню.

Мурзинка самоцветная.

А мы лезем по лестнице вверх на второй этаж.

Мурзинка самоцветная.

Вид сверху.
Мурзинка самоцветная.

    Второй этаж по словам экскурсовода "образовался" так. В тридцатые годы Сретенскую церковь отобрали у верующих и хотели снести. Но председатель местного сельсовета написал в Москву, чтоб не сносили. Оттуда милостиво дозволили храм не разрушать. Только распорядились купола срубить. Оставшееся же помещение отдали председателю под клуб. Установили балки, настелили потолок, а под потолком установили кинопроектор. А полукруглые  своды церковные стали чердаком.

Мурзинка самоцветная.

     Отопление было в те времена печное и копоть оседала на сводах. Когда в 1992-м году в здании музея проводились реставрационные работы, то всю копоть смыли и открылись старинные росписи. Лишь один чёрный прямоугольник, нарочно оставленный реставраторами напоминает нам о той копоти, что была здесь раньше. Вероятно именно тогда в 1992-м году второй этаж перестал быть чердаком и на нём разместилась большая часть экспонатов.

Мурзинка самоцветная.

Здесь тоже камни и фотографии.

Мурзинка самоцветная.

Фото гранильщиков Екатеринбургской фабрики. Она кстати находилась прямо на Плотинке, в самом центре города. Подмастерье крутит ручку привода, вращает тяжеленнейший шкив. А от него идёт длинный ремень на другой шкив, крохотный. Этим создавалась огромная скорость вращения диска, за которым работал мастер. А мастер на диске шлифовал грани камня.

Мурзинка самоцветная.

А это уже местный горщик за своим станком. Этот станок потом был передан в музей.

Мурзинка самоцветная.

   Вот он, тот самый гранильный станок. Тут видно, что станок разделён надвое. Одна часть - это ручка, а под ней тяжёлый шкив-маховик. Другая часть - это  тот самый диск, на котором гранили. Диск насажен на вал. На том же валу ещё один шкив. Шкив, который под ручкой и шкив под диском соединял ремень. Крутишь ручку - вращается диск. Всё просто.
      В руках экскурсовода квадрант. Вообще-то квадрант - это астрономический инструмент для измерения углов. Нужно узнать угол, под которым находится звезда - использовали квадрант.  Здесь же это приспособление использовалось для того, чтобы прижимать обтачиваемый камень к диску под определённым углом. И если нужно, то изменить этот угол.


Мурзинка самоцветная.

    Диск и квадрант. На диск сыпали, а может приклеивали мельчайшие кристаллики корунда. Это был абразив. А камень приклеивали к квадранту сургучом. В ящик наливали воду. И обтачивали камень-самоцвет. Одну грань, вторую третью. И так все пятьдесят три грани. Или пятьдесят семь, не помню точно. Скорее всего на этом станке работали вдвоём. Один человек вращал ручку, другой работал с квадрантом.

Мурзинка самоцветная.

Под станком видна вся его нехитрая механика. Шкивы есть,  а ремень давно уже рассохся и рассыпался в труху. Вот на таком примитивном с виду оборудовании и работали местные огранщики. Работали и добивались блеска и игры самоцветных камней, которые потом шли на серьги, перстни, а может быть, даже и на короны  разных "сильных мира сего".

Мурзинка самоцветная.

     Как говорит нам книга "Предания и легенды Урала", старатели часть добытых камушков жертвовали на оклад иконы Прасковьи Великомученицы, которая находилась в этой же церкви. Куда он делся после конфискации - об этом легенды молчат. Изображение Преподобной Параскевы расчистили реставраторы, а всю поистине огромную массу драгоценных вкладов, которые делали старатели в эту церковь уже к сожалению не вернуть.

IMG_4545.JPG

Здесь же колодец. Такие колодцы строили старатели над шахтами. Тут они спускались под землю, иногда на десятки метров вглубь. Отсюда же в кованых бадьях поднимали наверх земельное богатство.  Кованые бадьи крепче, выдержат тяжесть породы.

Мурзинка самоцветная.

Тут же, у колодца совмещено "мистическое и капиталистическое". Полоз-хранитель подземных богатств и бутыль водки (муляж). Какой-нибудь шустрый перекупщик всегда отирался возле старателей с водкой наготове. Найдёт кто камень, он сразу туда.
-Продай за водку.
Если старатель настоящей цены камня не знал или просто маялся с похмелья, то у такого "капиталиста" вполне могло и получиться разжиться ценным камушком подешёвке.

IMG_4515.JPG

А если кто из наших устал, то они отдыхают на скамеечке или на ступеньках под самым куполом. Набираются светлых энергий по словам экскурсовода.

Мурзинка самоцветная.

Остальные рассматривают витрины.
Мурзинка самоцветная.

С помощью этого экспоната нам должно стать понятно, как там в земле растут камни. Нам много объясняли про камни и их рост, но я ничего не понял. Зато запомнил, что такая штука называется жеода.

Мурзинка самоцветная.

Кристаллы в породе.

Мурзинка самоцветная.

К сожалению я не знаю, как они называются. Не укладываются у меня в голове названия всяких каменных чудес. Наверное, душой я не уралец. Настоящий бы уралец все эти морионы и демантоиды знал бы наизусть. А я...

Мурзинка самоцветная.

Зато я знаю, что это такое. Это пневматический отбойный молоток, только без наконечника.

Мурзинка самоцветная.

Самые ценные экспонаты нам подсвечивают фонарём.  В свете фонаря они сверкают, переливаясь всеми цветами радуги.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

Ещё один зал.

Мурзинка самоцветная.

      В нём находится вот такой огромный чёрный кристалл мориона. Его называют Чёрной Мадонной. Вообще-то Чёрные Мадонны - это иконы или статуи Богоматери с чёрными лицами. С лицами, почерневшими от грехов человеческих. А тут кристалл. Почему его тк назвали? Однажды один гость из Москвы, приехав в музей, первым делом спросил:
-А где тут Чёрная Мадонна?
Работники музея ни сном, ни духом ни о какой Мадонне. И говорят ему:
-Нет тут никакой Мадонны.
А москвич, увидев кристалл, упал перед ним на колени и поцеловал. Говорят, что этот камень обладает целительной силой.

Мурзинка самоцветная.

     После опубликования в центральных газетах статьи о музее Зверев стал знаменит. Ему писали письма со всех концов Советского Союза и из-за границы. Одно письмо пришло из Венгрии. Там был написано: "Ивану Ивановичу Звереву, СССР, село Мурзинка где-то на Урале". А одна безнадёжно больная  женщина написала ему письмо с просьбой найти камень, который был бы способен помочь от рака. Это ведь страшно, когда не на что надеяться кроме камня. Камень в качестве последней надежды, последней зацепки за жизнь. И что он ей мог ответить.
       А это письмо из "большого" музея минералогии своему "меньшему брату", музею провинциальному.

Мурзинка самоцветная.

  А ниже я выложу несколько снимков камней. Был бы я специалистом, рассказал бы о каждом. Вдохновенно и со знанием дела. Но я не специалист. Поэтому просто смотрите.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

А кого-то красота камня уже утомила. Кукла интереснее.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.


Мурзинка самоцветная.

А это картина Геннадия Горелова "Грёзы". Вон она, в центре зала.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

   Картина ближе. В восьмидесятых годах мурзинский музей стал частью нижнетагильского музея-заповедника. Поэтому над украшением музея трудились специалисты-музейщики и живописцы из Нижнего Тагила. Например, Эльвира Раисовна Меркушева. Именно она формировала экспозицию музея. Я её помню, потому что примерно тогда же в начале девяностых начинал заниматься берестой и консультировался с ней, как со специалистом. Помню, спрашивал, а как же делали туески в старое время. И даже в мастерской Горелова один раз был. Как же давно это было. Теперь и не верится.

Мурзинка самоцветная.

Камни уже обточенные и отшлифованные. Только нет среди них огранённых аметистов, турмалинов, демантоидов, рубинов. Хотя и эти камни добывали в Мурзинке. Говорят, что музей грабили два раза. Поэтому всё, что представляет собой большую ценность давно уже увезли в Тагил и выставили там. Туда-то воры не сунутся.


Мурзинка самоцветная.

Самородная медь.

Мурзинка самоцветная.

И пирит - "золото дураков". Мы все в детстве находили среди камней небольшие блестящие "золотинки". Отец мне тогда объяснил, что это не золото, а обманка. Но я не знал, что она бывает таких размеров. Это ещё не самый крупный кусок. Рядом лежит ещё один, в четыре раза крупнее. Но я не нашёл фотку с ним.

Мурзинка самоцветная.

А это "золото умных", то есть золото настоящее. Крошечный блестящий кусочек в породе.


Мурзинка самоцветная.

На этом вторую часть я и закончу.
 
Мурзинка самоцветная.
Tags: Музей, родина
Subscribe

  • Многонациональное блюдо — картошка

    Добрый день, уважаемые читатели!В понедельник, 19 апреля в Публичной библиотеке Новоуральска МКЦ «Диалог» проводил познавательную акцию под…

  • Выложу первую попавшуюся.

    Сегодня мой компьютер принесли из починки. Переустановили то-сё. А потом я долго вспоминал пароли и возвращал себя в мир. По такому случаю выложу…

  • Карабольская волость

    Предисловие. Остались три башкирские волости. Судя по разбросу селений Карабольской волости можем представить как оттесняли…

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments