guriny (guriny) wrote in novouralsk_2014,
guriny
guriny
novouralsk_2014

Category:

Самолёт "с экскурсией".

   Едем мы из Чердыни в Соликамск и вдруг видим - самолёт. Стоит за заборчиком самолёт Ан-2. Родной наш кукурузник. Я как его увидел, чуть не прослезился. В советское время малая авиация занимала в жизни человека очень большое место. Конечно не каждый советский человек пользовался её услугами. Например мы, жители закрытых городов были напрочь лишены удовольствия от полёта на таком самолёте. Да и жителям цивилизованных мест малая авиация особо не была нужна. Зато она была остро необходима в какой-нибудь глухомани. К примеру, в той же Чердыни или в Ныробе. Туда в советское время асфальтированной дороги не было.

Самолёт Ан-2 на дороге из Соликамска в Чердынь.



Я вылез из машины и подошёл поближе. Самолёт монументально возвышался на фоне леса. Он казался абсолютно "живым". Не побитым, не поцарапанным. Хоть сейчас садись и лети.

Самолёт Ан-2 на дороге из Соликамска в Чердынь.

Я поинтересовался, что за учреждение такое владеет кукурузником. Оказалось, кафе "Руслан". Конечно, судя по названию, здесь более подошёл бы самолёт, носящий то же имя. Но настоящий "Руслан" великоват будет для этого места, да и не продаст его никто. Поэтому решили обойтись далёким предком "Руслана".

Самолёт Ан-2 на дороге из Соликамска в Чердынь.

   А я вдруг подумал, что вполне возможно именно этот самолёт более двадцати лет назад вёз меня из Перми в Ныроб. Во время службы в армии. Тогда расписание полётов кукурузников было огромным списком, не уступающим расписанию "большого" аэропорта с большими же самолётами. Пермский "малый" аэропорт назывался Бахаревка и был он одним из крупнейших аэропортов малой авиации в СССР.  Из Перми на север области были десятки рейсов в день. Теперь этого аэропорта уже нет. Осталось лишь взлётное поле, которое скоро застроят домами.
    Глухомань Пермской области кстати состояла не только из Севера, но и из таких не слишком северных краёв как Пожва, Кудымкар, Майкор. Во все эти земли дорог тогда не было. Или были, но плохие. Вот и летали в те края самолёты Ан-2. Летом на колёсах, зимой на лыжах. Перерыв в полётах наступал два раза в год. Во время весенней и осенней распутицы. Ведь взлётные полосы в медвежьих углах Урала твёрдого покрытия не имели. Точно так же, как и дороги.

Самолёт Ан-2 на дороге из Соликамска в Чердынь.

    Было мне тогда девятнадцать лет. Я помню, как влез по приставной железной лесенке в салон кукурузника. Лететь "отсюда и до Севера" мне предстояло два часа. Пятьсот с лишним километров. Разбежавшись по низенькой траве, взлетел наш самолётик. И раскинулась внизу огромная Пермь. Жилые кварталы, заводы, порт, железные дороги, автобусы. Блеснула широченная Кама с деревянным городком Хохловки на холме. Далеко внизу плыли теплоходы, моторки, баржи, плоты. Полз куда-то по чёрной воде белый "метеор" и тянул за собой длинные буруны.
     А потом пошли под четырьмя крыльями  самолёта леса и поля. Редкие деревни и небольшие городки. Ходили по лугам крошечные коровы. Мелькнула и скрылась низенькая деревянная Добрянка и еще долго маячила под самым самолётом огромная полосатая труба Пермской ГРЭС. Ни Березников, ни Соликамска я с воздуха не видел. Наверное, самолёт прошёл в стороне от них. Если бы я увидел тогда здоровенные "Уральские горы" солеотвалов, я бы их запомнил обязательно.
    А потом пошли уже северные места, где по рекам сплавляли лес. Широкий залив какой-то реки весь забитый тоненькими спичками-брёвнами. Лесорубы тогда просто кидали спиленные деревья в речки и они сами плыли по течению до сетки. За сеткой стояла специальная машина, которая связывала плывущие деревья в пучки, а из них формировали плоты. Потом эти плоты тащили буксирами куда-то далеко, туда, где лес не растёт. По Каме, потом по Волге и Дону. В Волгоград, Ростов, Астрахань.  
     Леса становились всё темнее и мрачнее. Мелькнуло внизу огромное болото с низкорослыми ёлочками. Промелькнула серая дощатая зона с бараками  и вышками. Вот и всё. Прилетели. Ныроб. Аэропорт стоял на пологой горке, под которой раскинулся посёлок. Блеснули крытые осиновым лемехом купола храма. В здании храма тогда была почта. Так я и прибыл на новое место службы. Так я впервые в жизни летал на кукурузнике.

Самолёт Ан-2 на дороге из Соликамска в Чердынь.

    Полюбовавшись самолётом из-за забора, я вошёл во двор. И тут увидел на стене вот такое объявление. "Экскурсия по самолёту". "Обращаться в кафе к продавцу". Между этими надписями вероятно была раньше написана цена экскурсии. Потом, когда цена экскурсии выросла, старую цену заклеили бумажкой. Сколько ж она стоит, экскурсия по самолёту? Хотел я зайти спросить, да жаба меня задавила. К тому же мы нагулялись по всяким музеям и ещё одной экскурсии, хоть и по самолёту, уже  не вынесли бы.

Самолёт Ан-2 на дороге из Соликамска в Чердынь.

    Велик ли самолёт-то. Да и что там в нём есть, за что не жалко заплатить деньги? Кабина с приборами и двумя сиденьями, салон и хвостовой отсек, куда скидывают почту. Внутри виден весь каркас самолёта. Все продольные и поперечные железяки, к которым крепится обшивка. То, что на корабле называется шпангоуты. Как уж эти штуки называются на самолёте, я не знаю. И рифлёный алюминиевый пол.
    Вдоль бортов по шесть складных  брезентовых сидений. Сиденье - это две железных палки, на которых натянут брезент. Зато с ремнями безопасности, мы ж всё-таки в самолёте.  Вот такую фотку с интерьером салона Ан-2 нашёл я в Интернете. Только тут сиденья не брезентовые, а пластиковые.

clip_image013.jpg

Ещё одна фотка того же интерьера. Зачем нужны дырки в сиденьях, я даже не представляю.

0_43b20_908f1df4_orig.jpeg

    Сидеть можно спиной к борту, носом в проход, упираясь взглядом в лицо сидящего напротив. Если захочешь посмотреть в иллюминатор - надо извернуться.  Я всегда так и сидел, извернушись во время полётов на кукурузнике. Очень уж красиво было за окном. Хотя была и модификация самолётиков с настоящими пассажирскими сиденьями. Как в Ту-154. Два ряда сидений по одному борту, один ряд по другому. Это, как говорили пассажиры на Севере, "мягкий борт".
    Вот и вся экскурсия. Там даже туалета нет. Если приспичит кому, то придётся терпеть до аэропорта. И отопление зимой не предусмотрено. Может быть, к пилотам и поступает немножко тепла от двигателя, а пассажирам уже нужно рассчитывать только на свои шубы и варежки. Зато над каждым сиденьем есть пакетик из плотной бумаги. Для блевотины. Вдруг кого-нибудь из пассажиров  тошнить начнёт. Морская болезнь в плохую погоду была довольно обычным делом на борту Ан-2.
     
Самолёт Ан-2 на дороге из Соликамска в Чердынь.

 Я только теперь на фотографии заметил, что обшивка самолёта внизу прорвана и висит клочьями. Самолёт Ан-2, он даже не фанерный. Он матерчатый. Металлическая обшивка только у моторного отсека и салона. Всё остальное - крылья и хвост обтянуто проклеенным и окрашенным полотном. На рулях высоты из-за этого так и написано по трафарету :"Не браться". Может быть и на этом самолёте есть такие надписи.

Самолёт Ан-2 на дороге из Соликамска в Чердынь.

Вот и весь самолёт Ан-2, безотказный трудяга уральского неба. Сделав несколько фоток довольно редкого ныне самолёта, к тому же занесённого в книгу рекордов Гиннеса, я пошёл обратно к машине. А в книгу его занесли потому, что ни один больше самолёт в мире не выпускали так долго.
Tags: Пермский край.
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • поздравляем нашу Алю с днём рождения!

    Может сегодня Аля…

  • Куяшская волость.

    Предисловие. Переходим к последнему экономическому району Екатеринбургского уезда — Юго-Восточному низменному. Юго-восточный низменный степной…

  • Внуку Джастину.

    У каждого стихотворения есть своя история создания. Стихи – это выражение в рифме и ритме внутреннего состояния в момент его написания. Я,…

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

Recent Posts from This Community

  • поздравляем нашу Алю с днём рождения!

    Может сегодня Аля…

  • Куяшская волость.

    Предисловие. Переходим к последнему экономическому району Екатеринбургского уезда — Юго-Восточному низменному. Юго-восточный низменный степной…

  • Внуку Джастину.

    У каждого стихотворения есть своя история создания. Стихи – это выражение в рифме и ритме внутреннего состояния в момент его написания. Я,…