volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Categories:

Куяшская волость.

Предисловие.

Переходим к последнему экономическому району Екатеринбургского уезда — Юго-Восточному низменному.

Юго-восточный низменный степной  состоит из трех башкирских и двух русских волостей. Волости русские: Куяшская (24) и Рождественская (45); волости башкирские: Карабольская (19), Кульмяковская (23) и Саринская (47). Земледелие составляет исключительное занятие (исключая Рождественской волости, где кроме земледелия, некоторые занимаются доставкой угля для горных заводов).

Куяшская волость.

Малый Куяш
Малый Куяш
Деревня Урукуль
Деревня Урукуль
Метлино
Метлино

Статистические данные по Куяшской волости

Церкви Куяшской волости.

Куяшское село (6 благочиние) Екатеринбургский уезд находится в расстоянии 125 в. от епархиального и уездного города и расположено при озере Куяш. Местность, занимаемая селом, в XVIII столетии принадлежала башкирам и была у них куплена помещиком Турчаниновым, который из своих имений Нижегородской и Пензенской губ. переселил сюда крепостных крестьян. 

Покровский храм в селе Куяш
Покровский храм в селе Куяш

Первоначально Куяшское селение принадлежало к приходу Каслинского завода; самостоятельный приход оно образовало в 1807 г., когда 19 Сентября заложен был храм в честь Рождества Христова. 27 Июля 1812 г. заложен был главный храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Храм каменный, построен иждивением помещицы Фелицаты Стефановны Турчаниновой. 

Покровский храм до реставрации
Покровский храм до реставрации

В 1859 году иконостас в Христорождественском приделе заменен новым, устроенный стараниями помещика Зубова и прихожан. В храме хранится часть Честнаго и Животворящего Креста, на коем был распят Господь наш Иисус Христос. Святыня сия вложена в серебряный, позолоченный крест, открывающийся на шарнире; крест четвероугольный, длиною 8/8 вершка, на нем 5 камней голубых. Ковчежец, в который вложен Крест с частию Животворящего Древа, серебряный, позолоченный, длиною 3 вершка, шириною 2 ½ вершка, 84 пробы, 1841 г., весу в нем со всеми принадлежностями 1 фунт и 7 золотников. Ковчежец с наружной стороны имеет стекло, которое открывается на шарнирах, а с нижней – открывается серебряная позолоченная доска, привинченная к стенкам ковчежца. Кругом вложенного креста на сиянии, выделанном на лицевой стороне ковчежца, за стеклом вставлены 9 камней темно-голубого цвета. При нижней части креста – нежный, светло-розовый аметист, кругом него три мелких аметиста и 3 камня темно-голубого цвета; над верхним передним концом – по 3 мелких аметиста и по 3 камня темно-голубого цвета. На нижней открывающейся доске ковчега вырезано прописными буквами: «Частица Честнаго и Животворящего Креста Господня, на коем был распят Господь Бог Иисус Христос». 

После реставрации
После реставрации

Святыня эта пожертвована церкви владельцем села действительным статским советником Алексеем Николаевичем Зубовым, а к нему перешла от светлейшаго князя Георгия Александровича Грузинскаго, которому досталась от предков его, царей Грузинских. Как видно из свидетельства, часть Животворящаго Креста вложена, с дозволении Высокопреосвященнаго Филарета, митрополита Московскаго, в древний серебряный крест и ковчег, освященный святою водою во время литургии в храме св. Великомученика и Победоносца Георгия, что на Всполье в столичном городе Москве священником сей церкви, магистром Иваном Димитриевым Поспеловым, Января 16 дня 1852 года. Свидетельство это скреплено подписом означеннаго священника и церковною печатью, а также засвидетельствовано подписом Высокопреосвященнаго Филарета, митрополита Московскаго Января 28 дня 1852. Сохраняется в храме села Куяш и другая святыня – серебряный, позолоченный осмиконечный крест с частицами св. мощей в четвертой части Креста – подножии, за стеклами с лицевой и оборотной сторон. Как видно из подписи, частицы св. мощей принадлежат св. мученикам и мученицам, память коих св. Церковь творит 26 Марта; имена их следующия: Вафусий, Верк, Арпилла, Авив, Агн, Реас, Гафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сопирил, Суимвл, Ферм, Фил, Анна, Алла, Лариса, Моика, Мамика, Уирка и Анемаиса, мощи коих почивают в Кизике, куда принесены Гаафой, царицей Готфской. Часовень в приходе две, каменная: в деревне Камакуле во имя Великомученика Георгия, построенная в 1871 году, и в деревне Урукуле, построенная в 1873 г. Приход состоит из села и 4 деревень: Камакуль в 7 в., Урукуль в 15 в., Темряс в 18 в. и Малый Куяш в 6 в. Прихожан в приходе числится 2380 д. мужского и 2475 д. женского пола, все они русские, православный; занимаются исключительно хлебопашеством. Причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Метлино
Метлино

Верх-Теченское село или Метлино (6 благочиние) Екатеринбургский уезд в 150 в. от Екатеринбурга; первое свое название получило от положения своего в верховьях р. Течи, а второе – от основателя своего Семена Ивановича Метлина. Село окружено со всех сторон башкирскими деревнями; например, к северу – дер. Бердянишь, к югу – Сары, к востоку – Пимикъ, на юго-запад – Улагачъ; из православных же селений самое ближайшее село Куяшской в 16 вер. Лет 50 тому назад вокруг Метлина рос прекрасный строевой березовый лес, и сажень дров в то время стоила 40 коп. с вывозкой, вместо 3 руб. по нынешним ценам. 

Церковь в Метлино
Церковь в Метлино

В прежнее время много истребили леса г. г. Бельников и Тимофеев, имевшие – первый вблизи Метлина, а второй в самом Метлине – чугунно-плавильные заводы; в настоящее время беспощадным истребителем леса является Екатеринбургский купец А. М. Злоказов, сжигающий на своей паровой мукомольной мельнице до 30 куб. саженей ежедневно. 

Ежегодно; вблизи Метлина березовый лес растет только на земле Злоказова в количестве 2000 десят. и на земле наследников Кокшарова, бывшего владельца этого селения, в колич. 600 десятин. Беспощадное истребление леса вредно влияет на хлебопашество и служит, между прочим, одной из причин прекращения занятий земледелием крестьян с. Метлина. По свидетельству предания, некто – помещик г. Метлин 200 лет тому назад купил у башкир 7000 дес. земли, с прекрасным строевым березовым лесом, за несколько десятков рублей, и столько-же баранов и на купленной земле поселил своих крепостных крестьян Орловской губ. 

По смерти г. Метлина поместье разделено было между родственниками его Сем. Ал. Булгаковым и теткой Агрип. Сем. Булгаковой по 3500 десят.; первый вел жизнь разгульную, пьяную, вторая – отличалась искренней набожностью и широкой благотворительностью: архиерейский дом – ея жертва, когда открыто было викариатство в г. Екатеринбурге; были значительны пожертвования ея в Богоявленский и Екатерининский соборы и в Тихвинский монастырь. Ей первой принадлежит не только мысль об устройстве храма в Метлине, но и почин этого дела, хотя и бесплодный: племянник ей, которому она поручила заготовление строительного материала, в пьяном виде проиграл в карты весь заготовленный кирпич г. Наседкину из Каслинского завода. К своим крепостным она относилась необычайно заботливо: она строила им дома, дарила их рогатым и рабочим скотом и проч.; пред смертию, по духовному завещанию, освободила всех крепостных на волю и передала им всю землю в количестве 3500 дес. Но, вследствие оспаривания этого завещания дальними ея родственниками, крестьяне с. Метлина стали пользоваться этой землею лишь с 1868 года, чрез 12 лет после смерти завещательницы. При разделе земли на каждую душу пришлось по 45 дес. земли да по 100 руб. деньгами из тех 7000 р., которые накоплены были опекою над имением в течение 12 лет. Некоторые из крестьян предались неудержимому пьянству, и в скором времени спустили до 1000 десятин за бесценок, именно, по 5-ти руб. за десятину в вечное владение. Другая половина имения г. Метлина г. Булгаковым продана была Ушкову, а Ушковым – Севастьянову, и этим последним перепродана, в конце 1859 г., управителю Сысертских заводов К. И. Кокшарову и его супруге Конкордии Григорьевне, купившей на свое имя 600 дес. Г-да Кокшаровы оставили по себе незабвенную память и как строители и благоукрасители храма и школы в селении, и как, вообще, щедрые благотворители причта и прихожан. Они строго держались похвальных обычаев: пред каждой Пасхой жертвовать в храм Божий что-либо из священных предметов, священнику и псаломщику и семействам их материи на одежду. 

Кроме сего, священник, в виде жалованья, получал от г. Кокшарова 120 р., а псаломщик 48 р. в год; бедные же прихожане щедро снабжались мукой, крупой, солью, мясом, чаем и сахаром и 30 коп. денег на принятие духовенства со св. иконами. Купленное за 60,000 р. имение г. Кокшаров перепродал екатеринбургскому купцу А. М. Злоказову за 370,000 руб. серебром. С того времени, как г. Злоказов устроил в Метлине паровую мельницу, началось и материальное и духовное обеднение народа: за исключением 10-ти домохозяев, самых обеспеченных материально, остальные крестьяне забросили хлебопашество и стали жить поденной работой на мельнице, да извозом и дошли до полного оскудения; с того же времени, вследствие прекращения мельничных работ на праздники лишь с 4 часов утра, стало замечаться большее и большее охлаждение крестьян ко храму Божию и к религиозным обязанностям. Существующий храм построен во имя Великомученницы Варвары и Святого Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца. До устройства сего храма в «сельце» Метлине была лишь деревянная часовня во имя св. Архангела Гавриила и сельцо это было приписано к Успенской церкви Каслинского завода, находящегося в 20 верстах от Метлина. Настоящий храм устроен был на средства г. Кокшарова – и в один незабвенный 1861 год: 20 Июня была совершена закладка св. храма, 15 Августа был сведен купол, на котором и был совершен причтом Каслинской Успенской церкви благодарственный молебен Господу Богу, и 12 Сентября – в день кончины Святого Праведника Симеона Верхотурскаго Чудотворца – торжественно совершено освящение его; в тот же день из моленной г. Кокшарова при многочисленном стечении коленопреклоненных богомольцев, со свечами в руках, перенесены были, как дар его в церковь, частицы св. мощей в трех серебряных крестах: в первом, большом – св. великом. Варвары, св. великом. Георгия Победоносца и преподобного Нила Столбенского, - перешедшие к г. Кокшарову по наследству от князей Грузинских, из рода которых была его мать, во 2-м и 3-м крестах – мощи Святого Праведника Симеона Верхотурского Чудотворца; один из крестов – дар А. Сем. Булгаковой Михаило-Архангельской часовне, существовавшей в Метлине до постройки описываемого храма. Вместе во св. мощами внесена была и местно чтимая св. икона Архангела Михаила, по преданию перенесенная первыми поселенцами из России. Торжественное перенесение св. мощей и освящение храма, благоговейное причащение св. Таин за первой же литургией храмоздателя со всей своей семьей и др. явления произвели такое сильное впечатление на присутствовавших при селе богомольцев, что с тех пор ежегодно к 12 Сентября собирается в с. Метлино не малое число богомольцев для поклонения частице мощей Святого Праведника Симеона, Верхотурского Чудотворца. 

В 1864 г. пожаром истреблена была вся деревянная постройка в колокольне и половина пола в самой церкви, но вскоре-же, благодаря доброхотным даяниям жертвователей, все повреждения были исправлены. Число жителей с 522 ч. в 1861 г. возросло до 937 чел. обоего пола; все они православные. В селе есть земская смешанная школа.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic