volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Categories:

Багарякская волость . Часть 2.

Церкви волости.

Багарякское село (6 благочиние) Екатеринбургский уезд, получившее название свое от реки Багаряк, находится в 110 вер. от Епархиального города, на юго-восток от него. Через село Багарякское проходит шоссейная дорога от «Баженовской» железнодорожной станции Тюменской ветви, до станции «Маук» - на Челябинской дороге. Климат сухой и здоровый. Температура воздуха в летнее время умеренная; жар в 30 градусов по R – редкое явление; зимняя температура колеблется в границах 14 градусов – 20 градусов R, мороз в 30 градусов на несколько дней – исключение; резкие перемены в температуре воздуха летом и зимой, зависящие от близости местности к Уралу, явление обыкновенное. Почвенные условия (чернозем, суглинок, супесок и известь) благоприятны для земледелия и огородничества. Поселяне занимаются больше всего посевом яровых хлебов: пшеницы, ячменя, овсе, ярицы; травосеяние не в обычае, при всей необходимости его в виду незначительности земельных наделов. На памяти старожилов местность по течению р. Багаряка покрыта была прекрасным вековым сосновым лесом; в настоящее же время растут низкорослые сосна и береза. Местность богата озерами (Куяшь, Шаблишское, Травяное, Гаевское, Моховое), в которых ловится карась, окунь, чебак; в р. Багаряк ловится, кроме упомянутых рыб, и щука. Багарякское село, бывшее слободой, основано в 1689 году. 

Основателем его был драгун Шадринской слободы Ивашка Кузнец с сыном Данилком и Катайскаго острога крестьянин Панкрат Жданов, которые с дозволения Тобольской приказной палаты воеводы Алексея Петровича Головина с товарищи, устроили слободу на свободной земле; в пределах отведенного к слободе пространства земли скоро завелись в разных местах до 20-ти деревень, принадлежащих по управлению к слободе; эти поселения и доселе существуют под теми же названиями. Поселившиеся в Багарякской слободе и деревнях, принадлежащих ей, были или государственные крестьяне, платившие по 1 ½ руб. за 5 десятин в пол, или – местные казаки, т. е. безоброчные крестьяне, пользующиеся землей за отбывание государственных повинностей натурою (рассыльные по казенным делам). Сборщиками оброчных статей с крестьян, а равно и таможенных пошлин и пошлин с торговых людей в казну Великих Государей (Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича) повелено быть тем же первым насельникам и «без всякой корысти»; в противном случае, как гласит рукопись «Память», «от Великих Государей быть им в жестоком наказании без всякой пощады». Как и все старинны слободы, Багарякская слобода была укреплена деревянным оплотом с двумя башнями и снабжена была двумя пушками; таковые укрепления были необходимы в виду соседства Багарякской слободы с башкирами, которые почему то большую часть земель Багарякской слободы считали своей (А чьей же ещё, если это их земля? – В.В.), вследствие чего не раз делали хищнические набеги на новых поселенцев; нередко поднимали возмущения против русского Правительства; так известны три бунта Башкирцев в 1662 – 1664 г.г., 1707 – 1709 г.г. и в 1737-1738 г.г. 

В конце царствования Елизаветы Петровны, по отдаче Сысертских заводов Турчанинову, крестьяне Багарякской слободы и подведомых ей селений были приписаны для работ к этим заводам с тем, чтобы зарабатывали на них подушные за себя деньги; в начале XIX столетия крестьяне Багарякской слободы были освобождены от заводских работ и сравнены в правах с прочими государственными крестьянами. Время образования прихода и первоначальный состав его – неизвестны: старожилы не помнят, а церковный архив сгорел в 1817 г. вместе с церковью (церкви деревянные, попы-пьяные, кадило – огниво..В.В.); но на основании рукописи («Память») нужно считать его одним из первых, старейшим из всех окружающих его приходов и по объему одним из обширных и людных; из Багарякскаго прихода впоследствии выделились, в 1767 г. - Боевский приход, в 1852 г. – Зотинский, в 1865 г. – Кабанский и Полдневский и в 1898 г. – Гаевский, а в 1897 г. отчислена к Огневскому приходу дер. Давыдова. 

В настоящее время Багарякский приход состоит из села Багарякскаго, с числом душ 568 м. п., 623 ж. п. и деревень Жуковой и Чертовой 256 м. п., 299 ж. п. и Скориной 196 м. п., 229 ж.п., итого 1020 м., 1151 ж.п. по первому штату; из деревень: Заречье 631 м. п., 692 ж. п., Рябкова 414 м.п., 439 ж. п., Говорухина (Терещата) 102 м. п., 107 ж. п. и Брюханова с Чупровой 183 м. п., 185 ж. п., итого 1330 м. и 1423 ж. п., по 2-му штату, а всего по обоим штатам число прихожан м. п. 2350 и ж. п. 2574, обоего пола 4924;все православные, без исключения. Сверх этого, временно проживающих числится м. п. 58 и ж. п. 60. Главным занятием прихожан служит земледелие; некоторые из прихожан (до 20-ти) занимаются ремеслами и торговлей, выделкой кирпича, работами на рудниках и заводах. Экономическое состояние прихожан не завидное: есть не мало домохозяев, у которых, кроме жилья, кое-как сколоченного, нет ничего за душей, и земельный надел их отдан в чужие руки на условиях почти что бессрочной аренды. Приходский храм – в честь Вознесения Господня устроен на юго-западной стороне села, на высоком берегу р. Багаряка. По народному преданию, до существующего каменного трех-престольного храма, в селе Багарякском было два деревянных храма, из которых первый сломан был в 1797 г. за ветхостию, а второй сгорел 24 Декабря 1817 года. Вместе с храмом сгорели и многия ценныя вещи и церковный архив; уцелели лишь приходо-расходные книги с 1818 года. Настоящий храм заложен был в 1818 году 21 Сентября, по благословению Преосвященного Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, друх-престольным: холодный – во имя Вознесения Господня, а придельный теплый – по имя св. великомученицы Екатерины; к теплому храму примыкает колокольня в три яруса. Кладка придельного храма кончена была в один год и с 11 Октября 1819 г., со дня освящения его, началось совершение богослужения в нем; иконостас для сего храма приобретен был покупкой за 300 руб. ассигн. в Екатеринбургском Екатерининском Соборе; в 1843 году этот иконостас был заменен новым трех-ярусным, с серебряными ризами на местных иконах, стоимостью 1643 р. сер. Главный же храм, с установкой нового и ценного иконостаса, окончен был постройкой лишь в 1834 г. 29 Мая было совершено освящение его Преосвященным Евлампием, епископом Екатеринбургским. Кроме внутренней отделки храма и стоимости иконостаса и двух – северных и южных крыльцов, устроенных в 1840 году, на постройку храма с колокольней израсходовано 36, 000 руб. ассигн. по тогдашнему счету. Иконостас в главном храме стоит 12, 767 руб. ассигнациями.

Вознесенская церковь Багаряк.
Вознесенская церковь Багаряк.

В 1874 г. был упразднен придельный храм, а вместо него начаты постройкой с северной и южной стороны теплого храма два придела: северный – во имя св. Праведного Симеона, Верхотурскаго Чудотворца, а южный – во имя св. великом. Екатерины. Одновременно с приделами строились по ту и другую сторону паперти две обширный комнаты – под ризничную и сторожевскую. Южный придел был окончен постройкой 1879 г. и того же года 23 Ноября освящен благочинным свящ. А. Парышевым; северный же придел окончательно устроен был и освящен лишь в 1899 году. Причиной такой медлительности устройства северного придела было лишение церкви общественниками тех доходов с базарной площади, которые с 1860 г. поступали целиком в церковь, и неурожаи и голодовки 1890 – 1891 г. г. Иконостас в этом приделе, устроенный в готическом стиле с золотой резьбой по алюминиевому фону, стоит 2000 руб. и устроен был исключительно на ассигнованные обществом с базарной площади деньги, по приговору 1897 г. 25 Мая, в память свящ. Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 

С 1894 г. по 1899 г. совершено было переустройство главного холодного храма, по проекту архитекторов Козлова и Дютеля: боковые ходы из теплых приделов были заложены, а вместо них в капитальной стене устроена была широкая арка, причем и холодный храм обращен был в теплый чрез устройство калорифера и вторых рам и дверей. Стоимость работ по переустройству холодного храма в теплый, вместе с орнаментными работами и украшением живописью в главном храме и приделах и устройством двух калориферов под ризницей и сторожевой комнатами, исчисляется в 4605 руб., из которых 850 руб. общественных по приговору 24 Января 1899 г. в увековечение благодарной памяти в Бозе почившего Императора Александра III за оказанную Им милость населению выдачей продовольственных ссуд в голодные 1890 и 1891 годы. В приходе имеются часовни: 

1) в самом селе на бывшем приходском кладбище, каменная, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, воздвигнутая и поддерживаемая в благолепном виде на средства местного крестьянина Гр. Михеева; 

2) в деревнях: Рябковой, Жуковой, Говорухиной, Скориновой – небольшие часовни деревянной постройки, неизвестно когда и кем и во имя каких святых устроенные; 

3) в деревне Заречье, с разрешения Епархиальной власти, в память в Бозе почившего Императора Александра III, строится часовня во имя св. Великом. Георгия Победоносца. Во все упомянутые часовни совершаются крестные ходы: в Багарякскую – 26 Июня, Зарецкую – 23 Апреля и в 10 неделю по Пасхе, в Рябковскую – 9 Мая и 15 Августа, в Жуковскую – в Троицын день, в Говорухинскую – в неделю св. Отец и в Скоринову – 29 Июня. Церкви принадлежат здания: 

1) два деревянных дома под помещениями двух священников, стоимостью в 2000 руб.; 

2) ветхий деревянный дом – квартира просфорни; 

3) ветхий деревянный амбар; 

4) каменный амбар на церковной ограде, и 

5) деревянное здание, пожертвованное обществом, по приговору 17 Октября 1899 г., под помещение церковно-приходской школы. 

В селе две школы: земская – смешанная и церковно-приходская женская, существующая с 1900 г.

Полдневское село (6 благочиние) Екатеринбургский уезд расположено по правому берегу р. Багаряка; название свое имеет от урочища «Полднево». Климат умеренный, почва черноземная, почему жители занимаются исключительно земледелием. Сначала Полдневское село было деревнею Багарякского прихода, а с 1874 года – село с самостоятельным приходом. С 1876 г. по 1879 год приход был прикрываем Пермскою Духовною Консисторией за неуплату священнику и псаломщику жалования от прихожан. Прихожане, числом около 1000 чел., все православные; храм во имя Богоявления Господня деревянный, оштукатуренный снаружи и внутри; при церкви есть церковно-приходская школа и два деревянных дома для священника и псаломщика.

Боевское село (6 благочиние) Екатеринбургский уезд, отстоящее от Екатеринбурга – в 95 в., расположено при впадении в р. Багаряк речки Боевки, давшей наименование и самому селу. Климатическия условия его не совсем благоприятны как для здоровья, так и для растительности: преобладание холодных северных ветров вызывает частые утренники и заморозки, восточный же ветер почти всегда сопровождается ненастьем; почва черноземная, местами глинистая. В окрестностях села находятся довольно богатые месторождения разных руд, с содержанием иногда серебра, золота и висмута, а также – залежи каменного угля высокого качества, благодаря чему главный источник существования жителей – хлебопашество находит значительное подспорье в заработках на рудниках и по доставке руды на ближайшие заводы Сысертские.

О времени появления первых насельников нет точных сведения; известно только, что это были оброчные крестьяне из разных мест, приписанные затем к заводам для заработки на них подушных за себя денег. Основание же прихода относится к 1767 году, когда Боевское село, бывшее до сего времени приписным к Багарякскому приходу, лежащему в 7-ми верстах к востоку от него, - выделилось в самостоятельный приход с деревнями – Гусевой, Фадиной, Пьянковой и Мельниковой. – Первый храм в селе был деревянный, но он сгорел в начале прошлого столетия. Существующий каменный – в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, с приделом в честь св. Прокопия, Устюжского Чудотворца, - заложен был в 1812 году окончен постройкой в 1838 году исключительно средствами прихожан. 

В том же году, 8-го Июля, было совершено и освящение его; придел же был освящен еще ранее именно, в 1820 году. Число прихожан в настоящее время достигло 5178 душ обоего пола; все православные и отличаются особенным радением ко храму Божию и строгим исполнением других религиозных обязанностей. Среди местных благотворителей более других выделяется крестьянин Иаков Березин, пожертвовавший в храм две иконы – Спасителя и Божией матери, стоимостью в 1562 руб., колоколом, весом в 129 пуд. 17 фунт. и ценою в 2070 рублей и, наконец, напрестольное Евангелие, стоящее 550 рублей. В селе есть земская смешанная школа и школа грамоты; последняя существует с 1894 г.

Гаевское село (6 благочиние) Екатеринбургский уезд расположено на северо-западном берегу озера Гаево или Куяныш, в самой восточной части Екатеринбургского уезда; от Екатеринбурга оно отстоит в 90 вер.; почва черноземная и суглинистая; у самого села есть признаки медных руд, именно, глины, проникнутой медно синью и зеленью; с северной, западной и южной сторон село окружено березовым лесом, годным лишь на дрова; у поселян луговой земли достаточно. Гаевское село до 1898 г. было деревней Багарякского прихода. По местному преданию, основателями этого поселения были два брата Падерины – переселенцы из центральной России начала XVIII столетия, занявшиеся здесь рыболовством; к этим братьям стали переселяться и другие крестьяне и принимали фамилию первых поселенцев, почему до сих пор фамилией Падериных называется большинство жителей этого селения. Первые поселенцы, вероятно, занимались главным образом рыбной ловлей, а потом, вследствие заметной с каждым годом убылью рыбы, стали заниматься и хлебопашеством. В настоящее время в селе Гаевском, с приписной к нему деревней Кривошеиной, насчитывается около 700 душ мужского пола, - все православные; ко храму Божию усердны; древних церковных обычаев держатся строго; но сколько набожны, столько же и суеверны. Так, слабого новорожденного младенца завертывают в лепешку из теста и сажают на лопате на мгновенье в жарко натопленную печь; больного ребенка причащают по три раза за одной литургией. Причиной грубости и суеверий поселян нужно считать, во первых, отдаленность (12 вер.) этого селения от приходского храма в с. Багарякском, когда оно было лишь приписной деревней к этому селу, а, во вторых, отсутствие школы в селении; в настоящее время существует школа грамоты; 20-ть же лет тому назад был в селении один лишь грамотный человек, едва-едва подписывавший свою фамилию. На месте нынешнего каменного храма – во имя св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла – стояла деревянная часовня, построенная, вероятно, первыми же поселенцами – Падериными; в 1873 г., с разрешения Епархиального Начальства, начата постройкой каменная часовня в 5000 рублей; в 1877 году гаевцы возбудили ходатайство пред Епархиальной властью о переустройстве часовни в приписную к тому же Багарякскому приходу церковь, под условием служения в ней в воскресные и праздничные дни причтом села Багарякского, при чем обязывались в вознаграждение за труды, кроме даровой подводы, давать по 20 коп. и по 2 пуда пшеницы с каждой податной души. За непредставление плана перестройки это ходатайство было отклонено и только в 1883 году, по второму ходатайству, получено разрешение Епархиального Начальства на переустройство часовни в храм под вышеупомянутыми условиями. 

В 1885 году храм был окончен постройкой и 10-го Марта того же года освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1897 году, вследствие ходатайства гаевцев, Указом Святого Синода от 3 Декабря за № 6754, открыт самостоятельный приход с причтом из двух лиц – священника и псаломщика.

Озеро Кабанье. Храм не сохранился
Озеро Кабанье. Храм не сохранился

Кабанское село (6 благочиние) Екатеринбургский уезд расположено полукругом около безыменного озера, которое в течение последних 15-ти лет с каждым годом все более и более мелеет; за негодностью воды в озере и в колодцах для питья, жители пользуются водой из р. Багаряк, находящейся в 3-х верстах от селения. Первым основателем села Кабанского был некто рыболов Вахрушев; 200 лет тому назад, он вышел из деревни Давыдовой, Огневского прихода; около Вахрушева поселились и другие рыболовы. Название-же это селение получило от кабанов, которые во множестве будто-бы водились в то отдаленное время в камыше и тальнике около озера. 

До 1883 года с. Кабанское было деревней, приписанной сначала к Багарякскому, потом Полдневскому и, наконец, Зотинскому приходам. 

С 1883 года, с устройством церкви во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, из деревни образовался самостоятельный приход под названием села Кабанья. Прихожане все православные; главным средством пропитания поселян служит хлебопашество; в свободное-же от земледельческих работ время они работают на железных рудниках, находящихся от села в 5 верстах на башкирской земле, которая, впрочем, за неимением ясных границ, отделяющих ее от земли поселян, является предметом постоянных пререканий между русскими и башкирами.

Село Ларино, Троицкая церковь.
Село Ларино, Троицкая церковь.

Ларинское село (4 благочиние) Екатеринбургский уезд, лежащее на юго-востоке в расстоянии 85 верст от епархиального города, расположено по правую сторону речки Багаряк, на протяжении 3 верст. Образование селения относится к началу XVIII столетия. Ранее оно называлось Ларино, а официально – Верх-Багарякское; первое название произошло от перваго насельника Ларя (Илариона), второе – по местоположению на реке Багаряк. Сначала деревня Ларино принадлежала к Карасе-Истокскому приходу, а в последнее время к Боевскому, как ближайшему. 

Самостоятельный приход село Ларинское образовало в 1867 г., когда 19 Февраля был освящен во имя Святыя Троицы вновь устроенный деревянный храм, выстроенный стараниями прихожан на собственные средства и доброхотные пожертвования посторонних лиц. Храм существует доселе в первоначальном своем виде. 

В 1882 году храм был обнесен каменной оградой, с мраморными столбиками и железными решетками. 

В 1893 г., по получении надлежащего разрешения, прихожане приступили к постройке нового каменного храма и в 1897 году закончили его кладку и покрыли железом. В 1899 г. произведена оштукатурка храма и в 1900 г. произведены работы по внутренней отделке и подняты кресты на новый храм. Приход состоит из села и деревни Мыльниковой, расположенной в 3 верстах ниже по течению речки Багаряк. В приходе всего числится прихожан 836 д. мужского и 822 д. женского пола; все они коренные жители, государственные крестьяне. Главное их занятие – земледелие, а затем работы на ближайших заводах и приисках. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – В селе Ларинском с 1870 г. существует школа грамоты.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 год

Статистика волости


Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии». Отдел хозяйственной статистики. Екатеринбург. Издание Екатеринбургского земства. Типография «Екатеринбургской недели», 1891 год, под редакцией Зверева.

promo novouralsk_2014 май 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic