volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Categories:

Бруснятская волость




Церкви Бруснятской волости

Бруснятское село (5 благочиние) Екатеринбургский уезд, отстоя от Екатеринбурга в 60 в. – на юго-восток, от ближайших станций почтовой и железнодорожной «Грязнухино» в 8 в., расположено по правому берегу речки Каменки, в местности безлесной и неблагоприятной для здоровья. Речка Каменка, от начала ея в 3 в., от села и до впадения в Исеть около Каменскаго завода, длиною около 60 в., в пределах Бруснятскаго села – узка, маловодна и тиха в течении так, что вода в ней летом застаивается, цветет и становится негодною к употреблению. И население, по необходимости, пользуется водою из колодцев с большим содержанием извести. В соседстве с селом – большое смрадное болото. Зимы – за отсутствием лесов, ветрены и холодны. Вследствие-ли употребления жителями колодезной воды, вследствие-ли климатических условий местности, или от других каких причин – население прихода Бр. подвергается частым заболеваниям дизентерией и разного рода тифами, особенно летом. Почва – черноземная, местами глинистая и болотная, в общем однакож довольно плодородная. Посему население прихода по преимуществу земледельческое, состоящее из крестьян, отличающихся зажиточностию: «нет между ними», по выражению местнаго бытописателя, «щегольства, нет и кидающейся в глаза неряшливости». Благосостоянию прихожан много способствовали: в прежнее время – отсутствие крепостничества и плодородие почвы, а в последнее время – открытие по соседству асбестовых и изумрудных приисков, дающих многим из жителей села хороший заработок в свободное от полевых работ время. Благодаря последнему обстоятельству, большой неурожай хлебов 1891 и 1892 гг., пошатнувший во многих местах крестьянское хозяйство, Бр. селом был пережит сравнительно легко и не оставил тяжелых последствий. Бруснятский приход открыт в 1763 году, по благословенной грамоте Павла, Митрополита Тобольского и Сибирского от 19 Марта, чрез выделение от прихода Белоярского 7 деревень: Брусницыной – с устроением в оной храма, Обуховой, Измоденовой, Некрасовой, Голопуповой, Грязнухиной и Чудовой, - с населением во всех их 617 душ м. п. 639 д. ж. п. В 1803 году четыре последние деревни образовали самостоятельный Грязнухинский приход, и в приходе Бруснятском остались три первыя с населением в 755 м. п. и 839 ж. п. душ, из коих в расколе состояло: 58 м. п. и 77 ж. п. В настоящее время приход Бруснятского кроме села, состоит из тех-же деревень Измоденовой и Обуховой, которые вошли в него с самого образования, и дер. Носковой или Вороничи, образовавшейся в 1868 году из крестьян, выселившихся из деревни Обуховой. Всего населения в приходе насчитывается, по последним сведениям, 1647 душ м. пола. Раскольников в деревне Обуховой: 92 м. п. и 104 ж. п. из них: приемлющих австрийское священство 46 м. п. и 54 ж. п. и безпоповцев: 46 м. п. и 50 ж. п. Село Бруснятское до построения в нем храма называлось деревнею Брусницыной по фамилии большинства жителей ея – Брусницыных, слободою Троицкою – до 1830 года и селом Троицким – до 1870 г. – по храму, а с сего года, согласно распоряжению Пермского Епархиального Начальства, именовалось и доселе именуется в церковных документах селом Троицко-Бруснятским. Сначала приходской храм в нем был деревянный, однопрестольный во имя св. Живоначальныя Троицы, построенный на добровольные пожертвования прихожан; заложен в 1764 г., а освящен в 1765 г. – по благословению Павла, Митрополита Тобольскаго и Сибирского. В 1807 году этот храм был обновлен и вновь освящен, так как во время бывшего тогда в селе пожара он начинал загораться и из предосторожности престол и жертвенник из него выносились. За ветхостью сего первого храма, в 1855 году, по благословению преосв. Неофита епископа Пермского, иждивением прихожан, был заложен каменный храм тоже во имя св. Троицы (холодный) с теплым приделом во имя иконы Б. Матери «Казанские», и окончен постройкою в 1859 г. Сначала в сем-же году освящен придел, а в 1867 году – главный храм. Довольно обширный вначале, вновь воздвигнутый храм с течением времени, оказался тесным, невмещающимся в себя усердствующих помолиться в нем прихожан, а потому сими последними, по предложению местного священника М. Сладчанского, единогласно решено было в 1880 году, в видах расширения храма, разобрать до основания Казанско-Богородицкий придел и вместо него построить два придела. Но таковому решению прихожан, вследствие происшедших между ними на первых-же порах разногласий по сему предмету, суждено было осуществиться только чрез 12 слишком лет.

 В 1893 году Екатеринбургским Епархиальным Начальством дано было прихожан, согласно ходатайству их, разрешение на указанную постройку приделов; в 1894 г. состоялась закладка оных, а в 1898 г. 23 Октября правый придел – во имя иконы Б. Матери Казанския, по благословению преосв. Христофора, епископа Екатеринбургского и Ирбитского, был уже освящен местным благочинным. Из св. икон в приходском храме пользуются особенным почитанием прихожан св. иконы Б. Матери Казанския, св. прав. Симеона Верхотурского Чудотворца. и святого Великомученника и Целитителя Пантелеимона. В деревне Измоденовой имеются дерев. часовня во имя пророка Илии и церковно-приходская школа, существующая с 1895 г. и помещающаяся в собственном здании. При церкви есть дом для квартиры священника со всеми надворными постройками, два амбара для хранения церковнаго имущества и лавки, дающия церкви в два престольных праздника около 3 руб. дохода.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Кочневское село (5 благочиние) Екатеринбургский уезд расположено при небольшой и маловодной речке Белой, в 12 в. от ближайшей железнодорожной станции «Баженово», в 60 в. от Екатеринбурга. Местность села и его окрестностей – низкая, по местам болотистая, степная, с небольшими березовыми перелесками, с почвою черноземною и на многих пашнях, удобряемых навозом и торфом, глинистая («белики»). Самостоятельный приход в селе Коневском открыт в 1822 году с разрешения Св. Синода, согласно общему ходатайству жителей деревень, его первоначально составивших: 1, Кочневой и 2, Кожевиной, отделившихся от Логиновскаго прихода, 3, Банниковой и 4, Хромцовой, отделившихся от Камышевскаго прих., 5, Кузиной, 6, Черноголяхиной и 7, Кунщиковой, отделившихся от Кисловскаго прихода. В 1852 г. деревни Хромцова и Банникова составили особый приход – Хромцовский, а дер. Кунщикова отошла ко вновь образовавшемуся приходу Костоусовскому. Ныне приход Кочневский, кроме села, составляют три деревни: Кожевина – в 1 в., Кузина – в 3 в. и Черноголяхина – в 3 в. от села. Прозвание села Кочневским местное предание объясняет двояко: 1, покрытою кочками местностию села и его окрестностей и 2, распространенною в селе фамилией первобытных заселителей этой местности Кочневых. В настоящее время население прихода составляют православные крестьяне, переселившиеся из разных мест Екатеринбургскаго уезда, занимающиеся исключительно земледелием, кроме немногих, уходящих в услужение по городам и заводам, и на заработки в другия места. Все число прихожан: 900 м. п. и 960 ж. п. Первый храм в селе Кочн. Был каменный, устроенный средствами и трудами жителей семи первоначально составивших приход деревень, двухпрестольный, с главным алтарем во имя пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и придельным – во имя преп. Кирилла Белоозерскаго Чудотворца; заложен сей храм в 1825 году, по благословенной грамоте преосв. Иустина, еписк. Пермскаго и Верхот. от 30 Дек. 1824 года. Главный храм с дорогим по тогдашнему времени иконостасом (в 6 тысяч рублей ассигнации) был освящен в 1824 году, а придел его – много лет ранее, но когда именно – не известно. В созидании и благоустроении сего храма много потрудились из местных прихожан крестьяне: Косма Петров Колясников и Гавриил Степанов Ваулин, как бывшие один за другим строителями храма, собравшими для сего нужныя средства, и первыми один после другаго церковными его старостами. В 1851 г. на средства прихожан устроена церковная ограда - каменная с железными решетками. В 1865 г. старый купол со шпицем на колокольне заменен новым, окованным белым железом, пожертвованным прихожанином Яковом Никитиным Ваулиным, водружены два новых железных позолоченных – на шпиц колокольни и главный храм – креста, на средства прихожан. В 1873 г. с разрешения преосв. Вассиана, еписк. Екатеринбургскаго, согласно ходатайству прихожан, совершено было местным благочинным заложение, на средства общества и церкви, двух каменных приделов: южного – во имя Пророка Б. Илии и севернаго – во имя великомуч. Артемия; первый освящен в 1875 году, а второй – в 1878 году, по благословению того же епископа Вассиана, местными благочинными. Мотивов и оснований к построению этих приделов, а также и того, что сделано с приделом преп. Кирилла Белоозерскаго, летопись храма не объясняет. Можно полагать, что храм приходский с постепенным увеличением прихожан его оказывался тесным и нужно было его этою пристройкою расширить, а Кирилловский придел упразднен и заменен одним из вновь устроенных. В 1878 г. средствами прихожан устроены с западной и южной сторона храма два мраморных крыльца без перил. В в 2000 р., собранных местным прихожанином Никифором Корнилиевым Кочневым с разрешения Епархиальнаго начальства. Большим почитанием в храме со стороны прихожан пользуется икона Иверской Б. Матери, именуемая «Вратарница». Эта икона приобретена с Афона около 20 лет тому назад прихожанином крестьянином Никифором Корниловым Кочневым и поставлена в устроенном средствами прихожан киоте прекрасной работы, под аркою в проходе из теплых приделов в холодный храм. В каждый воскресный день, после утрени, пред сею иконою торжественно отправляется молебен Пр. Богородице с чтением акафиста Иверской Ея иконе. В деревне Кузиной имеется часовня.

Храм Иоанна Предтечи в селе Кочневском
Храм Иоанна Предтечи в селе Кочневском

В 1869 г. ударом молнии иконостас в главном храме был опален и потускнел, в каковом виде и находился до 1885 года. В этом году преосв. Нафанаил, епископ Екатеринбургский, посетил храм и, заметив указанное повреждение иконостаса, а на стенах храма отсутствие живописи, настоятельно внушил прихожанам заменить, поврежденный иконостас новым и украсить храм живописью. В 1887 году, с целью – изыскать средства на потребный, согласно указанию Архипастыря, ремонт храма было открыто церковно-приходское попечительство; в 1888 г.г. ремонт храма уже был произведен, по подряду за 3600 руб., на изысканные попечительством средства, и с того времени Кочневский храм существует без изменений. В храме имеется ценное напрестольное Евангелие стоимостью в 500 руб., приобретенное покупкою на сумму.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic