volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Category:

Белоярская волость

Предисловие

Переходим к следующему экономическому району.

Е. Восточный Пышминско-Исетский - волости: Белоярская (10), Бруснятская (7), Хромцовская (53), Кисловская (21). Логиновская (28), Покровская (39). Местность частью ровная, частью волнистая Население занято земледелием на своих землях и конными заработками.

История в числах

В 1687 году верхотурскими боярами Фёдором и Иваном Томиловыми основана Белоярская Слобода.

В 1695 году в слободе был построен острог. Белоярская слобода объединила 20 деревень и до 1700 года входила в Верхотурский уезд.

В 1781 году начал действовать Сибирский тракт, на котором стояла Белоярская Слобода.

В 1885 году близ слободы прошла железная дорога, построена железнодорожная станция Баженово.

В 1924 году село Белоярское становится центром Белоярского района в составе Свердловского округа Уральской области.

14 августа 1959 года решением Свердловского облисполкома № 616 село Белоярское отнесено к категории рабочих посёлков с включением в его черту деревень Бутакова, Большая, Баженова.

В 1962 году в черту рабочего посёлка Белоярский включены деревня Крутиха, относившаяся к Ялунинскому сельскому совету, и посёлок Мельзавода № 5.Покровская

С 31 декабря 2004 года в соответствии с законом Свердловской области от 12 октября 2004 года № 90-ОЗ рабочий посёлок Белоярский становится центром Белоярского городского округа.

Белоярское село в советское время
Белоярское село в советское время
Белоярское в 60-е годы
Белоярское в 60-е годы
Село Мезенское
Село Мезенское
Курманка деревня
Курманка деревня
Школа в Гагарке
Школа в Гагарке
Деревня Боярка
Деревня Боярка

Церкви Белоярской волости

Белоярское село (5 благочиние) Екатеринбургский уезд, бывшая Пышминская слобода, расположено по Сибирскому, ныне упраздненному, тракту и правому берегу реки Пышмы, в 5 верстах от станции «Баженово» Пермь-Тюменской железной дороги, в 52 верст. от Екатеринбурга к востоку. Местность села здоровая, окруженная сосновым лесом, с проведением в 1883 г. железной дороги, привлекает летним временем многих дачников из Екатеринбурга для отдыха и подкрепления здоровья кумысом, приготовляемым приезжающими на это время башкирами. Почва в районе села черноземная, по местам глинистая и песчаная, малоплодородная. О начале слободы точных сведений нет. Но судя потому, что на одной челобитной 1695 г. подписался слободчик (т. е. староста) Белоярской слободы Иван Синицын, следует заключить, что слобода основана незадолго перед тем, то есть, в последней половине 17 столетия. Из хранящейся в Екатеринбургском Горном архиве (архив Горнаго Правления), составленной в 1719 году дворянином Димитрием Кухновым, описи Белоярской слободы видно, что в оной слободе тогда был рубленный город (т. е. острог) и в нем деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, судная изба, амбар с пороховой казной, два амбара для приема Государевых хлебных припасов, а вне острога изба для Государева таможенного сбора и питейной продажи. При церкви состояли поп, дьячек, пономарь и просфорня. Кроме этих лиц в слободе жили: Тобольский дворянин Корнилов, Тобольский же сын боярский Томилов; два писчих дьяка, два отставных писчика, два драгуна Арамильской роты, беломестный казак, крестьяне (4 двора) и бобыли (4 же двора). Белоярская слобода принадлежала прежде к Тобольскому уезду, а с 1719 года была приписана к Казенным Горным заводам. 

В настоящее время село называется Пышминским по реке, а Белоярским по высокому, обрывистому, усеянному на поверхности белыми мелкими камнями правому берегу реки Пышмы, на котором ранее были расположены церковь и дома жителей. Настоящий приход Белоярки, кроме села, составляют 5 деревень: Баженова – в 3 в., Бутакова – в 2 в., Большая – в 3 в., Крутиха – 2 в. и Ялунина – 6 в. от села. Население прихода, в числе 2007 человек мужского пола и 2155 женского пола, вместе с временно-проживающими в селе и на ближайших к нему приисках разночинцами, состоит из крестьян. Все они, за исключением 33 человек раскольников, православные. До последнего времени главным занятием их было хлебопашество, а до открытия пролегающей в соседстве с селом Пермь-Тюменской железной дороги (1883 г.) – и извозный промысел: почтовая гоньба, перевозка пассажиров кладей по Сибирскому тракту. Но так как почва в районе прихода малоплодородна, а в пределах его и окрестностях открылись разные прииски (золотые, изумрудные, асбестовые и пр.), то многие из прихожан, предпочитая хлебопашеству выгодный заработок на приисках, забросили земледелие и отдают свои пашни в аренду желающим из соседних сел. – Сведений о времени построения первого, бывшего в рубленном городе, храме во имя святого Николая Чудотворца, а также грамоты на его освящение – нет. Известно только, что он был без фундамента и настолько ветхий, что Екатеринбургское духовное правление в 1754 г. предписывало местному причту и церковному старосте учинить крупный ремонт этого храма и подвести фундамент. 

В 1801 году, по приговору прихожан, этот храм был продан в Чернокоровское село (ныне Камышловскаго уезда) за сто рублей и деньги положены в казну, т. е., в церковь. Второй храм в селе Белоярском – тоже деревянный, во имя святого Николая Чудотворца, построен в 1792 г. и в качестве самостоятельного просуществовал только 30 лет, а затем сделан приписным и в 1851 году был перевезен в село Мезенку. 

В 1822 г. устроен нынешний трех-престольный каменный храм. Главный храм в честь Успения Божией Матери, холодный, с иконостасом в три яруса, а два придела – теплые – с одноярусными иконостасами. 

Успенская церковь в селе Белоярском
Успенская церковь в селе Белоярском

В 1863 году сгорела от неизвестной причины колокольня этого храма, прихожане, спасая церковное достояние, сделали значительные повреждения в главном храме и приделах, вследствие чего весь храм был обновлен и вновь освящен. 

В 1880-х гг. Успенский храм был вновь капитально отремонтирован, сделан новый иконостас, а стены храма украшены живописью, что все стоило 8000 рублей. Приделы храма существуют до настоящего времени в первоначальном виде. – При церкви имеется площадь с 10 деревянными лавками, дающими ежегодно в пользу церкви от 150 до 200 руб. дохода. В приходе Белоярской церкви есть две деревянных часовни: 1, в деревне Большой – в честь Животворящего Креста Господня, неизвестно, кем и когда устроенная; и 2, деревне Ялуниной – во имя святого Николая Чудотворца, устроенная в 1896 году. В деревне Ялуниной с 1897 г. имеется школа грамоты, помещающаяся в наемной квартире. 

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году

Церковь Николая Чудотворца в Мезенском
Церковь Николая Чудотворца в Мезенском

Мезенское село (5 благочиние) Екатеринбургский уезд отстоит в 46 верстах от г. Екатеринбурга по Сибирскому тракту и в 6 верстах от почтовой Белоярской станции. Расположенное по реке Мезенке, давшей наименование селу и впадающей в р. Пышму, Мезенское село окружено сосновым лесом, не имеет в окрестностях болот и других источников со стоящей водою и потому в отношении здоровья благоприятно. Почва земли – глинисто-известковая «белочная». Мезенский приход открыт в 1852 году, а до сего года во всем нынешнем его составе из села Мезенки и 5 деревень: Гагарки в 3 ½ верстах, Боярки – в 4 верстах и Курманки – в 3 верстах от села, был частью Белоярскаго прихода. По сведениям за 1900 года, жителей в приходе Мезенском было: православных – 1229 мужского пола и 1348 женского пола и раскольников в деревне Курманке: 95 мужского пола и 100 женского пола – Занятие прихожан – исключительно землепашество; только некоторые из Курманцев выделывают ящики для пряников и сбывают их в г. Екатеринбург. – Храм села Мезенскаго, во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийскаго, деревянный на каменном фундаменте, крытый железом, окрашенным под малахит, внутри и снаружи оштукатуренный, одноэтажный и однопрестольный, теплый, одного здания с колокольнею; заложен в 1851 г. (29 Апреля) с благословения Преосвященного Аркадия, Архиепископа Пермского и Верхотурского, при Викарии его – Епископе Екатеринбургском Ионе, а освящен 1852 г. (20 Апреля), с благословения Неофита, Архиепископа Пермского и Верхотурского при том же викарии Еп. Ионе. Материалом Мезенскаго храма послужил Николаевский храм, бывший приписным в Белоярском приходе. Мезенцы купили этот храм, перевезли и вновь поставили его в своем селе своими трудами и средствами. Форма храма – продолговатый четыреугольник; средняя его часть – в два света, верхние окна небольшие, полукруглые. Иконостас деревянный – хорошей столярной работы в два яруса(става), окрашен краскою малинового цвета, украшен резьбою и позолотою. Это уже второй по счету иконостас, устроенный в 1866 г. на церковные средства в замен обветшавшего первого, вывезенного вместе с храмом из Белоярскаго села. Три главы храма – на алтаре, среднем храме и колокольне обиты белым железом и увенчаны осмиконечными из такового же железа крестами. Вход по храм – один, с запада мраморным крыльцом под железною крышею на мраморных столбах. 

В 1887 г. храм обнесен деревянною оградою на средства прихожан. В деревне Гагарской Мезенскаго прихода с 1898 г. существует школа грамоты в наемном помещении.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Свято-Никольский храм

В 1905 году была заложена новая каменная, трёхпрестольная церковь, главный храм которой был освящён во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского 25 сентября 1911 года, правый придел был освящён в честь великомученика Пантелеймона в 1912 году, левый придел был освящён в честь преподобного Сергия Радонежского в 1912 году. Храм был закрыт в 1936 году, а в 1991 году был возвращён в РПЦ. Храм пострадал от поджога в ночь на 1 апреля 2004 года. И только с апреля 2007 года службы стали проходить в Свято-Сергиевском приделе Свято-Никольском храме. Была восстановлен колокольня и большой золоченый купол. (Википедия)

promo novouralsk_2014 май 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic