volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Category:

Бобровская волость

Село Бобровское находится на пологом, правом берегу р. Исети.
До обнародования положения в пользовании крестьян всей волости было
290 десятин усадебной, 1431\4 покосной, 2408 пахотной и „расчищенных собственными трудами и иждивением или купленными у которые росчищали их", пашен 310 десятин, покосов; всего 4453 десятин (размеры определены со слов крестьян). 

Бобровское
Бобровское

Первые земли предоставлены 890 ревизским душам в потомственное пользование (общественные) за поземельной оброк и последние росчисти в  пожизненное пользование владельцев бесплатно. Пашня чересполосно с другими обществами волостей Бобровской, Чердынской, Арамильской и Логиновской. Ближние поля в версте от селения, а дальние в 15 верстах. Поля бугристые, разбросаны. Скаты но Уралу и реке Исети. Почва: 1/10 чернозема на 4 вершка, 1/2 торфяного чернозема (около болот), 1/2 серая, (чернозем с песком), 1/5 белик и 1/3 каменистая глина, подпочва глина. Покосы вблизи и за 20 верст болотные, лесные и небольшая часть лугов. Сено получается хорошее. Лесными материалами пользуются не выслужившие работники ботинки за полупопенные, а выслужившие и вдовы бесплатно из казенных дач.. 

Бобровское
Бобровское

Выгон общий с д.д. Вьюхиной и Поварней, огорожен посторонние пользуются им за городьбу поскотины. Усадьбы по актам; повыл отводят на выгоне по 12 на 25 сажень шириной, 40—100 саженей длины, „смотря по жителю". В наделе несколько площадей сдано под прииски; есть бутовый камень. При крепостной зависимости распределяло землю заводоуправление по годными работникам с 18 до 53 лет, с отработавших срок снимало и передавало „годным." По выходе на волю получили землю только годные работники, то есть работавшие до освобождения, по 3 десятины пахотной и по 2 сенокосной росчистями же владеют по актам. От вдов землю отбирают и передают совершеннолетним. Намерены переделить землю на всех работников. Пашню и покосы кортомят как у своих, так и в других обществах. Выгон сухой, каменистый; корм плохой. Волки губят много скота, в особенности мелкого. Средства к жизни доставляют различные заработки; от земледелия же кормятся немногие, а именно те, у кого много хорошей земли. Главный промысел у лошадных— извоз в Ишим, Ирбит, Шадринск, Троицк, Челябу и другие места. До 20 домохозяев занимаются гонкой смолы; немногие изготавливают колеса, работают на мельницах. Община ниже среднего достатка. Полетай появился в 1884 г. и распространяется в сильной степени на черновом и ыхъ почвах. До эмансипации работали на Березоиские золотые промыслы и одни только мужчины; трудность приисковой работы выкупалась высокими сторонними заработками.

Вьюхино
Вьюхино

2. Деревня Вьюхина находится на правом берегу реки Исети. Отвода надела не было до сего измени, а пользуются тем, что предоставлено по уставной грамоте, как и все жители Бобровской волости, в ровной степени. Заметки о наделе см. с. Бобровское. Скот ходит по полям без пастуха, в междупарье прикармливают скот соломой и травой. От неурожаев за последние годы скота стало меньше—пал от бескормицы. Средства к жизни извлекаются из земледелия и колесного промысла; раньше же, до проведения железных дорог, когда на колеса был большой спрос, промысел составлял главное занятие жителей. Впрочем, этот промысел развился, как и земледелие, по освобождении от крепостной зависимости. Уровень достатка общими ниже среднего. Население стало беднеть с упадком промысла. В нынешнем году одна семья переселилась в Челябинский уезд. Другие заметки см. по с. Бобровскому.

Фомино
Фомино

3. Деревня Фомина расположена на правом берегу р. Исети. В земельном отношении пока не устроена. Пахотной земли в нескольких стеклах, чересполосно с другими деревнями. Ближние поля у селения. Дальние в 4-5 верстах Полосы отделены межами 1/2—1 аршин. Большая часть полей ровная, меньшая бугристая с логами и болотами; склоны к р.р. Исети и Сысерти. Почва: 1/4 чернозема до 6 вершков, 1\4 серой и 1\3 белика частью каменистого. Сенокосы преимущественно по берегам р. Сысерти, кроме надельных есть росчисти. Пользование лесом см. с. Бобровское. Выгон общий, огораживают посаженно; справным городьбы набавляют. Около 27 десятин выгони затоплено соседним мельничным прудом Грачева. Усадьбы но равны, и продаются в вечное владение. Новые усадьбы отводятся на выгоне по 15 на 71 сажень. Землей пользуются как и в с. Бобровском. Теперь стали наделы дробить и давать малолетним. Передала „ожидают", но сами на него не решаются, не хотят отнимать землю у прослуживших. Пашню и покос кортомят в соседних селениях. Выгон сухой, каменистый, корил недостаточно, так что зимой скот кормится лучше. В 1884 году скот падал от бескормицы. Земледелие главное занятие. Заработки: извоз, выработки извести, работа на крупчатных мельницах. Община среднего достатка. Назад тому 6 лет 5 семей переселились в Бийский округ. Полетай начинает развиваться.

Поварня сегодня
Поварня сегодня

4, 5. д.д. Поварня и Денок. Первая расположена при слиянии речек Бобровочки и Расихи, вторая — на возвышенном берегу р. Исети. О наделе и земледелии см. с. Бобровское. Новые усадьбы отводятся на выгоне по 25 на 50 сажень. На покосах сданы площади под золотые прииски. Пашню кортомят большей частью у своих, покосы в Березовском заводе и д. Сарапулке. С весны скот пасется по полям, а летом по лесу; на выгоне травы не достаточно, потому что часть его затоплена спрудной водой. От неурожаев скота уменьшилось; волки много губят мелкого скота. Главные средства к жизни извлекаются от земледелия. Распространенный промысел экипажный (телеги, сани, кошевки). Изделия сдают своим скупщикам. С проведением железной дороги цены на эти изделия снизились вдвое. Поваринская община среднего достатка. В 1987 г. рожь и ярицу попортил червь; полетай стал появляться назад тому 2 года.

6. с. Косулино находится на бывшем Сибирском тракте при р. Бобровке. О наделе см. с. Бобровское. Поля по большей части ровные, с небольшими увалами; ближние у селения дальние в 5 верстах. Полосы старых наделов в 3 долях, данные малолетам от 1\4 до 1\2 десятины; межи 1—3 аршина. Почва; чернозема на 3—4 вершка. 200 десятин, серой 300 десятин, остальная белик; подпочва глина и камень. Покосы луговые, болотные к лесные; дальние в 7 верстах; сено получается хорошее. Выгон лесной, у селения в одном участке, огорожен. Лес намежеван только ныне в 4 участках. Лесными материалами пользуются из казенных дач. Усадьбы по владенным актам; усадьбы же погорельцев переделяли в 1868 и 1883 г.г. по 15 на 55 сажень; новые отводятся на выгоне по 15 на 50 сажень, но захватывают сверх нормы. По освобождению землю получили годные работники по 3 десятины пахотной и 2 десятины покоса; малолетам давали белики, не вошедшие в надел. Теперь малолетам дают упалые души. Передела желают безземельные и имеющие половинные наделы. Пашню кортомят большей частью у однообщественников никоих, а покосы в Березовском заводе и д. Сарапулке. На выгон корма достаточно. В 1883 г. пало 50 коров, в 1880 г. бешенный волк. искусал 24 коровы. До проведения железной дороги волки много губили скота. От земледелия получаются главные средства к жизни. Заработки: извоз, дворничество, ремонт тракта, старанье на золотых приисках, частью нищенство, которое раньше было очень развито. (Косулинские нищие). Значительное большинство живет бедно. Полетай появился 8 лет и развивается на хороших почвах.

Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии». Отдел хозяйственной статистики. Екатеринбург. Издание Екатеринбургского земства. Типография «Екатеринбургской недели», 1891 год, под редакцией Зверева 104-106

Церкви волости

Бобровское село (1 благочиние) Екатеринбургский уезд находится в 33 в. к юго-востоку от Екатеринбурга на правом гористом берегу р. Исети, против устья речки Бобровки, от которой и получило свое название, в 9 в. от села находится станция Пермь Тюменской ж. д. – Косулино. Окрестности села поросли сосновым лесом, болот почти нет; почва по преимуществу глинистая и песчаная; климат здоровый. Приход Бобровский состоит, кроме села, из деревень: Донка при речке Бобровке, Вьюхиной, Поварни, Фоминой и Ключей. До 1866-го года к прихода принадлежали еще деревни Малая Брусянка и Гусева, а до 1880-го – Косулино.

Церковь Михаила Архангела. Село Бобровское.
Церковь Михаила Архангела. Село Бобровское.

Село Бобровское существовало уже в самом начале XVIII-го столетия и имело церковь. В 1774 г. в феврале месяце (11, 24 и 25 чисел) село подверглось нападению шайки мятежников-пугачевцев. Руководителями шайки были жители деревень Ключевской и Фоминской. Один из них, церковный староста Бобровской церкви, сам привел в церковь татар, грабивших и увивавших жителей села, и отдал им церковные деньги. Священник Борис Гобов при первом же нападении скрылся в Екатеринбурге. 

Церковь все же уцелела. До 1809-1810 г. жители прихода были государственными крестьянами, а потом, за исключением дер. Ключей, перечислены в горнозаводские непременные работники или урочники; с 1863 г. были освобождены от обязательных работ и стали называться сельскими обывателями. Все прихожане племени русского, вероисповедания православного. В деревни Фоминой в 70-х г.г. XIX ст. появились было скопцы, но после ссылки их в Сибирь распространение секты прекратилось. Занятия жителей разнообразны: изготовление колес (д. Вьюхина), телег, ходков для летних экипажей, саней, (д. Поварня); работа на крупчатных мельницах и известковых горах; земледелие развито слабо, так как земельные наделы слишком малы и земля не совсем удобна; но за последнее время замечается усиленное стремление к хлебопашеству.

Неизвестно когда заложенный и освященный храм существовал уже в 1709 г., но где стоял, неизвестно. 25-го января 1792 г. этот храм сгорел и вместо него в том же году на средства прихожан заложен был новый каменный и освящен в 1793 г. так же, как и первый, во имя св. Архистратига Михаила. Размеры храма были не большие: в длину, за исключением алтаря, 2 саж. 2 арш. и в ширину 3 саж. 2 ¼ арш. В 1799 г. был заложен и в 1810 г. освящен придел с северной стороны во имя св. мучен. Параскевы; в 1849 г. 10-го июля заложен и 11-го июня 1854 г. освящен придел с южной стороны в честь Богоявления Господня. Капитальные боковые стены трапезы главного храма, оказавшиеся с построением приделов внутри здания, были разобраны и заменены круглыми каменными столбами. В 1871 г. была разобрана колокольня и западная стена трапезы и в 1871-1874 г. г. длина храма увеличена была к западу на 3 сажени и выстроена в соединении с церковью четырехъярусная каменная колокольня с каменными пристройками, в которых помещаются ризница, кладовая, сторожевская и коридор, ведущий от входных в ограду ворот в церковь. Вследствие ветхости и тесноты храма и в этом виде, Екатеринбургской Духовной Консисторией, по ходатайству прихожан, 26 июля 1886 г., было разрешено разобрать старый и построить новый. Учрежденный в том же году строительный комитет изготовил материалы для постройки; 1-го июня 1890 г. в день местного праздника памяти св. мч. Параскевы заложен был новый храм; в мае 1891 г. в течении двух недель разобран был до основания старый главный храм, боковые же приделы и колокольня вошли в состав нового храма; в 1896 г., при деятельном участии священника Александра Самарина и церковного старосты крестьянина А.Д.Коршунова, перестройка храма была закончена и 8 ноября храм был освящен, кроме приделов. На перестройку израсходовано было церковных сумм 9129 р. 66 к., да в 1871-4 г. до 8000 рублей. Предстоит еще постройка новой колокольни. Иконостасы во всех церквах оставлены старые, устроенные в 1827, 54 и 65 г. г. цеховыми мастерами Стефаном, Александром и Симеоном Голышевыми и стоившие в свое время более 6000 р. В деревнях Фоминой и Ключах есть две деревянные часовни, время и причина построения которых неизвестны; богослужение в них совершается дважды в год в дни местных деревенских праздников. Кроме обычных, совершаются крестные ходы: 1) в праздник Вознесения в д. Вьюхину к устроенному там кресту, 2) в неделю 2-ю по Пятидесятнице в д. Поварню и 3) в праздник Успения Б. М. на ключик в лесу по дороге в Арамильское с. в ½ от Бобровского, так же ко крестам; во время крестных ходов совершаются водосвятные молебны; время и причина устроения крестов и установления крестных ходов неизвестны. На неделе всех святых в пятницу издавна отправляется торжественное праздничное богослужение по храмовой главе, в честь св. мучен. Параскевы; праздник в народе носит название «Временная». К этому дню из окрестных селений стекается много богомольцев, и бывает торжок. Церкви принадлежат на базарной площади 10 деревянных без дверей лавочек. В 1854 г. на средства горного ведомства открыта была в селе школа, перешедшая в 1879 г. в ведение Министерства Народнаго Просвещения. В настоящее время эта женская двухклассная школа помещается в собственном здании. В 1896 г. открыта в наемном помещении смешанная церковно-приходская школа. В школах обучаются дети села и деревень. Прихожан числится 6678 д. обоего пола.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Косулино Церковь Флора и Лавра
Косулино Церковь Флора и Лавра

Косулинское село (1 благочиние) Екатеринбургский уезд находится в 26 в.в. к востоку от Екатеринбурга на р. Бобровке, в 4 в.в. от станции Косулино Пермско-Тюменской железной дороги; селение со всех почти сторон окружено березовым и сосновым лесом; почва глинисто-песчаная, мало пригодная для земледелия; климат сухой и здоровый.

До рестоврации
До рестоврации

Деревня Косулино существовала до 1721 г. и известна была как первый остановочный пункт по дороге из только что построенного тогда Екатеринбурга в Далматов и Каменский завод. Первые поселенцы села по преданию происходили из Устюга и носили фамилию Косулиных, откуда получила свое название и деревня. Все жители села русские и православные, до 1861 г. были непременными горными рабочими; в настоящее время занимаются извозом, работами на золотых приисках, торфяниках, на железной дороге, в куренях от завода и т.п.

Поварня. Николаевская церковь.
Поварня. Николаевская церковь.

В селении издавна существовала часовня, сгоревшая в 1869 г. 28 апреля. Вместо нея на том же месте в том же году выстроена была новая деревянная часовня, пристройкою алтаря и колокольни перестроенная в 1873-1877 г. г. в церковь, каковая и была освящена в 1877 г. 18-го сентября во имя св. Флора и Лавра. До построения церкви село состояло в приходе Бобровском, потом было приписано к Мало-Брусянскому приходу. С 1880 г. существовал приход самостоятельный, закрытый по недостатку средств к содержанию причта в 1885 г. Приход снова открыт в 1886 г. Храм оштукатуренный внутри и снаружи, со времени постройки не был перестраиваем. Прихожан в настоящее время числится м. п. 518 и ж. п. 572. С 1880 г. в селе существует Земское мужское училище.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic