jennifer_hot wrote in novouralsk_2014

Categories:

17% мужчин или в пермской глуши #1: город узников, спасение кота и заброшенные храмы

Однажды наступила весна, и я поняла, что соскучилась по ураловедам, ведь мы с ними виделись последний раз в начале года

Игорь предложил увлекательнейшую поездку по старинным городам и сёлам Пермского края, а мне хотелось приключений и восьмого марта в окружении красавчиков. 

Но вот так случилось, что мужчин в нашей компахе было 16,666666%. Да, нас было 20 женщин и всего лишь 4 мужчины. Зато каких!

Во-первых, со мной поехал Женя, и я обрадовалась, что рядом будет надёжное мужское плечо из моего родного города. Во-вторых, я хожу в ураловедческие походы только с Игорем Поляниным и Сашей Багно, с другими побаиваюсь: вдруг бросят пьяную в кустах? Саша поехал изучать другой город в это время, поэтому пришлось довольствоваться только Игорем. В-третьих, с нами поехал Борис Майданик (вместе с женой Светланой), он умный, краеведчески подкованный и может что-то интересное рассказать. В-четвёртых, с нами был Дима. С ним мы познакомились в Красноярской поездке, а в этот раз он был личным водителем для нас с Женей и Леной. Остальные ребята поехали на комфортном микроавтобусе. 

Таким образом у нас сформировалась отдельная четвёрка под названием «АББА», и наш квартет из Жень, Димы и Лены замечательно спелся.

В планах поездки было посещение населённых пунктов Ныробского тракта, погулять по музеям Чердыни, посетить гору Полюд и заглянуть в Соликамск и Усолье. От слова «музеи» меня с детства воротит, поэтому больше всего я мечтала увидеть Полюд. Даты нашего путешествия — с 6 по 8 марта.

Начало поездки было неудобным, особенно для Димы: ему предстояло поздним вечером ехать из Екатеринбурга до КПП Новоуральска, подобрать там нас с Женей, а потом всю ночь до восьми утра вести машину. 

Как мы ни пытались быть бодрячком, чтобы поддерживать водителя, всё равно уснули. 

Мы держались вместе: ехали за нашим автобусом, останавливались там же, где и вся наша группа, чтобы совместно попить кофе в кафешке или потрещать. В этих процессах оказалось, что некоторых участниц поездки  я уже знаю: Катя, Людмила, две Валентины,  Галина, Лена из Нижнего Тагила уже встречались мне в других походах.

Утром, когда стало светло, нас встретило село Покча (ставим ударение на второй слог), расположенное на берегу реки Колва. Я была сонлива и ленива, и пробудиться мне тут помогло только моё собственное удивление от увиденных полутораметровых сугробов вокруг. 

Было холодновато. Ближе к минус двадцатке.

В Покчу в 1472 году, после сражений под Чердынью пермяков с москвичами, была перенесена столица Перми Великой. Сей град столичный был основан завоевателем пермских земель Фёдором Пёстрым и простоял чуть более 60 лет.

В 1535 году Покча полностью выгорела во время пожара, и управление было перенесено в Чердынь. 

Именно здесь, как писал в своих работах знаменитый исследователь истории северного Прикамья доктор исторических наук, профессор Георгий Чагин, в 1455 и 1462 годах (процесс состоял из двух этапов) проходило крещение пермяков, бывших язычниками, в православную веру. Алексей Иванов в своей книге «Хребет России» утверждает, что крещение происходило в водах Колвы.

В XVII веке Покча стала важным центром баржестроения на Верхней Каме, в конце XVIII века  была построена каменная церковь, появилось много кирпичных домов. В начале XX века в селе действовали частное пароходство купца Черных и иконописная мастерская Алипия Федосеева.

После революции в Покче открылся колхоз «Красный октябрь», просуществоваший несколько десятилетий. 

Главная достопримечательность села — Благовещенская церковь, которая превратилась в качественную заброшку.

Церковь построена в 1785 году. 

Раньше в селе стояли несколько деревянных храмов, но до наших дней они не сохранились. Каменную церковь освятили  в 1794 году. Тогда храм был существенно меньшего размера. Позднее его дважды реконструировали, возведя новую колокольню, добавив приделы, заменив одну главу на пятиглавие и обложив старинный кирпич снаружи новым.

В 1940 году церковь закрыли: службы в ней запретили и организовали в храме мастерские по ремонту сельхозтехники и электростанцию. Позже здание забросили.

Фото: Евгений Горшков @nyako_san
Фото: Евгений Горшков @nyako_san

Инициативная группа по возрождению церкви появилась в 2019 году. Вроде как её собираются реставрировать.

В Покче можно увидеть несколько деревянных жилых домов конца 19-го — начала 20-го века, украшенных резными деталями.

Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин

А ещё в Покче есть богадельня, обитатели которой зазывали нас на свои мастер-классы, активно с нами беседовали и рассказывали о жизни в селе.

На окраине села — родничок. Его называют родник мёртвой воды. 

Предание гласит, что в XV веке в этом месте захватчики казнили покчинского князя со всей его семьёй - женой и пятью детьми. А на следующий день из земли, пропитавшейся их кровью, забили семь ключиков и потекли семь ручейков, сливающихся в небольшое круглое озерцо.

Считается, что мёртвая вода полезна для здоровья, лечит тело, возвращает ему молодость. Об этом мне рассказали наши путешествующие женщины. Я быстренько опустошила бутылочку из-под вишнёвого компотика и набрала ключевой водицы. Потом буду ей всех угощать. 

Рядом с родником — заброшенный домик из стеклянных бутылок.

Фото: Евгений Горшков @nyako_san
Фото: Евгений Горшков @nyako_san

Подивившись немного, а потом поняв, что наша группа уже смоталась в соседнее село, мы сели в машину и поехали в Вильгорт.

Немного поползновений по сугробам, но к храму Святой Троицы, обозначенному как памятник архитектуры, так и не удалось подобраться. 

В селе Камгорт тоже находится недействующая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Кмгорт примечателен тем, что в 2006—2009 годах поблизости проходил фестиваль «Сердце Пармы». В 2010 году инициатор фестиваля писатель Алексей Иванов после конфликта с властями Пермского края отказался от участия в мероприятии, поэтому в 2010—2015 годах около Камгорта ежегодно летом этно-ландшафтный фестиваль проходит уже с другим названием «Зов Пармы». С 2016 года он перебазировался в Чердынь.

Во время фестиваля можно увидеть ролевые спектакли, выставки народных промыслов, демонстрацию выступлений танцевальных коллективов, постановки от местных театров. 

В этом храме нам удалось вволю наползаться. 

Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин
Фото: Игорь Полянин

Город узников Ныроб стал для нас заключительной точкой первого дня путешествия по Пермскому краю. И самым запоминающимся для меня. 

Ныроб — посёлок как посёлок. В нем есть дом культуры, школа, детский сад, кафе «Мираж» (в котором я не выдержала и приложилась к пивку) и краеведческий музей. А «посёлкообразующее предприятие» здесь всё же колония: кто-то там работает, а кто-то там сидел.

Тюремная история Ныроба давняя и славная. В начале 17-го века Борис Годунов сослал сюда Михаила Романова – дядю будущего первого царя этой династии. Тут, в яме, Романов и умер. Об этом рассказывают на экскурсии в местном краеведческом музее, куда направились ребята. 

Мы с Женей зевнули и оторвались от коллектива, решив прогуляться вдвоём по пермской глуши.

В Ныробе две главные достопримечательности, ради которых стоит сюда приехать, – яма, в которой содержался Михаил Романов, и старинная Никольская церковь. В яму, к слову, нам удалось попасть в конце экскурсии, никто не заметил, как мы влились обратно в коллектив.

Но до этого мы с Жекой спасали кота. 

Увидев на крыше здания рыжего котейку, жалобно просящего срочно снять его, иначе он покончит жизнь самоубийством, мы с Женей телепаться не стали — кинулись спасать хвостатого. Но так просто до него не дотянешься!

Вначале Женя пытался поднять меня, а я ухватить хитрого кота, не так охотно идущего на ручки, как кажется, за любую конечность. Затем я позволила Жене потоптаться по моей спине. То ли Женино обаяние, на которое клюют все кошачьи, то ли его цепкие руки сыграли свою роль, и рыжего мы всё-таки с крыши сняли. 

Поискали с котом на ручках магазин, нашли. Купили корм, накормили и отправили восвояси.

И что вы думаете? Когда мы вернулись с прогулки к яме, кот снова сидел на крыше и жалобно орал. 

— Да пошёл он в жопу, манипулятор! — вскрикнула я. — Даже шнурком не пошевелю, чтобы снова его спасать.

Но кот всё же манипулятор, и мы снова пошли снимать его с крыши. На этот раз я воспользовалась спиной Жени, чтобы схватить кота, но навернулась и упала в сугроб. Ловкость — это у меня от папы.

Снова послав кота в жопу, я решительно пошла за нашей компанией ураловедов, по пути убеждая Женю в том, что не стоит так любить котов, они вовсе не милашки, а настоящие мошенники и наглецы.

Мы отправились в Чердынь, где располагался наш хостел «Северный Урал». Жили мы в комнатах по двое человек, вполне себе уютненько. Мы с Леной шикарно спелись  в поездке и жили в одном номере. Парни — по соседству, через стенку. Наверное, они о нас секретничали всяко, потому что мы о них точно секретничали :)

Хозяева гостиницы оказались удивительно радушными и гостеприимными: делали для всей нашей большой компании травяной чай и угощали вареньем. 

Вечером разрешили бесплатно попариться в баньке. Конечно же, я и ещё несколько девчонок решили воспользоваться этим случаем! Банька удалась на славу: горячий пар и свежие веники сделали своё дело — усталость как рукой сняло!

Из бани я вернулась счастливая и жизнерадостная, Дима уже приготовил отличнейший глинтвейн, мы нашей «Аббой» поиграли пару часиков в Alias, посмеялись, посмотрели в гостиной «Женский стендап» и улеглись спать. 

Продолжение следует.

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic