guriny (guriny) wrote in novouralsk_2014,
guriny
guriny
novouralsk_2014

Categories:

Мы жили на улице МОПРа. Часть первая.



Тут на нас опять накинулась муза дальних странствий. И мы с Алей подумали, а не съездить ли нам в Кунгур. Кунгур – это такой город, который одной рукой стремится в небо, а другой рукой – в подземные глубины. Видите, как поэтично сказал я про Кунгур. И ведь всё правда. Именно в Кунгуре проводятся соревнования воздухоплавателей, и в нём же находится знаменитая Кунгурская пещера, про которую говорили… Впрочем, что про неё говорили – это я расскажу потом. Про Кунгур у меня будет два поста. В одном - про «всё, кроме пещеры», в другом про пещеру.




Кунгур привлекал моё внимание с детства. Я довольно часто ездил мимо, и видел в городе купола красивых церквей. А чуть дальше Кунгура поезд шёл красивым берегом реки. Я в детстве думал, что это Чусовая. На Урале ж «только одна» красивая река – Чусовая. Я тогда ещё не знал, где она в самом деле находится. И лишь потом мне кто-то сказал, что река, мимо которой я ездил, называется Сылва. Потом меня ещё раз разочаровали:
-А ты знаешь, что в этих кунгурских церквях сплошь тюрьмы?
Но несмотря на всё это, я всё детство прилипал носом к окошку поезда, когда поезд проезжал Кунгур. Второй «достопримечательностью» Кунгура была железная дорога, тянувшаяся через самый центр города. Её тоже было хорошо видно из окна поезда. Кто-то даже думал, что в Кунгуре есть свой трамвай.



А однажды руководство завода УАМЗ, где работали мои родители, пошло на беспрецедентную акцию. Они заказали целый специальный поезд в Кунгур. Рано утром дети и подростки из нашего города собрались на вокзале и загрузились в тот самый поезд. Было нас, наверное, человек тысяча. Это ведь была очень сложная организационная работа – перевезти всех детей, показать им всё, проследить, чтоб они в незнакомом городе не разбежались. Ни до того, ни после я ни о чём таком не слышал. А тут нас довезли на поезде до Кунгура, посадили в автобусы и повезли. Кого в пещеру, кого в краеведческий музей. Случилось это в начале восьмидесятые, когда мне было то ли четырнадцать, то ли пятнадцать лет.



Я долго был под впечатлением от этой поездки и всем рассказывал о том, что я видел. Пещера меня поразила. Я взял перо и бумагу и постарался нарисовать причудливые каменные своды, камни, похожие на каких-то сказочных коней, гладь подземного озера и отражение в нём. До нашего времени мой рисунок конечно же не дожил. А из музея я помню только селенит, буровые коронки и единственного «зверя», который водится в пещерных озёрах. Подробнее про «зверя» расскажу потом. Вообще, я довольно хорошо запомнил некоторые детали той, давней поездки. И изредка буду вставлять сюда что-то из тех, детских воспоминаний.



И вот, мы решили ехать. Оказалось, что Кунгур хоть и не далеко, но доехать до него довольно сложно. Раньше у меня была иллюзия, что по дороге Екатеринбург-Пермь поезда идут весь день и всю ночь. И выбрать удобный поезд будет легко. Это оказалось совсем не так. Поезда шли, хоть и часто, но почему-то или вечером, или глубокой ночью. Представляете – приедешь в Кунгур в три часа ночи. И куда? Сидеть на вокзале и ждать, пока откроются музеи? Шесть часов ждать? Кстати. В гостиницах время заселения было лишь в 12 часов. И «Ласточка» пермская приходит в Кунгур лишь поздно вечером. Нас это не испугало, и мы решили ехать. Ведь говорят, что лучшее время для посещения пещеры – это как раз март. Потом всё начинает таять и Кунгурская ледяная пещера уже не очень ледяная.
И вот, мы приехали. Глубокая ночь, а мы ходим по вокзалу, вызывая некоторые подозрения у охранников. Вокзал в Кунгуре монументальный и с виду довольно большой. Только вот помещение для пассажиров там оказалось не слишком просторное, хоть и с лепниной на потолке. Посреди зала стоит огромная пальма-драцена в кадке. Она почти упирается в высокий вокзальный потолок. «Высажена в 1980-м году». Ого!



Кстати. В моих детских воспоминаниях нет кунгурского вокзала. Хотя такой красивый вокзал я не мог не запомнить. Дело тут в том, что наш поезд с детьми к вокзалу не подгоняли. Нас высадили немного не доезжая вокзала, в "чистом поле". Так было легче собрать детей и проследить, чтоб они не потерялись.

Кунгурский вокзал начала 80-х. Фото с сайта "Паровоз ИС"


Скоро слоняться по вокзалу нам надоело. Мы устали, да и перспектива просидеть тут ещё долгие часы нас не радовала.

Потолок кунгурского вокзала.

-А давай пойдём в гостиницу. Не прогонят же нас там. Вдруг, да и найдётся нам кровать?
Гостиница располагается метрах в трёхсот от вокзала и называется соответственно. «У вокзала».
Когда мы ещё дома перебирали гостиницы в Кунгуре, то сразу наткнулись на эту. Гостиница «У Вокзала», расположена на ul.Mopra – было написано латинскими буквами.
-Ой, что там, в Кунгуре за улица Морга? – мы даже испугались.
Конечно, как тут не вспомнить «Убийство на улице Морг». Роман такой был, не помню, чей. Потом я конечно сообразил, что улица не Морга, а Мопра. Но кто такой Мопр – это оставалось загадкой. Улица была явно названа так сразу после революции. Но кто же он, этот загадочный товарищ Мопр? К какому народу принадлежал? В Красноярске была улица Перенсона, и он был эстонец.



Мы пошли в ночную темень. К ночи похолодало, и было уже минус 21. На такой холод мы не рассчитывали, и стали потихоньку мёрзнуть. Возле вокзала сидел в машине бессонный таксист, а мы шли куда-то в темноту мимо обшарпанных двухэтажных домов. У мусорного ящика стоял какой-то мужик в налобном фонарике и вытаскивал из мусора небольшой лист железа. И больше никого вокруг – ни машин, ни людей, ни даже собак. Нам стало чуть жутко.



А вот и наша улица Мопра. Мы долго стучали в дверь гостиницы. Она открылась, и оттуда выглянул седой мужчина восточной наружности.
-Заходите – он говорил по-русски с едва заметным акцентом.
Мест, конечно же не было, и до двенадцати часов ждать было нечего.
-Сейчас ведь праздник, все едут…Но, если хотите – посидите тут на диванчике.
Сидеть на мягком диванчике было всё же лучше, чем тащиться обратно на вокзал. И мы были очень благодарны хозяину за то, что он нас пустил. Может, поспим хоть немного. Мы ворочались и так, и эдак. То нам казалось, что мы уже засыпаем, то уже не казалось.

Когда уж люди поймут, что улица не Крупская, а Крупской. Чья улица? Надежды Константиновны Крупской.


Я стал читать книгу. Книга была – «Война и мир» Льва Толстого. Я дочитал до письма, которое писала княжна Марья Болконская своей подруге Жюли. «Драгоценная моя Жюли…» писала княжна по-французски. И дальше длиннейшее такое письмо на страницу французского текста. И такая же длиннейшая сноска с переводом – опять на страницу, только шрифт уже мельче. Света было мало, и разобрать мельчайший текст было ужасно трудно.
-Да провались ты со своим французским языком, Лёва! – мысленно сказал я великому писателю и затолкал книгу обратно в рюкзак.
А потом опять стал ворочаться и думать, то ли я сплю, то мне лишь снится, что я сплю. Окна потихоньку начали светлеть. Мы потянулись и стали разминать затёкшие ноги. Уже можно было начинать знакомиться с красотами города Кунгура. Первый музей открывался в девять часов.



А хозяин наш рассказал нам немного о себе и своей жизни.
-Мы живём в Кунгуре уже двадцать пять лет…
А раньше он работал в ЦК Коммунистической партии Таджикистана, в хозяйственном управлении. Конечно, жить в России трудно. Пенсия маленькая, бизнес вести трудно.
-Они посмотрели, какую я там зарплату получал в ЦК, и сказали, что соответствующую пенсию предоставить мне не смогут.
А ещё за воду в Кунгуре почему-то нужно платить в четыре раза больше, чем в Перми.
-Это уж местная власть так решила.
В общем, всё трудно. И вирус, и вообще…
-У нас есть ещё одна гостиница, чуть побольше этой. Там мой сын командует.
Едем в центр города на девятом автобусе. Это такой универсальный маршрут для туристов. Налево – в центр, направо – к пещере.



-Выходите возле «Мечты» - сказали нам попутчики.
«Мечта» - это бывший кинотеатр советской постройки, теперь дворец культуры. Потихонечку идём от «Мечты» к центру, разглядываем старинные купеческие дома. Кунгур – старый купеческий город, похож на Ирбит. Те же красивые каменные двухэтажные дома. Только тут разрухи меньше. Близость к «цивилизации» сказывается. Цивилизация – это большой город. От Кунгура до Перми всего час ехать. А вот Ирбиту с этим повезло гораздо меньше. От Екатеринбурга до Ирбита нужно ехать пять. Есть и ещё сходные черты у Кунгура и Ирбита. Например, и там, и тут есть Гостиный двор. В Кунгуре он сохранился куда лучше.

Гостиный двор в Кунгуре


Правда, сейчас он закрыт на бесконечную реконструкцию, и что там будет - неясно. Гостиный двор – это «дом-крепость». В прямом смысле. Довольно большое помещение, построенное в виде каре. Внутренний двор, в который лишь один вход. Двор перекрывается железными решетчатыми воротами.



В такой двор удобно загонять возы с товарами. Поставил сторожа у ворот – и ни один жулик во двор не проникнет. Лавки, из которых состоит весь торговый комплекс, тоже закрываются мощными железными дверями.

Железные двери бывших лавок


Над главным входом герб Кунгура – рог изобилия. Раньше герб был двухчастным. Верхняя часть - медведь, герб Пермской губернии, нижняя часть - собственно герб города. Эти гербы были придуманы при Екатерине. Если тогда на герб Кунгура поместили рог изобилия, значит в те времена кунгуряки жили хорошо.



В наши дни это выглядит как насмешка. Провинция и изобилие – понятия несочетающиеся. Хотя… Кто ж его знает, что там будет в будущем. А вот раньше изобилие присутствовало. И этому есть доказательство. Обелиск. Памятник людям, отразившим нападение войск Пугачёва. Это кстати тоже роднит Кунгур с Ирбитом. Только в Ирбите в память успешной защиты города поставили статую Екатерины, а здесь – вот.





Так и написано: «Защитившим город от шаек Пугачёва». Если люди защищали свой город от Пугачёва, значит, им было, что защищать. Значит, они жили хорошо. Во время Пугачёвщины очень многие города и заводы совсем не сопротивлялись Пугачёву, а наоборот, охотно переходили на его сторону.
Вот на этой мраморной доске написано "про шайки". Только вырублены слова неглубоко, и ни фига не видно. Тут вкратце написана вся история отражения пугачёвцев. Написано и кто командовал кунгурским войском, отогнавшим самозванца. Но разобрать то, что тут написано, я не могу. И в Интернете нет полного текста.



Зато на обратной стороне обелиска буквы вырублены поглубже и подкрашены. Тут слова можно разобрать. "Благодарные потомки - храбрымъ предкамъ". Только вот, наверное, стоило бы писать "благодарныя", если уж решили копировать старую орфографию.



В советское время этот памятник был переделан. Потому что тогда говорить о «шайках Пугачёва» было политически неправильно. У Пугачёва были совсем не шайки, а народное войско, которое стремилось свергнуть угнетателей - дворян. И в советское время жители Кунгура наверняка хотели как-то замять тот факт, что их предки воевали как раз за угнетателей. И воевали успешно. Именно поэтому одну из центральных улиц города назвали именем Пугачёва и ещё одну – именем Разина. А на самом памятнике заменили плиты с текстами. Я читал, что эти советские тексты были про то же самое, про Крестьянскую войну Пугачёва. Только оценка этого события поменялась на противоположную. Интересно, сохранились ли те, советские доски с памятника? И где они?

ажурна решётка вокруг памятника


Перед Гостиным двором раньше стояли два красивых собора. Они не пережили советского времени. От того собора, что был поменьше, осталось вот это здание, где теперь находится православная библиотека.



Мемориальная доска в память о снесённых соборах на стене православной библиотеки


Несмотря на разрушения церквей, в Кунгуре их осталось пять, что очень много для такого маленького города. Конечно, в советское время они были приспособлены под что-то, в каких-то были и тюрьмы.

Этот храм стоит рядом с мрачной бетонной стеной. Может быть, именно тут и была тюрьма




Но сейчас все пять кунгурских храмов действуют. Наверное, интерьеры большинства из этих храмов не сохранились, зато внешнее убранство сохранилось до мельчайших деталей.



Эти купола очень интересной формы пережили все семьдесят лет советской власти.



Между тем мы с Алей идём и мёрзнем. Ясное, солнечное утро после холодной ночи тоже выдалось морозным. Сейчас – те же 22 градуса. Да сколько ж уже можно? Мы мёрзли в Красноярске, мёрзли у себя в городе, теперь мёрзнем здесь, хоть уже и весна на дворе. Зайти бы куда-нибудь, согреться.



Ну, где тот музей, что открывается в девять часов? Подходим к краеведческому музею. Он с десяти.



Музей истории купечества – тоже с десяти. Тут ещё должен быть художественный музей. Именно он – с девяти. Бежим по улице к музею, нас подгоняет холод. Вот он, тут. Написано – вход со двора. Заходим. И тут закрыто.



Оказывается, Художественный музей, а заодно и Музей покорителей неба переезжают в новое здание. Это большой дом бывшей Управы, как раз позади «антипугачёвского» памятника.



Хорошее конечно дело - расширение музейных площадей. Ну, а нам-то куда деваться? Пальцы замёрзли до такой степени, что трудно тыкать ими в телефончик, чтобы посмотреть карту города.



Заходим в пельменную прямо напротив «Мечты».
-Нам бы пельменей.
-Пельмени у нас только по будням до трёх часов.
Вот жеж какой странный у них тут график. Сегодня как раз воскресенье, а значит, пельменей нам не видать. Ладно. Будем есть пиццу. Она тут подаётся без различия будней и праздников. И шаньги картофельные тоже. Пицца оказалась дешёвой и неожиданно вкусной. Мы едим её не спеша, запивая чаем. А на стене висят крошечные бумажки-отзывы. «Были. Съели. Вкусно. Мы из Москвы». Есть отзывы и из других городов. И даже рисунки какие-то. Захотелось написать: «Были, съели, понравилось, мы из Новоуральска», да вот ни бумажки, ни карандаша под руками не оказалось. И ещё два объявления есть на стене. Первое: «Если вы ничего не заказываете и хотите посетить туалет – платите бармену десять рублей». И второе: «Закупаем у населения картошку и солёные огурцы в трёхлитровых банках». Вроде всё понятно. Картошку для шанег, а огурцы – для пиццы. Но. Сейчас ведь принято не доверять домашним консервам. Все боятся ботулизма и ещё незнамо чего. Боятся, но только не в Кунгуре. Здесь к местным огурцам доверие полное.



Отогревшись, идём к памятнику Никитке-летуну. Вот он, мужичок с крыльями. Иногда я думаю, что чуть ли не в каждом городе, оказывается, был свой «Русский Икар».



В наших краях он таки тоже был. Звался Галактионом, Галашкой. Сделал этот «Икар» себе крылья из бересты и… Последствия предугадать несложно. У Никитки-летуна крылья не из бересты. А из чего? Наверное, из кожи. Тут, в Кунгуре кожу обрабатывали издавна, и был кожкомбинат.



Не знаю, был ли этот летун на самом деле или это фантазия тех, кто решил пропиарить родной город, но поставили его тут в честь Небесных ярмарок. «Ярмарки» начались в двухтысячном году, когда кто-то придумал именно в Кунгуре запускать аэростаты. Почему именно аэростаты и почему именно здесь – спросить уже негде, музей Покорителей неба закрыт.



Тут в сквер к памятнику приходят экскурсанты. Экскурсовод рассказывает им о воздухоплавателях.



-А вот если увидите, что бегут куда-то мальчишки и девчонки – значит, там аэростат или взлетает, или садится.
Подходим поближе, чтобы послушать экскурсовода. Походим с опаской. Ибо прогоняли нас уже, и не раз, когда мы пытались пристать к чужой группе и послушать экскурсовода, за которого не заплатили.

Даже навершия столбов ограды здесь выплолнены в виде аэростатов.


-А когда к нам японцы приехали со своими шарами, им дали переводчика с английского.
Переводчика-то дали, а вот японцы эти по-английски не шибко понимали. И тут всех спас один молодой человек. Экскурсовод называла его фамилию, да я забыл. И этот юноша стал говорить с японцами по-японски. Его спросили, где он выучил язык. А он сказал, что смотрел аниме, так и научился. Почти как кот Матроскин – где слово услышишь, где два.
-А одному французу-воздухоплавателю так понравился Кунгур, что он захотел тут жить.
Туристы покидают скверик с летуном Никиткой, и идут дальше, смотреть дома с узорной кирпичной кладкой. На их место сразу же приходит новая группа. Автобусы из «большого мира» прибывают один за другим. Причём не только из Перми.
-Вы откуда? - спрашиваем мы людей у памятника.
-Из Миасса.
Туристов много, но они «слишком» организованны и у них мало времени. Им просто некогда зайти в ту же пельменную и съесть шаньгу с картошкой. У них график. Сначала музей, потом пещера, потом грузимся в автобус – и назад. Быстро, быстро, не отвлекаясь. Поэтому на них город не сильно зарабатывает. Неорганизованные туристы вроде нас городу выгоднее. И если бы поезда ходили не в такое дурацкое время, то туристов, вроде нас было бы больше.
А это памятник самовару. В наше коммерческое, брендовое время появилось целых две или даже три «родины самовара».



Есть «классическая» родина самовара. Это Тула. И есть «неклассические» родины. Это Кунгур и, вроде бы, Красноуфимск. Или насчёт Красноуфимска я ошибаюсь?



Кстати вероятная родина самовара – это даже не сам Кунгур, а Суксун, посёлок, расположенный неподалёку от Кунгура. Именно там был завод, где прокатывали тонкий медный лист - то, что нужно для самовара. Почему же памятник стоит здесь? Наверное, потому, что Суксун - это как бы «младший брат» Кунгура. Да и расположен недалеко. Кстати в самом Суксуне памятник самовару тоже есть.
А это что за звёзды Давида? В Кунгуре была синагога?



Это кажется невероятным. Оказывается, это не синагога. До революции это здание называлось Киттарский корпус, да и сама улица называлась Киттарской. В общем-то, тоже торговые ряды, лавки, склады.



Но откуда такое название? Оказывается, по фамилии учёного Модеста Киттары, который составил первое научное описание Кунгурской пещеры. Раньше купцы использовали пещеру для хранения своих запасов, и бизнес у них был несколько «пещерный». Вот и решили они оказать такую честь учёному.



Кстати сам корпус довольно сильно заглублён в землю и имеет мощные подвалы. Тоже почти пещера. А шестиконечная звезда – это не только иудейский символ. В христианстве она считается символом шести дней творения. Теперь в этом бывшем купеческом складе с подземельями - Театр юного зрителя.



Вход в подземелья театра. Ключ у сторожа


Старинное здание библиотеки.



Рядом с ним бетонный рельеф с путешественником Хлебниковым. Он путешествовал в Сибирь, потом в Америку, писал книги об аборигенах Камчатки.



А сейчас посмотрел в Интернете. Оказывается. Хлебников был руководителем Российско-Американской компании. Той самой, что выловила всех лис на Аляске и «угнетала всех местных жителей». Я до сих пор удивляюсь, как американцы со своим БЛМ не прокляли ещё всех этих Барановых, Шелиховых, Хлебниковых, и прочих русских купцов, которые осваивали Аляску. Они же идеальные кандидаты для этого. Русские капиталистические хищники, под пятой которых стонали бедные индейцы и алеуты.



Чуть поодаль – дом, где купцы Хлебниковы жили. Хлебниковых в истории Кунгура двое.



Один – тот самый «русский американец», а другой – «отец» Кунгурской пещеры, человек, который очень много сделал для её популяризации.



А тут – памятник Пупу Земли.



Таких «пупов» сейчас везде много понастроили, даже у нас в Новоуральске есть что-то подобное, правда называется – Нулевой километр. Вокруг Пупа стенды с историей Кунгура и отдельных его зданий.



Ещё один памятник – кораблик.



Река Сылва долго была судоходной. В купеческое время по ней плавали пароходы и баржи с товарами, в советское время плавала «Заря».

Купеческий пароход в Кунгуре


В наше время все ездят на автобусах, и «Зарю» порезали на булавки. Остались ли ещё на Сылве какие-нибудь кораблики – не знаю.



Кстати. По этой реке плыл сам атаман Ермак. Плыл он вверх по течению, и где-то там, вверху, перетащил свои кораблики на реку Тагил. С именем Ермака в Кунгуре связано многое. Есть Ермаково городище, камень Ермак. И даже легенда о кладе Ермака, который он якобы зарыл в Кунгурской пещере.

Tags: Музей, Пермский край, история
Subscribe

  • Хитрый ёжик.

    Эту историю я услышал от ученицы нашей "взрослой группы". Недавно она ездила в свой сад. В садах ещё по колено снега, но люди уже ездят…

  • День Вырицы: духовный настрой. Проверено!

    Всем привет! Вот и подошло к концу путешествие по Ленинградской области в рамках выступления на Всероссийской с международным участием конференции…

  • Пупырчатый снег. Воспоминание о зиме.

    Теперь этого уже нет. Пришла весна и всё слизнула своим тёплым языком. Остались только фото.

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments