volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Categories:

Черемисская волость

1. Село Черемисское находится в волнистой местности на реке Черемиске. Название получило от живших здесь черемис. Поля в чересполосном владении всей волости, скатистые увалами, с болотистыми низинами; ближние в 1\4 версте, дальние за 7 верст, разбиты на «стеколки» на «осьминники» по 990 квадратных саженей в каждом; продольные межи 2-3 аршина, между стеклами в 6 четвертей. Почва: 5\7 чернозема на 5 вершков, остальная – серик (чернозем с глиной), белик (красная глина). Покосы 1\3 полевых, 1\8 луговых около речек, остальные добровные по лесам; полевые вблизи, а дубровные за 20 верст. Надельный лес около 1\3 тридцатилетний, остальной жерденник. Лесными материалами пользуются за полупопенные от Невьянской конторы, оводы назначаются в Черемисском же земельном наделе. Лес крадут в Верх-Исетской даче для себя и для продажи. Поскотина у селения, 8 редок в разных местах; все в общем пользовании; хотя редки огораживаются артелями в 10-15 домах. Усадьбы и огороды не равны, кто сколько захватил, переделять. Крестьяне говорят, что «по новому циркуляру» усадебные и приусадебные места делить нельзя, хозяева вправе отказать в переделе. Новые домохозяева занимают место по 1\4 десятины на поскотине; огораживают и больше, общество на это не претендует.

До 1886 года землей пользовались по ревизским душам (860д. д.) 10 ревизии, а с этого времени порешили разделить на 1323 наличных душ по 1,5 десятины пахотной на каждую, а покосы на души считают копнами; уравнивали землю по качеству и расстоянию. От земли отказывались одиночки, старики, не имевшие «изможения» платить податей. Кортомят землю у своих же, преимущественно у бедных, или средние многонадельные, но малорабочие хозяева. Поскотина большая, но корма для скота было достаточно – только в «смочные» лета, в засушливые же голодает. Выпусками посторонние пользуются бесплатно. Назад тому 13 лет пал почти весь скот. В голодный 1884 год много скота продали. Волки губят жеребят и овей летом. Главные средства к жизни доставляет земледелие, а выжег угля и доставка дров в Екатеринбург существенно – побочные заработки; лошадные зимой торгуют крупчатой мукой, покупают ее в Екатеринбурге и продают в Салде и других заводах с пользою 8 копеек на пуд (расстояние 150 верст); старательскими работами занимаются на своих «поземах», золото сдают в Невьянскую контору, и на посторонних золотых промыслах. До проведения Екатеринбургско- Тюменской железной дороги занимались извозом от Нижнего Тагила до Томска и дальше. Община хотя и среднего достатка, но считается последней из общин в волости. Полетай появился здесь около 60 лет назад, заглушает хлеба большей частью на удобренных землях: в ячмене и овсе головня (болезнь злаковых растений, пораженных грибком).

2. Деревня Воронина (Ворона) при реке Шайтанке в ровной местности. Поля несколько скатистые к речкам, от селения тянутся чересполосицей на 8 верст. «Стекла» отделены межами 1-3 аршин. Почва: 3\7 удобренный белый суглинок, 3\7 серый суглинок и 1\7 белый не удобренный суглинок; мошность – 3 вершка. Подпочва «мясника» (красная глина). Покосы полевые (2\3) и дубравные (1\3); часть покосов с 10 ревизии распахали. В проектированном лесном по приговору около 20 лет; в редках сметный (сосна, осина, береза). Дровами и строевым пользуются по отводам из Невьянской городской конторы. Поскотина лесная у селения для всякого скота и 6 редок артельных, но пользуются все. Усадьбы не равны, по старому захвату; новые домохозяева селятсяв яланях и на поскотинах. В наделе есть золото, производятся разведки. Хемлю делили при 10 ревизии на души на 20 лет; росчисти замерены в душевой надел; уравнивали пашни по качеству и расстоянию. Споров по переделу не было. Кортомят пахотную и покосную большей частью в соседних селениях. В поскотине почва каменистая, трава редкая и низкорослая. Весной и осенью скот кормится на полях и покосах, летом в выгонах. Полсе «голодного года» (1884) скота много убавилось. Волки уничтожают мелкий скот. Главное занятие – земледелие, существенное же подспорье к нему выжег угля для Невьянского завода; затем возка дров, извоз и торговля хлебом. В ряду общин среднего достатка. Воронинская община занимает первое место. Полетай заглушает все хлеба; в пшенице – головня.

3. Деревня Узанова распложена на реке Амбарке, приток реки Узяновой в волнистой местности. Основана черемисским крестьянином, выехавшим сюда ради близости пашни. Поля холмистые, низменные и болотистые, в 1\2 – 5 верстах от селения. Почва: преимущественно суглинок, десятин около 20 супесчаной и около болот по низинам чернозем – пухляк. Надела лесного нет. Поскотиный лес уже 10 леи не рубят, не позволяют ребятам, даже сочить весной; дрова рубят в переменах и колках. Землю делили при ревизиях. Теперь в 1886 году разделили на наличные души по 2,5 десятины пахотной на каждую и при 10 ревизии на каждую из 92 ревизских душ и по 2 1\8 десятин покоса. Росчисти замерены в душевой надел; надел дан на всех, исключая 4 человек, отказавшихся от него по несостоятельности к платежу податей. Община среднего достатка. Другие примечания смотри село Черемисское.

Пейзажи села Черемисское
Пейзажи села Черемисское

4. Деревня Маркова расположена при реке Амбарке, в ровной и частью болотистой местности. О наделе смотри деревню Узянову. Для скота поскотина и редка. Лесными материалами пользуются из отводов за попенные. Поскотиный лес не рубят уже 10 лет. В наделе по реке Талице золотые прииски в 3-5 верстах стараются свои, заработки хорошие – золотников по 5-6 в неделю. Община ниже среднего достатка. Другие примечания смотри село Черемисское.

5. Село Шайтанское расположено на реке Шайтанке в ровной местности. Основателем селения считается какой-то выходец из Кусьи. Надел в чересполосице с деревнями Черемисской волости. Поля в 1\2-7 верстах и перемены у села и на 2 версты от селения, поверхность ровная с небольшими возвышениями и скатами, в чересполосице, разбиты на «польки» между которыми межи 1-1,5 аршина и проездные в 3 аршина. Почва: 2\3 серая «подворная» удобренная (глина с песком), остальная поровну тоже серая, мало удобренная, белик «дальний» (красная глина с песком). Покосы большей частью боровые и полевые поровну, меньшая – луговые. Лесной надел не принимают, как говорят крестьяне, вместо леса им отводят порубки. В поскотине лес – краснолесье с небольшой примесью березы и осины. Назад тому 60 лет вырубили весь; теперь растят уже 8 лет, охраняется лесниками. Лесными материалами пользуются за полупопенные по билетам от Невьянских заводов. Поскотина лесная, частью расчищена под перемены, которыми пользуются не одну ревизию; теперь не расчищают по приговору общества. Городьба по ревизским душам, а не по скоту – «скотины каждый год ровно не бывает» - «довелось бы перемеривать поскотину ежегодно». Усадьбы «по захвату», не равны; новым домохозяевам отводят на выгоне по 15 на 12 сажень. В наделе есть небогатое содержание золота, по речкам и в горах сапфиры и рубины, которые сбывают Колташевским скупщикам. При 10 ревизии землю разделили на 535 душ вместе с выселками Галаниной, Медвежкой 1 7\8 десятин пахотной и 20 копен покоса на каждую кроме росчистей, оставшихся в подворном владении: уравнивали по качеству и расстоянию. Отставным солдатам давали или по десятины пахотной или покоса. Упалые души принимают на общество и раскладывают на неотдавших в солдаты. Землю уравнивали по качеству и расстоянию. Для передела земли ждут выдачи владенной записи, по получении которой определится размер надела. По межеванию много чащоб – покосов отошло в казну, о возврате которых теперь хлопочут. Надел окупает платежи только в урожайные годы. Выгон большой, лесной травы на нем могло бы родиться много, если бы не засорился хвоей. Скот весной до всхода хлебов и осенью по уборке их ходит по полю, летом в выгоне, а когда на нем корм подберется, то в лесах около покосов; на покосы не выпускают. Назад тому 10 лет пало 100 штук рогатого скота. Кормятся большей частью от земледелия; рубка и валка дров и выжег служат существенными подсобными заработками; торговля зерновым хлебом и крупчаткой и добыча самоцветов – занятие не многих. До проведения Екатеринбургско -Тюменской железной дороги занимались в широких размерах извозом от Москвы до Томска; теперь занимаются только возкой невьянских сундуков в Оренбургскую губернию. Живут до 1\4 бедно и около половины справно, вообще же община по степени достатка может быть отнесена к средним. Полетай появился очень давно, посевы озимой ржи его уничтожает. Мер по уничтожению его не принимают.

6.Выселок Галанина расположено на берегу реки Реж. Поля ровные, подворные «чищобы» у селения, дальние в 6 верстах. О почве смотри село Шайтанское. Покосы полевые у селения, луговые и дубровные в 30 верстах. Лесом пользуются за полупопенные. В своей поскотине строевой сосновый лес. Поскотина по обоим берегам реки Реж. О землевладении смотри село Шайтанское (при 10 ревизии земля разделена на 82 души). Корма для скота в выгоне (лесной) недостаточно. Подсобные земледелию заработки- выжег угля, извоз(последний палс проведением Тюменской железной дороги). По летам мужчины и женщины занимаются сбором черники, и, главным образом, брусники и грибов; сбывают их в Невьянске и Екатеринбурге, сбор ягод служит значительным подспорьем. Община среднего достатка. Две семьи переселились в Челябинск и Кустанай.

7.Выселок Медвежка в ровной местности при реке Медвежке, вытекающей из находящегося у самого селения тонкого болота. Поля у селения и в 5 верстах. О почве и покосе смотри село Шайтанское. Посторонние по билетам рубят лес в проектированном деревне Медвежке лесном наделе. Выгон у селения для мелкого скота и редка для лошадей. О формах землевладения смотри село село Шайтанское. Община среднего достатка. Выселок Медвежка основан уже очень давно. Сравнивая число населения по 10 ревизии с наличным, то оказывается убыль – 25,4%. Это громадная убыль населения объясняется вырождением его и, как надо полагать, от географических и почвенных условий; выселения и эпидемии здесь не имели места. Крестьяне рассказывают, что одно время здесь некоторые хозяйства имели порядочное количество скота, лошадей штук по 15, вели довольно значительную запашку, но потом обеднели от болезни, которая появлялась в таких формах: «Сначала у мужиков трясутся руки и тянет ноги, работа валится из рук; хочет взять какую-нибудь вещь, а руки от нее отдергиваются; станет ли запрягать лошадь в соху, так сразу подойти к ней не может, раз пять подбежит к ней, а его все отбрасывает и тогда только наладится запрягать, когда вытащить соху из борозды и раз-другой стукнет ее о землю. Хворают взрослые подолгу, да так на ходу и умирают». До старости здесь доживают весьма немногие, а умирают в детском возрасте и возмужалыми, что можно уяснить из таблички возрастных групп мужского населения по переписям.

Отсюда видно, что детей школьного возраста за 30 с лишним лет не увеличилось, школьного (7-13 лет) уменьшилось на 55,5 % и возмужалого уменьшилось на 27 %, причем значительная убыль оказалась от 30 до 40 лет. Убыль населения крестьяне приписывали малой плодовитости своих жен и особенности их рожать хилых детей, почему во избежание этого они стали жениться на девушках из соседних селений, но, тем не менее, плодовитость не увеличилась, дети не делались здоровее, смертность же увеличилась. «Не знаем от чего у нас приплоду нет, и мужиков нет»,- говорили крестьяне, -только мужик встанет на ноги, глядишь – смотается и умрет». И, действительно, в селение между жителями мне не встретилось ни одного здорового лица, все они бледные, болезненные, дети тоже бледно-желтые, с большими животами, кривыми ногами и ненормальным развитием задней части головы, вообще, с ясными признаками рахитизма, представляет довольно печальный вид. Большая часть домов заколочены, сгнили и покосились на бок, вместо ворот – одни столбы; это усадьбы вымерших семей от неведомой болезни, с которой население не знает как и чем бороться. Если принять во внимание низменную местность, в которой находится селение и то, что водой для всего домашнего обихода жители пользуются из речки, вытекающей из тонкого болота, где вода застаивается, и в котором летом развиваются миазмы, которые с испарениями приносится в деревню, то станут понятными неплодовитость, развитие английской болезни и большая смертность- явления всецело зависящие неблагоприятных гидрографических и почвенных условий, в которые поставлена деревня Медвежка.

8. Деревня Колташи (Реж) расположена на реке Реж основана раньше Аятской Слободы. Говорят, Фрол Арапов, заселяя Аятскую уже нашел Колташах жителей. О почве и пользовании лесом смотри село Черемисское. Выгон общий для всего скота; городьба только с коровы по 10 сажень. Назад тому 50 лет Колташи разделились на деревни: Колташи и Теляши, и каждая имела свою отдельную поскотине; с течением времени деревни соединились в селение Колташи и поскотина стала общей. Теперь опять 2 года назад разделились поскотиной, что для Теляшей выгоднее, потому что поскотина их больше и корм на ней лучше. В наделе есть самоцветные камни: сапфиры, рубины. По 10 ревизии землю разделили на 110 душ по 1 7\8 десятины на каждую, но лугового и 13 копен полевого борового на каждую душу. Передел земли предполагался еще в 1886 году и скоро состоится; большинство общественников согласны на передел, выставляя аргументом против передела ожидание ревизии. Поводом к переделу послужила неравномерность душевных пайков и платеж выкупных с земли. Главное занятие земледелие; подсобные: добыча драгоценных камней, работают артельно из 5 семей, зарабатывают в год до 70 на человека. Община среднего достатка. Другие примечании – смотри село Черемисское.

9.Деревня Мостовая (Зыряна) расположена в ровной болотистой местности при истоке реки Мостовой из болот. Основателем селения считают беглого ясашного зырянина. Полч в чересполосице в 1\2 -8 верстах от селения, около болот, весной долго застаивается вода приходится по ней и сеять. Склоны на юг; почва серая на выских холмах и чернозем пухляк. Поскотина для мелкого скота и редка для рабочих лошадей. Лесом пользуются из соседних дач. Своего поскотинного не рубят. В 1886 году разделили на наличные души по 2 десятины пахотной, копен по 7-8 покоса на каждую. Другие примечания смотри село Черемисское. Община среднего достатка, справных 2\3.

10. Деревня Белоусова (Лешаки) находится в ровной и болотистой местности при истоке реки Липовки из болот. Основано селение выселенцем из села Черемисского. Поля немного волнистые с болотами. Выгон около селения небольшой для мелкого скота и две редки для крупного скота. О лесе смотри деревню Мостовую.

В 1886 году переделили землю на наличные души. Не желающие (несостоятельные, многосемейные) принять надел на все души, предают душу малосемейным и состоятельным на 20 лет – срок передела – за платежи податей. Главное занятие земледелие; существенно подсобные заработки поставка дров и угля в Рудянку и Невьянск. Раньше многие занимались плетением коробов в особенности, когда лесов было много; теперь же добыча леса крайне затруднена заводами и промыслом занято только три человека, сбывая свои изделия в Невьянск и Тагил, зарабатывают в год рублей 15-20. Община среднего достатка и одна из справных общин волости. Идущая в селение дорога прилегает по топкому месту; в былое время какой-то дьякон, пробираясь в Белоусово, едва не утонул в грязи, сказав, что по такой дороге ездят только лешие, с тех пор и установилось название селения «Лешаки».

Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии». Отдел хозяйственной статистики. Екатеринбург. Издание Екатеринбургского земства. Типография «Екатеринбургской недели», 1891 год, под редакцией Зверева стр. 390-398


Церкви Черемисской волости

Черемисское село расположено по обоим берегам маленькой речки, называемой Черемисской, в 90 в. от Екатеринбурга. Благодаря загрязненной речке, из которой жители употребляют воду для питья, в селе часто развиваются эпидемическия болезни: тиф, понос и т.п. Местность прихода открытая, окружена полями. Первые поселенцы села Черемисскаго были инородцы – Черемисы, поселившиеся в XVI столетии в глухих лесах и занимавшихся грабежем. Первые поселенцы смежнаго села Аятсого, основание коего относится к 1669 году, жаловались, что «воровская черемиса» обижает, грабит, вследствие чего жители Аятской слободы, для защиты от набегов, в 1681 г. поставили «острог» в вышину 2 сажени с 5 башнями по 6 сажен высоты, из коих одна была с проезжими воротами, а вокруг острога выкопали ров. В настоящее время приход населяют чисто русские государственные крестьяне, занимающиеся земледелием и отхожими заработками на ближайших заводах. Кроме села, в состав прихода входят 5 деревень: Колташева (в 4 в.), Воронина (в 3 в.), Белоусова (в 9 в.), Узянова (в 6 в.) и Маркова (в 8 в.). Ныне существующая в Черемисском приходе церковь, построенная вместо бывшей деревянной, существовавшей до 150 лет и сгоревшей от грозы, - каменная, одноэтажная, трех-придельная. Первый придел построен в 1841 году во имя св. Апостолов Петра и Павла; в 1844 году устроен и освящен второй придел во имя Чудотворцев Косьмы и Дамиана и в 1851 году устроен и освящен холодный – главный – храм Богоявленский. С увеличением прихода, теплый храм в 1900 году решено расширить боковыми пристройками с северной и южной сторон, к чему уже и приступлено. Стоимость пристроек достигает 10000 руб. 

Богоявленский храм в селе Черемисское
Богоявленский храм в селе Черемисское

В приходе Черемисском – в деревне Белоусовой – есть деревянная часовня, в честь Божией Матери «Утоли моя печали», построенная в 1897 году в память Коронования Государя Императора Николая Александровича. Причт церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. Приход состоит из 2327 душ муж. пола и 2337 жен. пола. В Черемисском селе имеются два начальных училища: земское и церковное.

Богоявленский храм после революции
Богоявленский храм после революции

Богоявленский храм с приделами (южный Петропавловский, северный-Козьмодемьянский) с часовней «Утоли моя печали (д. Белоусова)

Шайтанское село (3 благочиние) Екатеринбургский уезд от Екатеринбурга на юг в 74 верстах. Климатические условия местности, занимаемой приходом, благоприятны для здоровья. Почва частью черноземная, но большею частью глинистая и песчаная. Село Шайтанское, получило свое название от речки Шайтанки, при которой оно расположено. Речка называется Шайтанкою потому, что начало свое берет из так называемых крестьянами «падунов» (падун – болотистое и топкое место). Это топкое урочище татарами и черемисами, которые жили в 6 верстах в селе Черемисском, названо было «Шайтань место» потому, что здесь часто тонули и гибли их домашние животные. Первым поселенцем села Шайтанского был беглый крестьянин г. Устюга Дорофей Беляев, пришедший сюда около 1620 года. Прихожане все православные и племени великорусского. Приход состоит из самого села и деревень Галаниной и Медвежки. Прихожан мужского пола 829, а женского пола 866 человек; главное их занятие хлебопашество. Деревянный однопрестольный храм, во имя Святого Пророка Илии, заложен был в 1864 г. и окончательно достроен в 1865 г. частью на средства Стефана Гарахова (крестьянина) и частью на добровольные пожертвования посторонних лиц, и в том же году был освящен. 

Пророко-Ильинская церковь в селе Шайтанском, которое в советское время переименовали в Октябрьское. Вполне символично, ибо в 1917 году к власти пришли шайтаны.
Пророко-Ильинская церковь в селе Шайтанском, которое в советское время переименовали в Октябрьское. Вполне символично, ибо в 1917 году к власти пришли шайтаны.

В 1867 году было приделано крыльцо с западной стороны. 

В 1876 году храм был украшен внутри стенною живописью. В селе Шайтанском с 1871 года, каждогодно 18 Августа бывает крестный ход на воду и вокруг селения. Первоначальным поводом к установлению этого крестного хода послужили эпидемические заболевания водобоязнью, сначала домашних животных, а потом и людей. Прихожане, не имея естественных средств бороться с болезнью, дали обет, немедленно приобрести икону Святых мучеников Флора и Лавра и Священномучеников Власия и Модеста, совершать пред ними молебствия и обносить их вокруг церкви до тех пор, пока не прекратиться бедствие. И действительно, когда приобрели Св. иконы и начали исполнять данный обет, бедствие вскоре прекратилось. В благодарность Господу Богу и Святого Его Угодникам за избавление, крестьяне положили каждогодно праздновать 18 Августа, совершая в этот праздник крестный ход по селению.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

.

promo novouralsk_2014 май 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic