nyako_san (nyako_san) wrote in novouralsk_2014,
nyako_san
nyako_san
novouralsk_2014

Categories:

Поезд-беглец

Это не то что бы "я решил попробовать новый, для себя, формат" или что-то в этом роде. Просто давно такого не было, что бы прям вот так зацепило. Хотя "прям вот зацепило" это тоже не совсем верное выражение... Нязнаю как это описать... Вощем просто захотелось что-то написать по этому поводу.

Попался мне этот фильм когда я лежал с сезонной простудой. На самом деле знакомство у меня с ним произошло намного раньше - ещё в далёком малосознательном детстве. Из того периода я помню только обрывочные моменты, но помню, что вызывали они у меня сильные чувства. Возможно именно с тех пор, я всегда ёжусь от фильмов и/или сцен, где действие происходит в пурге и на скорости. Не в тихой и мягкой зиме, где пуховыми снежинками снег падает на варежку, а когда кругом холод, усиливаемый встречным потоком воздуха и замерзший металл, и всё это надо преодолеть. Жуть - одним словом >_<

Вернёмся к фильму. Все изображения кадров были взяты из интернета, всё лежит в свободном доступе. Надеюсь это не будет нарушением каких-то чьих-то прав.

Для начала. Режиссёром фильма был Андрей Кончаловский. Особенно приятно знать, что такой фильм вышел из-под "пера" нашего соотечественника. Ну и конечно же, у Андрея ни чего бы не получилось если бы ему не "помогали" в этом, замечательно сыгравшие актёры...

...Джон Войт, в роли Менни (справа) и Эрик Робертс, в роли Бака (слева). Будет ещё Ребекка Де Морнэй, но о ней позже.




Менни - прожжённый жизнью арестант, с богатым криминальным прошлым. У него вражда с управляющим тюрьмой (вплоть до того, что последний нанимает заключённого, что бы убить первого), который, как ни странно (про эту странность скажу потом), представлен здесь в роли "главного плохиша" (не люблю связку антагонист/протагонист). Понимая, что в тюрьме ему просто не выжить Менни сбегает. По пути за ним увязывается молодой и горячий, но не опытный Бак. Дело всё происходит на Аляске, ну или где-то близко к этим местам и ясень пень, что там холодища, что просто жуть. Беглецы добираются до местной узловой станции, где куча ж/д техники. Они запрыгивают в не совсем обычный состав, состоящий из 4-х сцепленных локомотивов. Возможно это для меня он странный. Если есть те, кто понимает в ж/д транспорте, расскажите, встречается ли такое в реальной жизни. После начала движения состава, у машиниста ведущего локомотива случается сердечный приступ из-за чего он падает с транспорта и состав, бесконтрольно набирая скорость устремляется в бескрайнюю мерзлоту.

Со временем Менни и Бак, понимают, что что-то не так. Их опасения подтверждает Сара - помощница машиниста, которая уснула в одном из локомотивов и теперь тоже заперта на этом поезде с двумя беглыми преступниками.




Им предстоит понять, как остановить поезд (спрыгнуть не вариант т.к. скорость огромна), что бы остаться в живых. Пафосно так написал, конечно...

Надо сказать, что снят фильм в далёком 85-м году, когда и птички светили ярче и солнышко было зеленее и нужно делать скидку на актёрскую игру, постановку, диалоги и всё прочее. Возможно, если бы мне не был знаком это фильм и я смотрел бы его "с нуля", то мне было бы сложно так им проникнуться, с другой стороны, я его почти не помнил, так что можно сказать, фильм меня зацепил даже с учётом тогдашних требований, зрительских требований, которые были гораздо ниже, чем нынешние. Я думаю, если бы всё было снято в нынешних условиях, фильм получился бы просто шедевральным, ну, лично для меня.


Самым основным, зацепом, на мой взгляд, здесь являются ситуация и условия. Наложение природных сил (дикий холод) и технических (неуправляемый поезд). Кое что хочу отметить особенно. Есть подобный сюжет фильмов, в которых ГГ преследует, как правило, страшный грузовик, на какой-нибудь пустой дороге. И часто, грузовик делают "обезличенным", но ты-то понимаешь, что сам по себе грузовик ехать не может. Ну может конечно, но не далеко и не долго))) И на легковом автомобиле сбежать от грузовика, может и сложно, но вполне возможно. Но здесь, условия железной дороги ставят персонажей в радикально другие условия. Манёвра ни какого нет - только вперёд, остановиться или спрыгнуть возможности нет, есть только один путь - идти наружу и остановить поезд, а там лютый холод, огромная скорость, тряска и невозможность зацепиться за гладкий корпус локомотива (об этом чуть позже). И что самое мощное, на мой взгляд, здесь "обезличенность" срабатывает. Ощущается, что поезд живой и это не заклинившая ручка газа (или как там она называется у поездов) ведёт его вперёд, а он сам, по своей воле. Этому ощущению способствует внешний вид главного локомотива. После столкновения с хвостом уклоняющегося поезда, морда локомотива превратилась в месиво металла, придавая, этому "актёру" собственное "лицо", а значит отличительную черту.




Так же ощущению живости локомотиву придаёт хорошая операторская работа. Постоянные качественно пролёты камеры и ракурсы самой морды поставлены очень грамотно - так и ждёшь что вот-вот в глубине искорёженного металл загорятся два огненно-красных глаза этого зверя. Лично для меня, ведущий локомотив здесь не менее главный персонаж, чем люди.


Что же идёт дальше в фильме. Героям удаётся снизить скорость поезда путём разъединения питающих кабелей между локомотивами. Помогают им в этом, командная работа, большой гаечный ключ и волшебные слова. Бак, при этом, чуть не гибнет.



Но в итоге они сталкиваются с проблемой. Надо в любом случае попасть в главный локомотив, а сделать это не возможно т.к. из-за конструктивных особенностей (более старой версии выпуска главного локомотива), на нём отсутствуют множественные ручки и поручни, которых так было в изобилии на остальных трех локомотивах. Конечно была предусмотрена возможность попасть в него, для этого из второго локомотива, в первый вела дверь, но её заклинило. Остаётся только путь снаружи. Из-за травмы руки Менни сделать этого не сможет и Бак, как молодой и здоровый, вызывается сам пройти на первый локомотив. Однако, у него ни чего не получается. Он возвращается обратно.






И здесь, случается, как я думаю, главная сцена в фильме, которая не уступает даже финалу. Когда Бак возвращается, то Менни яростно кричит на Бака, что бы тот шёл обратно. Окоченевший бак, при помощи Сары попадает внутрь и Менни накидывается на него с новой силой. И кажется, что Менни это предпосленяя скотина, которая только о себе и думает (не исключено, что иногда оно и так), однако потом становится ясно, что он просто-напросто боится. Он сам не сможет перебраться на первый локомотив и Бак - единственная его надежда. Менни так много положил на кон: свободу, жизнь. Готовил побег, мёрз в ледяной воде реки, продирался сквозь сугробы. Всё это было ради одного - свободы. И вот она там, нужно только преодолеть несколько метров, а чёртов Бак не хочет этого сделать. Только и остаётся, что выместить свою злобу, от бессилия, на Баке. Бак хватает гаечный ключ и кричит Менни, что бы тот успокоился, а иначе Бак его убьёт.



И видно, что сам Бак боится, он не убийца и Менни для него напарник, но ситуация страшная. Сам Менни, в это время превращается в животное. Джон Войт отыгрывает этот момент просто на все возможные оценки.




Животная ярость выливается наружу, заполняя все помещение. И вот уже Сара, женщина, тоже в дикой злобе кричит Баку, что бы тот убил Менни. Когда смотришь на это то поражаешься, что даже на краю гибели, люди всё равно остаются животными, которые ради своей шкуры готовы убивать. И только я подумал об этом, как лицо Менни меняется, он понял то же что и я. Как ни странно, он первый из всей группы понял бессмысленность происходящего и опустил оружие. Опустошённый, он падает на пол. Рядом, вымотанные, падают Бак и Сара. Люди достигли своего предела и отдались на волю судьбе, не в силах больше ей сопротивляться.

Тем временем, на вертолёте, поезд догоняет, управляющий тюрьмой, о котором было сказано в начале. Ренкен, так зовут персонажа, играет его Джон П. Райан.





Вот здесь хотелось бы сказать о той самой странности, связанной с тем что он отрицательный персонаж. Да, Ренкен, жесток., но в его подчинении тюрьма особо строгого режима и Менни попал в эту тюрьму не за то, что собирал ромашки на газоне. А учитывая что он пользовался безграничным авторитетом среди заключённых, можно понять, что уголовник он был ещё тот. И вот эта вот невольная перестановка местами, когда пусть и жестокий, но представитель справедливости становится злодеем, а жестокий уголовник превращается в жертву обстоятельств, на мой взгляд неправильна. В конце концов, нам не показан весь конфликт этих персонажей. Ренкен злой и ненавидит Менни только потому что он такой и на этом всё.

Услышав вертолёт Менни понимает, кто это прилетел. В нём снова просыпается желание бороться. Во время первой попытки высадки один из подопечных Ренкена, случайно разбивает стекло в локомотиве, где были беглецы и Менни решает через это стекло выбраться наружу и перепрыгнуть на ведущий локомотив.





Это даётся ему с огромным трудом. Он падаем между локомотивов и чудом зацепившись выбирается на верх, где его многострадальную руку раздрабливает сцепкой.






Сняты эти сцены очень напряжённо. И хоть понимаешь, что у него всё получится, чувствуется тяжесть всех его усилий и боль в момент, когда сцепка превращает в кашу кисть Менни. Тем временем Ренкен принимает решение спуститься на поезд и лично разобраться со своим заклятым противником. Менни приестся в кабине и когда туда врывается Ренкен, обезоруживает последнего и приковывает наручниками к искорёженному металлу. Происходит душевный неплохой диалог между ними, в результате которого Менни решает не останавливать локомотив, а вместе со своим врагом погибнуть, когда поезд, на огромной скорости влетит в тупик. На последних силах он возвращается к сцепке и разъединяет локомотивы. Бак и Сара, видя, это кричат Менни, что бы он просто остановил состав и остался жить.




Едущий локомотив с Менни на крыше постепенно удаляется скрываясь в снежно метели. Оставшиеся несколько минут, до крушения, думаю и были той самой свободой к которой Менни так стремился.





Самого крушения не показывают, а заканчивается фильм цитатой из пьесы Шекспира «Ричард III»: "Бывает зверь свиреп, но и ему знакома жалость. Нет жалости во мне, а значит я — не зверь."

Вот как-то так получилось.

БЫЛО ИНТЕРЕСНО
Subscribe

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments