volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Categories:

Сарапульская волость

1.Село Сарапулка расположена частью на холмистом, частью на болотистом месте у речки Сарапулки, среди лесов. Первыми основателями деревни были кержаки Батановы из города Сарапул (Вятской губернии), укрывшиеся здесь в царствование Алексея Михайловича от «притеснения за древнее благочестие». До обнародования положения было в деревне Сарапулке и Становой усадебной и других угодий 111 3\4 десятин, у отставных 22 десятины покоса и 21 десятина пахотной, у уволенных по положению 374 1\2 десятины покоса и 14 десятин пахотной, всего 574 3\4 десятины, выгоном пользовались по свободным заводским землям, лесом из казенных дач бесплатно. Первым угодья отданы пожизненно, вторым, в общественное пользование на 278 душ (не поровну на душу). Пашня находится близ деревни, в росчистях (почва-суглинок), покосы большей частью болотные в 4-15 верстах, черезполосно с соседними селениями. 

Поскотина лесная огорожена, усадьбы по актам. Лесом пользуются за полупопенные из Березовской дачи. Общественный покос разверстан по душам, а росчисти «идут в потомство, общество не отбирает». Упалые души (покос) отдаются молодым безземельным домохозяевам, достигшем 21-25 лет и при том упалая душа (земельный пай умершего В.В.) распределяется между несколькими. Передел земли тормозится выслужившими работниками. До эмансипации здесь была общественная запашка. Скот пасется по лесам и сенокосам; посторонние за выпас скота платят с «годной» души на содержание волостного правления. Из промыслов наиболее развиты: маслобойный, извоз, токарный, скотопромышленный; земледелие является подсобным занятием и то для немногих. Бедных 1\3, справных около 2\5. Община среднего достатка. Слишком большим препятствием к развитию хлебопашества являются ранние заморозки.

2.Деревня Становая на речке Становой в низменной, болотистой местности: основана будто бы раньше Екатеринбурга старообрядцами из за Челябинска, неким Иваном Тимофеевым, вблизи бывшего здесь женского скита, упраздненного в 1852 году по распоряжению главного начальника Глинки. О наделе смотри деревню Сарапулку. Покосы в 3-15 верстах. Пашня на низком месте, среди ключей и болот, каменистая в 1\2 версте от селения. Болото занимается сорными травами (пырей); почва – белик и красноватый суглинок (поровну); поскотина у селения огораживается по лошадям; лесом пользуются- выслужившие 20 лет бесплатно, остальные за 1\2 попенные. Золотоносные земли вырабатываются Асташевым и Ко. Душевые наделы неравны – у одного 10 десятин, у другого 1 десятина, что зависело от того, сколько земли было расчищено стариками; упалые души отбираются обществом  актовая земля (росчисти) остается у вдов или захватывается богатыми. Земледелием занимается 1\2 домохозяев и в небольших размерах. Занимаются столярными работами, изготовляют ящики для спичек, мыла, свечей, гвоздей. Сбыт в Екатеринбурге. По деревням вставляют стекла, делают рамы. В городе продают дрова, сено, огородные овощи, торгуют маслом. Община среднего достатка, справных и бедных поровну.

Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии». Отдел хозяйственной статистики. Екатеринбург. Издание Екатеринбургского земства. Типография «Екатеринбургской недели», 1891 год, под редакцией Зверева стр. 254-261

Церковь Волости

Сарапульское село. Единоверческая церковь. Екатеринбургский уезд

Сарапульское село единоверческая церковь. Покровская церковь. – Сарапульское село находится в 30 верстах к юго-востоку от Екатеринбурга при небольшой речке Сарапулке, окружено прекрасным сосновым лесом; почва песчано-глинистая; климат здоровый. Время основания села неизвестно, но уже в первой четверти 19 столетия это было довольно большое селение, жители коего были большей частью раскольники, бежавшие из средней России. По преданию первый поселенец был Сарапулец, по его прозвищу носить название и село. 

До 1861 года жители были горнозаводскими непременными рабочими; теперь же числятся крестьянами и мещанами. Всего прихожан в селе и деревне Становой числится 500 мужского пола и 520 женского пола. Большая часть жителей имеют маслобойные заведения, на которых выделывается до 10000 пудов конопляного и льняного масла; другие гонят смолу и делают деревянную посуду.

Покровская церковь в Сарапулке 30-е годы
Покровская церковь в Сарапулке 30-е годы

С 1838 года жители – раскольники стали обращаться в единоверие. Существовавшая в селе раскольническая часовня перешла в 1840 году к единоверцам. 

В 1893 году к часовне был пристроен алтарь, и церковь была освящена 30 октября 1893 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм – деревянный, снаружи обшит тесом, внутри оштукатурен. 

До 1897 года храм был приписным к Свято-Троицкой города Екатеринбурга церкви. В память освобождения крестьян от крепостной зависимости ежегодно 8 июня совершается торжественное богослужение и крестный ход на воду. К этому же времени приносится из церкви в деревне Становой, приписной к Сарапульской, чтимая храмовая икона святого чудотворца Николая; икона эта находится до 7 июля в селе, а потом относится в Свято-Троицкую города Екатеринбурга церковь все время на руках народа. В 1881 году по желанию общества открыта земская школа. 

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Свято-Троицкая (Рязановская) единоверческая церковь находится в юго-восточной части города Екатеринбурга на левом берегу реки Исети. Приход сей церкви учрежден в 1839 году и состоял первоначально домов из 6. Первым прихожанином был Иоаким Меркурьевич Рязанов, присоединившийся к единоверию по увещанию Горного Начальника генерала Глинки, который грозил, что в случае упорства со стороны Рязанова, лишит его права разрабатывать золото. Впоследствии к сему приходу присоединились Казанцевы, а потом и другие жители Екатеринбурга и окрестных селений, и в настоящее время прихожан при церкви числится до 429 д. м. п. и 465 д. ж. п.

Главная часть здания настоящего храма была выстроена местным старообрядческим обществом во главе с Рязановым еще до 1824 года в виде молитвенного дома. В этом году старообрядцы принесли жалобу Императору Александру Первому, бывшему в то время в Екатеринбурге, на действии горного начальства, не разрешавшего поставить на молитвенном доме крест и отправлять в нем богослужение. Император, разузнавши обстоятельства дела, разрешил водрузить крест на молитвенном доме, но самый дом был запечатан до 1839 года, когда, по просьбе И. Рязанова и единомышленников его, к сей церкви преосвященным Аркадием был определен раскаявшийся беглый священник Парамон Дмитриевич Лебедев, который и освятил южный придел храма во имя святого Иоанна Златоустого и служил до смерти своей в 1847 году. В 1849 году был освящен северный придел во имя святого Николая Чудотворца и в 1852 году в мае- главный храм во имя святой Живоначальной Троицы. В 1854 году к церкви была пристроена колокольня, и церковь с тех пор не изменила внешнего вида. Иконостас в главном храме пятиярусный, в приделах два яруса; иконы не подвергались исправлению. В числе икон есть две особо чтимые: 1) образ казанской Божьей Матери в серебряной позлащенной ризе, с венцом из чистого золота, украшенном драгоценными камнями, - поступивший по распоряжению правительства из бывшего раскольнического скита в с. Шарташ; и 2) образ святого Чудотворца Николая в серебряной позлащенной ризе. В церкви есть древнее Евангелие, верхняя и нижняя доски которого обложены серебром с позолотой и драгоценными камнями, - и серебряный вызолоченный потир, пожертвованные М. Л. Харитоновой. Замечательна также по ценности дарохранительница весом 52 ф., украшенная драгоценными камнями и стоящая до 6000 рублей, пожертвованные Иваном Яковлевичем Рязановым, а также два Евангелия, пожертвованные им же и Иоанникием Терентьевичем Рязановым. Вообще вся церковная утварь отличается ценностью и изяществом. К церкви принадлежит часовня во имя Владимирской иконы Божьей Матери в селе Шарташ. Для помещения притча имеются церковные дома. 

Каждогодно 18 мая совершается из церкви в деревне Становую с чтимым образом святого Николая крестный ход, неизвестно когда и по какому случаю установленный.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic