volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Categories:

Пышминская волость

Завод Пышминский находится по обоим берегам реки Пышмы частью в ровной, частью в гористой местности. Первоначальное население как и Березовского завода состояло из ссыльно каторжных. До обнародования положения было земли: усадебной 32 десятины, покосов у отставных 20 десятин, у уволенных по положению 354 десятины, расчищенных собственными трудами 1 3\4 десятины. Всего 4073\4 десятин (приблизительно со слов крестьян), выгон по свободным заводским землям, лес из заводских дач, пашни не было; 354 десятины покоса представлены на 654 души в общественное пользование, а отставным и собственникам в пожизненное, прочие не выслужившие земли не получили. Покосы в нескольких участках в 3-21 верстах. У немногих теперь заведены пашни в гуменниках (огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зерна. На гумне может стоять деревянное сооружение, называемое рига или овин, в котором сушатся снопы и молотится зерно –википедия); при надлежащем уходе урожай получается хороший.

 Лесом пользуются, как и в Березовском заводе. Выгон кругом селения, часть его занята приисками Асташева и Ко без ведома общества. Упалые души предают рбществам, заявившим по приговору из них требование усадьбы в дачной собственности по актам. Покосы кортомят в казне при ранней заявке по 37 копеек, при поздней по 1 рублю, у березовских по 1 11\2  за десятину. Скот иногда ходит по выгону и покосам за пастухом, иногда без него; корма достаточно. Много скота гибнет в шахтах. 

Последняя чума была 15 лет тому назад, осталось тогда по 2-3 коровы на улице. Земледелием занимаются весьма немногие, оно не развивается по непривычке к нему. Главное занятие – старанье и паденные работы на золотых промыслах Асташева и Ко; некоторые изготовляют деревянную посуду как на дому, так и по другим селениям своего уезда и в Оренбургской губернии, уходят и на сторонние прииски. Справных домохозяев 1\3, остальные большей частью живут бедно. Выселяются в ближние селения: Березовский завод, село Мезенку и другие из за лучшего заработка. До эмансипации, как и Березовские, получали провиант: работник и его жена по 2 пуда муки, дети по 1 пуду и 90 копеек жалования в месяц; работать на заводе начинали с 12-летнего возраста.

Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии». Отдел хозяйственной статистики. Екатеринбург. Издание Екатеринбургского земства. Типография «Екатеринбургской недели», 1891 год, под редакцией Зверева стр. 254-261

Церкви Пышмы

Пышминский завод (1 благочиние) Екатеринбургский уезд находится в 20 в. от Екатеринбурга на севере. Селение расположено по обоим берегам р. Пышмы; с северо-запада окружено горами, а со всех остальных сторон – хвойным лесом.

В первый раз найденные золотосодержащие руды на р. Пышме для промывки и протолчки отвозились в Березовский завод и, по недостатку воды, обрабатывались в весьма малом количестве. В виду этого, Управление Уральских заводов и решило при р. Пышме, довольно многоводной, устроить особый завод. 

В 1763 г. было приступлено к устройству плотины, толчеи и промывальни, а в следующем 1764 г. завод, названный по имени реки Пышминским, пущен в действие. При заводе из ближайших селений поселились рабочие; ссылались сюда и преступники из разных местностей России.

До 1765 г. Пышминский завод принадлежал к приходу Екатеринбургского Екатерининского собора, а с того времени – к приходу Березовского завода. Самостоятельный же приход открыт в 1808 г. и состоит из одного заводского селения. Прихожан 2235 душ: 1100 мужского пола и 1135 женского пола. Все они русские, бывшие мастеровые Березовского завода, - веры православной. 

В 1837 г. трое из жителей оскопились, как выяснилось при дознании, по научению ссыльного скопца Козлова. По решению Горного военного суда, оскопившиеся и их совратитель были сосланы на Кавказ.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Екатерининский собор находится в центре города, на левом возвышенном берегу реки Исети, от Кафедрального Собора к востоку. Приход Екатерининский образовался в середине 1726 года; до этого же времени первые екатеринбургские поселенцы ( столяры, плотники, слесаря, кузнецы, солдаты и мелкие торговцы) были причислены к приходу Уктусской церкви, в сентябре 1747 года приход Екатерининский был закрыт; в конце 1763 года он восстановлен. К Екатерининскому приходу принадлежали селения: Решетское ( в 24 верстах), Пышминского завода ( в 21 версте), Пышминское ( в 11 верстах), Становское ( в 30 верстах), Сарапульское ( в 35 верстах) и Шарташское ( в 7 верстах). Первое из названных селений в 1747 году причислено к Богоявленскому приходу, второе – в 1765 году к Березовскому приходу, Становая и Сарапулка, населенная исключительно раскольниками, в 1833 году отчислены к Пышминскому приходу, а Шарташ в конце 1839 года отошел к Березовскому приходу. В настоящее время приход соборной церкви занимает центральную и восточную часть города, где находятся улицы: Механическая, Береговая первая, Соборная, Разгуляевская, Колобовская, Златоустовская, Дровянная, Никольская, Солдатская, Водочная, Васнецовская, Кузнецкая, Обсерваторская, Луговая, Восточная первая, Вторая Восточная, Болотная, Ночлежная и Расторгуевская. За 1900 год прихожан числилось 4576 душ ( 2185 мужчин и 2391 женщин). Кроме того, в районе прихода с самого основания города проживают старообрядцы. За тот же год их значилось 260 душ ( 116 мужчин и 144 женщин). Старообрядцы принадлежат к двум толкам: часовенному ( бывшие беглопоповцы) и австрийскому. У первых есть Никольская часовня, а у вторых молитвенный дом, внутри имеющий вид церкви. Прихожане большей частью чиновники ( служащие в Окружном суде, в Горном Правлении, в Почтово-телеграфной конторе), купцы и мещане. – Последние занимаются разными ремеслами ( малярным, столярным, гранением ценных камней и подрядами). Первая церковь ( мазанковая), во имя Святой Великомученницы Екатерины, заложенная первого октября 1723 года полковым священником, была освящена 26 февраля 1726 года настоятелем Тобольского Знаменского монастыря архимандритом Геннадием, по благословенной грамоте Тобольского и Сибирского Митрополита Антония. Церковь эта 26 сентября 1747 года сгорела. В июле 1757 года канцелярия Главного Заводов правления послала в Тобольскую Духовную промеморию, в коей, между прочим, высказала, что все екатеринбургские обыватели усердно желают построить каменную соборную церковь с двумя приделами и просило Консисторию выдать на заложение той церкви благословенную грамоту. От 12 августа с того же года Консистория сообщала канцелярии, что « за неимением в Тобольске на престолоправлении преосвященного архиерея, яко без пастыря своего и без особливого от Святейшего Правительствующего Синода благословения на то церкви застроение позволение духовной Консистории самой дать не можно». В первых числах августа Консистория при своем доношении всю переписку о построении соборной в Екатеринбурге церкви представила в Святой Синод и просила «на то высокопопечительного Ее Императорского Величества указа». От 10 ноября 1757 года из Синода в Тобольскую Консисторию последовал указ, в коем выражено было, что Святой Синод благословляет заложить в Екатеринбурге соборную церковь. От 21 ноября Консистория дала знать протоирею Кочневу, что он «за благословением Святого Синода может обложить в Екатеринбурге каменную соборную церковь». Заложение этой церкви, существующей и ныне, протоиреем Кочневым было совершено 16 августа 1758 года. Строился соборный храм на средства казны и доброхотные даяния; через пять лет клажа была окончена. Прежде были отстроены придельные храмы; Иоанно-Богословский придел освящен протоиреем Кочневым 25 сентября 1763 года, а левый придел – 22 июля 1764 года. Когда освящен главный Екатерининский храм, неизвестно. Благословенная же грамота, на освящение его, подписанная митрополитом Павлом 21 декабря 1767 года, в Екатеринбурге получена была 31 декабря. Есть основание предполагать, что освящение главной церкви было совершено в последних числах января, или в первых февраля 1768 года самим митрополитом Павлом, бывшим тогда в Екатеринбурге. Екатерининский храм от придельных был отделен капитальной стеной. Кроме того, в колокольне собора, по желанию прихожан, был устроен, с благословения митрополита Павла, храм во имя святителя Дмитрия, Ростовского чудотворца; в первых числах октября 1764 года протоиреем Кочневым освящен. Так как в этом холодном приделе, по причине тесноты служить было нельзя, то соборный причт, со согласия прихожан, в июне 1809 года просил преосвященного Иустина о позволении а) распространить этот храм на теплых приделах и б) переименовать его во имя всех Святых. В силу указа Пермской Духовной Консистории, от 15 июня 1810 года, Дмитриевский придел был упразднен, новый же придел, переименованный в 1833 году преосвященным Аркадием во имя Святых Живоначальные Троицы, совершенно устроен и приличным благолепием украшен лишь в мае 1834 года. Троицкий придел освящен Екатеринбургским епископом Евлампием 12 июня того же года. В Екатерининском храме, как холодном, богослужение совершалось только летом, в остальное же время года служили в придельных храмах, составлявших теплую церковь. В конце сороковых годов прошлого столетия, когда число прихожан значительно увеличилось, теплая церковь оказалась маловместительной. Священнослужители и прихожане, для распространения своей соборной церкви решили соединить придельные храмы с главным проходом (арками), что и было сделано в 1848 году. Но слияние храмов в одну церковь не было достигнуто по той причине, что проходы (арки) были очень узки и очень низки. Только в 1896 году, благодаря церковному старосте А. А. Дрозжилову, когда вместо трех арок была устроена одна большая, Екатерининский храм с придельными составил одну церковь. В настоящее время иконостас устроен в 9 ярусов и весь вызолочен на полимент. Иконы в нем живописной работы. Во втором ярусе 6 икон в серебряных позолоченных ризах. 

В 1853 году на деньги, в количестве 10000 рублей серебром, пожертвованный церковным старостой Федором Михайловым, иконостас был перезолочен. В правом приделе иконостас в четыре яруса весь вызолочен; во втором ярусе 5 икон в серебряных ризах. Иконы живописной работы и писаны на железных листах. В левом приделе иконостас тоже четырехярусный и вызолочен. Во втором ярусе четыре иконы в серебряных ризах. Все иконы живописной работы и писаны на деревянных досках. В Свято-Троицком храме иконостас устроен в виде полукруга и имеет два яруса. Иконы в нем живописной работы. Иконостас окрашен красной краской. Колонны и резьба вызолочены. Соборная горная церковь, зданием каменная, четырехпрестольная, не обнесенная никакой оградой, устроена в византийском стиле; колокольня каменная же, составляющая с церковью одно целое, имеет три яруса; вышина ее со шпилем и крестом 26 ½ сажень. 

В Екатерининском соборе находится часть святых мощей праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. Часть ее была внесена в Собор во второе десятилетие девятнадцатого столетия, но кем, неизвестно. Дубовый гроб со святыми мощами вложен в сребро-позлощенную раку, пожертвованную в 1893 году екатеринбургским купцом И. О. Чистяковым. Каждогодно к 12 сентября для поклонения этой святыне собирается множество народа; приходят не только из окрестных селений, но и из дальних. К числу замечательных церковных предметов следует отнести: топазовые – потир, дискос и звездицу и массивную дарохранительницу, устроенную из уральских камней. Кроме того, за правым клиросом главного храма находится знамя Всемилостивейшее пожалованное первого января 1861 года Уральскому горнозаводскому батальону в память столетия его. Государь Император, согласно положению Военного Совета в 28 день июня 1869 года, Высочайше повелеть соизволил: 

а) Уральский горнозаводский батальон упразднить и 

б) знамя передать для хранения в Екатерининский горный собор. 

В Екатерининском приходе существует три церковно-приходские школы: Екатерининская мужская в 1887 году, помещается в городском общественном доме бесплатно, Ильинская смешанная, основанная в 1898 году, помещается в городском же общественном доме бесплатно и Симеоновская женская, основанная в 1898 году, помещается в наемном здании.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

promo novouralsk_2014 май 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic