volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Categories:

Шарташская волость

Село Шарташское в 5 верстах на берегу озера Шарташского частью на ровной, частью на возвышенном месте. Покосы в 5-30 верстах по лугам и лесам; почва у селения чернозем на низинах, на высоких глина. Лесом пользуются за полупопенные. Выгон не огорожен. Усадьбы по скатам. В наделе золото. Покосами росчистями пользовались подворно, но потом горное ведомство разделило по 5 десятин на ревизскую душу; после сделанные росчисти в подворном пользовании. 

По получении владенной записи померены покосы разделили по работникам как и теперь практикуются скидки и накладки душ. Скот пасется по окружающим лесам; корма достаточно. Главные средства к жизни извлекаются от кустарных промыслов:шорного (значительно сократился с проведением Екатеринбургско-Тюменской железной дороги и уничтожением извоза) сапожного и другие. Развито огородничество. Значительное большинство живут бедно. Многие перечислились в мещане из опасения обязательных отношений к заводам. До воли работали на Березовском заводе: пешие по 125 дней (косили сено, рубили дрова), конные по 220 дней (возка сена, дров, бревен).

Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии». Отдел хозяйственной статистики. Екатеринбург. Издание Екатеринбургского земства. Типография «Екатеринбургской недели», 1891 год, под редакцией Зверева стр. 494-501

Церкви села Шарташское

Шарташ село (1 благочиние) Екатеринбургский уезд расположено на берегу озера того же имени в 5 ½ верстах на северо-восток от Екатеринбурга. Влево в ½ версте от села бросается в глаза высокая роща, в которой приютилась Троицкая старообрядческая часовня, - а вправо, скрывшись за лесом, поднимается в своем величии так называемое «Чертово городище» или «Шарташские каменные палатки». 

Каменные палатки
Каменные палатки
Каменные палатки
Каменные палатки

Эти палатки состоят из разнообразных и грандиозных нагромождений колоссальных гранитных глыб, производящих на первый взгляд впечатление развалин башен, или каких-либо искусственных сооружений. Доисторические находки в виде черепков глиняной посуды и некоторых костяных и каменных орудий указывают, что этими палатками пользовались люди доисторической эпохи, так как окруженные, даже в недалеком прошлом, непроходимыми торфяными болотами и гигантскими лесами, они представляли надежное убежище от нападения враждебных друг другу племен и разбойников.

Озеро Шарташ
Озеро Шарташ

По преданию, Шарташское селение образовалось еще до основания г. Екатеринбурга из староверов, выходцев из России, которые и в настоящее время составляют добрую половину всего населения. 

В конце XVII и начале XVIII века потянулись из России на Урал и Сибирь, говорит история, «обнищалые и голытвенные людишки».

В 1722 г. село Шарташ уже было причислено к горному ведомству и жители именовались Шарташскими новопоселенцами. В Петровское время, благодаря строгостям, наплыв вышесказанного элемента людей еще более увеличился, а по издании Сенатом и Синодом строгого указа относительно раскольников, сюда переселилось немало староверов из под Москвы, Тулы, Выгорецких обителей и с реки Керженца, отчего раскольники и получили название «кержаков».

Основатель г. Екатеринбурга Генин, прекрасно устроивший Олонецкие заводы с помощью старообрядцев-раскольников, живших в Выгорецких скитах и окрестных селениях, привлек на Урал еще больше поселенцев этого рода. Явившись на Урале, Генин воспользовался уже бывшей тут рабочей силою раскольничьих слобод и поселков и кроме того открыл доступ на казенные заводы и другим староверам, стремившимся сюда, так что Шарташ скоро сделался людным и богатым. Беглые попы и раскольничьи скитники и скитницы нашли в нем приют, а потом вместе с Невьянскими и Екатеринбургскими ревнителями мнимо древнего благочестия сделались первыми насадителями и распространителями раскола на Урале. 

Шарташские раскольники имели сношения и с раскольниками внутренней России и нередко снабжали Нижегородские скиты сибирскими осетрами и коровьими маслом. 

В Шарташе существовало до 12 скитов с проживавшими в них 382 черницами. Все скиты находились на берегу озера: казанский скит – по левую, а остальные группировались около них. Император Александр Павлович, проезжая в 1824 г. из Екатеринбурга в Березовский завод, посетил казанский и знаменский скиты. В 1828 г. в Шарташе не было ни одного православного двора, а их числилось 400. Миссионеры, приезжавшие сюда для собеседований с раскольниками, подвергались насмешкам, порицаниям, ругательствам; самая жизнь их не раз подвергалась опасности. Шарташцы покушались даже убить Преосвященного Евлампия во время пути его из Березовскаго завода в Екатеринбург, в 1832 г., но спасло его жизнь то обстоятельство, что в Шарташе случился громадный пожар и – покушавшиеся на убийство вынуждены были бежать на пожар. Впрочем сидевший на козлах кареты владыки кучер, по преданию, был убит. Богатый раскольнический Шарташ сгорел, и на его месте ныне существует уже бедное село. У нынешних раскольников – Шарташцев нет уже ни скитов, ни беглых попов; нет у них и той фанатической злобы к православным пастырям, какою дышали их предшественники. Их наставники, миряне и начетчики, мирно совершают свое несложное богослужение в двух часовнях – Петровской и Троицкой.

!930 год.
!930 год.

В Шарташском селении считается ныне православных 253 человека, единоверцев 309 и раскольников 1106. (1902 год — В.В.)

Единоверческая Рождественская церковь
Единоверческая Рождественская церковь

В 1849 г. Горным ведомством в Шарташе устроена была для православных каменная часовня, которая в 1862 г. была обращена в церковь и освящена 17 июня того же год. Тогда же открыт был в Шарташе и самостоятельный приход. А до того времени Шарташ сначала принадлежал к Екатерининскому собору г. Екатеринбурга, а с 1835 г. по 1862 г. к приходу Березовскаго завода.

Шарташ. Свято-Троицкий храм
Шарташ. Свято-Троицкий храм

При церкви есть церковно-приходская школа, которая охотно посещается и православными и раскольническими детьми. Есть еще единоверческая часовня, приписанная к Троицком единоверческому приходу в г. Екатеринбурге.

Причт Шарташскаго села состоит из священника и псаломщика.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.





promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic