volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Category:

Гробовская волость

Предисловие.

Прежде, чем писать об остальных волостях других экономических районов Екатеринбургского уезда, я решил вне очереди ознакомить читателя с Волостью, которая граничит с писанном мной Северным горнозаволским районом, и из себя в единственном числе представляет Западный Приуральский экономический район Екатаринбургского уезда. Это волость Гробовская.

Село Гробовское (ныне село Первомайское), или, как первоначально называлось- Гробовская крепость, возникло в 1735 году во время 4-го башкирского бунта. Тогда уральскую Башкирию потеснили с севера до Старого Сибирского тракта, где была построена цепь крепостей – Гробовская, Киргишанская, Кленовская застава, Ачитская крепость. Немного в стороне от Сибирского тракта, шедшего через перечисленные крепости  к Кунгуру, была выстроена Красноуфимская крепость. Таким образом, русские колонизаторы установили рубежи северной границы башкирских земель. До 1763 года этот путь был кратчайшим, но неофициальным путем из европейской России в азиатскую. С 1763 года Сибирский тракт получил официальное признание как основного пути в Сибирь.

Гробовская крепость. 

Гробовское село (2 благочиние) Екатеринбургский уезд лежит в самой западной части Екатеринбургскаго уезда, почти на границе с Красноуфимским, - в 77 в. от епархиального города. Село расположено по обоим берегам реки Верхней Утки, притока Чусовой. Климат, по резким переходам от тепла к холоду, неблагоприятен для здоровья жителей. Почва – частью суглинистая, частью черноземная.

Местность, занятая селом Гробовским, когда тут не было еще никакого жилья, называлась «Гробовым полем». Почему ей было дано такое название, - неизвестно. В 1723 г., в год основания г. Екатеринбурга, по распоряжению главнаго командира Уральских и Сибирских заводов Генина, на «Гробовом поле» поселено было несколько крестьян. К ним в 1734 г., по распоряжению генерала Татищева, преемника Генина по управлению заводами, переселено было еще значительное число крестьян из Кунгурскаго уезда. С 1735 г. деревня Гробова, когда ее обвели деревянной стеной с башнями и снабдили оружием, стала уже называться Гробовскою крепостью. – В 1736 г. Гробовские крестьяне и их староста подали Татищеву челобитную, в которой просили построить в крепости церковь Божию и заявили, что «попа» надеются прокормить хлебной ругой. Татищев тогда-же вошел по сему предмету в сношение с митрополитом Тобольским и Сибирским Антонием, который и благословил простроить в Гробов церковь. Однако, ни в конце 30-х, ни в 40-х годах церкви в Гробовской крепости не было. Приход образовался только в 1781 г. и состоял сначала из двух селений – самой Гробовой и Киргишанской крепости, а в 1788 г., за отчислением последней, состоит из одного села Гробовскаго. Жители села – бывшие государственные крестьяне; все православные; раскольников никогда не было. За 1900 г. прихожан числится 2111 д. об. пола.

Главныя средства к жизни Гробовцам доставляют работы на рудниках. Многие также ежегодно уходят в Красноуфимский уезд на жатвенную страду. Осенью многие уезжают в Верхотурский, Челябинский и Троицкий уезды на золотые прииски. Хлебопашеством занимаются мало, потому что хлеб от ранних заморозков не корню гибнет. С большею охотою некоторые из крестьян садят на полях репу – очень хорошего качества, так и известную в продаже под названием «Гробовской».

Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии». Отдел хозяйственной статистики. Екатеринбург. Издание Екатеринбургского земства. Типография «Екатеринбургской недели», 1891 год, под редакцией Зверева 

Церкви волости

Первая церковь в селе, деревянная, построена на средства прихожан, освящена была в 1754 г.; 19 Декабря 1763 г. она со всею утварью сгорела. Вместо сгоревшей, в Июле того-же года; по благословенной грамоте митрополита Тобольскаго и Сибирскаго Павла, заложена была и в Мае 1767 г. освящена новая деревянная церковь, во имя Пророка Илии. В этой церкви, построенной на средства прихожан и на доброхотныя даяния, богослужение совершалось до 1858 г., а в 1874 г., через 107 лет после освящения, она, по распоряжению епархиальнаго начальства, за совершенною ея ветхостью, была разобрана. На месте, где находился престол, устроен мраморный памятник. – Ныне существующая, каменная, одно-этажная, двух-престольная, церковь заложена 1 Окт. 1849 г., по благословению епископа Екатеринбургскаго Ионы.

 В 1857 г. был отстроен и 10-го Ноября того года освящен теплый придельный храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Главный храм, холодный, во имя св. Пророка Илии, постройкою окончен был в 1863 г. и освящен 1-го Окт. того года, по благословению архиепископа Пермскаго и Верхотурскаго Неофита. Эта каменная церковь строилась также иждивением прихожан и на доброхотныя даяния. От посторонних лиц иногда поступали довольно значительныя пожертвования. Так, напр., в 1851 г. Екатеринбургский купец М. А. Нуров внес на устроение храма Гробовскаго 12000 руб. ассигнациями. В Покровском приделе иконостас деревянный, столярной работы, одноярусный, выкрашен белой краской; резьба и колонны вызолочены. 

В Пророко-Ильинском храме иконостас трех-ярусный, окрашен светло-фиолетовой краской; резьба и колонный вызолочены. – В настоящее время храм имеет все необходимое и в достаточном количестве. Из старинных предметов в храме замечательны: потир, дискос и звездица оловянные, с резными изображениями весьма простой работы. Хранится при церкви и тот деревянный «ковчежец», который в 1754 г. десятоначальником – священником Павлом Агафоновым найден был «содержащимся весьма неисправно»: ковчежец этот местным священником был вымазан смолой. На вопрос десятоначальника, почему «ковчежец» вымазан дегтем, гробовский иерей ответил, что «сосудец деревянный, где хранятся св. миро и елей, с двух краев вымаран подлинно смолой, а не дегтем, для того, чтобы не раскололся, когда сохнуть станет, а как деготь или смолу, хотя и ведал, что в церкви и паче во святом алтаре держать не надлежало, однакож оное учинил також от неведения моего». В селе Гробовском ежегодно 27 Июля совершается крестный ход по всем улицам в память избавления от свирепствовавшей в селе в первых числах Июля 1871 г. холеры и происшедшего 27-го числа того-же июля чрезвычайного разлития реки Утки, затопившей всю западную часть селения и причинившей много бед жителям. При церкви есть церковно-приходская школа; смешанная; существует с 1897 г. (сначала в виде школы грамоты); имеет собственное помещение.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic