volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Categories:

Нижнесельская волость

1. Село Нижнесельское расположено но левом берегу реки Чусовой частью на низком, частью на высоком месте. О происхождении поселка говорят, что немного выше камня «Шайтана» ", о который бились барки на Чусовой, жил татарин (скорее всего башкир-В.В) с 3 сыновьями, занимаясь хлебопашеством. К ним поселился беглый солдат Бажук к стал теснить татарина. Последний послал сына жаловаться на Бажука и при царе Алексее Михайловиче подучил из Верхотурского приказа грамоту владение землями. Бажук в 1,5 верстах. („Бажуково жидище"), а на месте остался ходивший к царю сын татарина, крещенный в Верхотурье, Максим Сирота, братья же его ни стали жить с крещенным, ушли от него. Впоследствии, с постройкой Демидовыми заводов, поколение Максима Скоробогатовых  стало заводоуправление приглашать в „сплавщицкую колоду", „только сплавьте, -говорились им, и целый год ешьте готовый хлеб". Сначала, действительно, работать было вольготно, хлеб готовый. а потом стали прибавлять работы: доставлять уголь, дрова, копать руду, словом, сделались крепостными; поколение же Бажука осталось в разряде государственных крестьян. Бывшие непременные работники Яковлева набраны рекрутами в Кунгурском уезде из государственных крестьян. Надел: усадьбы, пахота, выгон, покосы у 3 обществ чрезполосно и в ризных дачах.—Поля—перемены в поскотине- за ней же немного, на возвышении (урожай xopoший) и склонах по низине (посевы вымокают). Почва —красная глина с подморинами, лудистая и часто каменистая, на низинах черноватая лудистая. Покосы большей частью в казенной, меньшая в Яковлевской и Уткинской большей частью лесные, около речек, немного луговых и болотных. Лесными материалами пользуются из казенной дачи за 0,5 попенных, другие – за полные. Выгон для всех обществ: поскотина вокруг селений, часть её захватили под перемены; назад тому 3 года захваты запретили; речка в 4 верстах, лесная, («прежняя гарь») для лошадей. Старый усадьбы но равны. Новые домохозяева селятся на выгоне. В наделе золото и железная руда. 

Первое общество государственных крестьян владеют отцовскими росчистями и заимками; упалые (надел на ушедшего из жизни – В.В.) души отбираются в общество и выкладываются на плательщиков. У многоземельных отбирается часть покосов для малоземельных. О переделе идут споры; противники передела – имеющие много росчистей. Новым домохозяевам дают усадьбы и отбирают у них перемену.

Второе общество бывших Демидова. До обнародования положения в пользовании бывших крепостных было 3,5 десятины усадеб, 135,5 десятин, покосов, 11 десятин пахотной; по уставной грамоте на 60 ревизских душ оставлен тот же надел и прибавлено по 200 кв. сажень на душу выпуска. При составлении уставной грамоты много земли скрыли, чем воспользовались при межевании государственные крестьяне, замерявшие покосы за собой, но несмотря на это, и теперь в пользовании бывших Демидовских крестьян значительно больше, чем значится по уставной грамоте. Владеют землями так же, кА и в первом обществе.

Третье общество бывших работников Яковлева. До обнародования Положения в пользовании их было в Яковлевской даче 7,75 десятин усадеб, 612,5 покосов, данных в Уткинской даче, 108 десятин росчистей и 3 десятины пахотной в казенной даче. По уставной грамоте крестьяне получали усадьбу и по 200 квадратных саженей под выпуск (запасные усадьбы); вместо покосов заводоуправление в своей даче проектировало дать по 1 десятине пеньков на каждую 151 ревизскую душу под росчисти. Хотя крестьяне «надела не приняли», но владеют тем же количеством угодий, какое было до «воли». О форме владения землей смотри 1 общество. Выпасы скота по лесу и покосам; корма достаточно. В 3 обществах главные средства к жизни извлекаются из приисковых и рудничных работ, выжига угля и рубки дров. Общины среднего достатка, но по справности община бывших Демидова занимает первое место. При выходе на «волю» 5 семейств уходили на переселение, но 4 из них, не найдя удобных мест, возвратились.

2. Деревня Каменка находится при реке Каменке и на левом берегу реки Чусовой. Прежнее селение (было) в 12 верстах на реке Сибирке, но население его разбежалось от разбойничьих набегов и из ближайших одни поселились на теперешнем месте: бывшие крепостные Яковлева поселены рекрутами сюда и на Пристань. Надел чрезполосно. Пашни переменами в поскотине, за ней мало. Покосы около рек большей частью лесные, немного луговых и болотных. Лесными материалами пользуются за пониженные попенные. Поскотина вокруг селения, общая, огорожена на 2 версты, в ней перемены у каждого огорожены. Усадьбы неравны, новые домохозяева садятся на выгоне и даже на переменах, которые в этом случае у владельцев отбираются. При ревизиях землю у государственных крестьян делили по душам, переделили душевую, росчисти же в личном пользовании.

С 1885 года решили давать земли на годных работников. Скидка и накладка душ ежегодно. О переделе земли идут толки. В обществе бывших крепостных Яковлева угодья в личном пользовании, не переделяли никогда. До обнародования Положения у них было: в Яковлевской 2 десятины 2192 кв. сажень покосов, данных от заводоуправления, 239 десятин покосов, 8,5 десятин росчистей, 2,5 десятин пахотной земли в Уткинской даче, 239 десятин в казенной, 2,5 покоса (далее о наделе смотри село Нижнее). С весны рогатый скот пасется в поскотине, а потом в лесах. Средства к жизни доставляют промыслы: выжег угля и рубка дров для Билимбаевского, Шайтанского и Уткинского заводов; работы на золотых промыслах, ремонт на железной дороге. Общины среднего достатка. Одна семья переселилась в Оренбургскую губернию, занимается хлебопашеством; уезжало еще 2 семьи, но не подыскавши места, возвратились.

3. Деревня Трека расположена по обоим берегам реки Чусовой при впадении речки Треки; место ровное. На месте Треки жил татарин, он крестился и остался жить, от него произошла фамилия Татарченковых; бывшие крепостные Яковлева переселены из Верх-Исетского завода на Чусовскую пристань. Надел в черезполосице. Пахотные земли большей частью на высоких местах примыкают к лесам и частью на равнинах (долго застаивается вода) почти вся в выгоне в 0,5 – 4 верстах от селения. Почва6 красная глина и белик, потная. Покосы в большинстве лесные, небольшая часть болотных Пользование лесом как и у жителей Каменки. До обнародования Положения в пользовании бывших крепостных Яковлева было: в Яковлевской даче 6,5 десятин усадеб, 504 десятины покосов, 11,5 десятины росчистей; в казенной даче 504 десятины покоса. Надел содержится на таких же условиях , как у жителей села Нижнего. Поскотина небольшая, но травы достаточно, так как большую часть скот пасется по лесам. Звери много истребляют скота. Заработки такие же как у жителей Каменки.  Зимой занимаются перевозкой товаров в Ишим, Ирбит и другие города; с проведением железной дороги пали заработки: постройка барок, сплав, перевозка товаров, рубка и пилка леса, квартирный потсой для бурлаков. Народ очень обеднел. Община бывших государственных крестьян ниже среднего достатка, бывших Стенбок-Фермор (наследница Яковлева В.В.) – среднего.

«Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии». Отдел хозяйственной статистики. Екатеринбург. Издание Екатеринбургского земства. Типография «Екатеринбургской недели», 1891 год, под редакцией Зверева.

Нижнее село (2 благочиние) Екатеринбургский уезд находится по западную сторону Урала, в 86 вер. от г. Екатеринбурга, недалеко от границы с Красноуфимским уездом. Расположено село на левом берегу р. Чусовой. Климат для здоровья благоприятен. Почва глинистая, - местами болотистая, местами каменистая. Село Нижнее – очень древнее селение: оно возникло в 1678 г. Нижним оно называется или потому, как говорят местные жители, что первый насельник Скоробогатов поселился на полом, низком месте, или потому, что он построился на берегу р. Чусовой ниже Уткинской слободы, почему и образовавшаяся деревня, а затем и село стали называться нижними. Последнее объяснение более правдоподобно. 

Приход Нижнее-сельский образовался в 1855 г. из деревень Нижней и Треки. Объем его и теперь тот же. Дер. Трека, находящаяся в 4 в. от приходской церкви, расположена также по р. Чусовой. Возникла она, по словам местных старожилов, лет через 30-40 после заселения дер. Нижней. Будто-бы на том месте, где теперь находится д. Трека, обитали татары, из которых один со всем своим семейством принял православную веру. Соплеменники его не пожелали жить вместе с отступником от веры отцов и ушли в леса, а новокрещенный остался на старом месте, куда вскоре из Кунгурскаго и Осинскаго уездов переселились русские и прозвали старожила «Татарченковым». В Треке есть крестьяне и теперь по фамилии Татарченковы. Как в с. Нижнем, так и в д. Треке есть раскольники – старообрядцы. Раскол существует издавна. Дер. Трека до 1877 г., - до открытия движения по Уральской жел. дороге, - была сборным пунктом для раскольников, отправляющихся из некоторых селений Екатеринбургскаго и Красноуфиского уездов на так называемые «Веселые горы», где схоронены лже-иноки Максим и черноризец Павел убиенный. От д. Треки через д. Воробьи и Верхне-Тагильский завод до могилы Максима и Павла считается верст 60-70. В верстах 12 от д. Треки, в местности называемой «Узеди», находилось два женских раскольнических скита. В двадцатых годах прошлаго столетия скиты были разграблены и скитницы переселились в Шарташ и Сарапулку. По церковным документам, раскольников в Нижнее-сельском приходе за 1900 г. числилось 153 д. об. п. Православных за тот же год числилось 2876 д. об. п. Из них в селе – 2083 д. Средства к жизни жителям – бывшим государственным крестьянам и бывшим мастеровым Уткинскаго графини Стенбок-Фермор завода и Уткинскаго Демидова завода – доставляют: рубка дров, углежжение и доставка угля на заводы Уткинский, Билимбаевский и Шайтанский; работа на золотых приисках в Верхотурском уезде и Оренбургской губернии. История постройки приходской церкви такова. До 1855 г. жители д. Нижней, принадлежала к Уткинско-Слободскому приходу, испытывали величайшия затруднения в исправлении треб: весной, за разлитием р. Чусовой, и осенью, по случаю ледохода, невозможно было приглашать священника ни для напутствования больных, ни для крещения младенцев. Весьма часто случалось, что больные умирали без исповеди, а младенцы без крещения. В виду таких обстоятельств, нижнедеревенцы еще в 1777 г. хотели построить у себя церковь, но, за неимением средств, не в состоянии были выполнить свое намерение. Наконец, уже в 1854 г., когда православное население значительно увеличилось, нижнедеревенцы и трекинцы решили построить в д. Нижней на свои средства деревянную церковь, при чем тогда же государственные крестьяне с непременными работниками казенных заводов и мастеровые заводчика Яковлева и крепостные заводчика Демидова приговором постановили назначить жалованье: священнику – в размере 130 руб. в год, псаломщику – 30 рублей. Ходатайство их, возбужденное чрез уполномоченнаго однообщественника Волынкина, было удовлетворено: 31 Июля 1855 г., по благословенной грамоте Архиепископа Пермскаго Неофита, совершено заложение церкви, а 27 декабря 1860 г., по благословению Екатеринбурскаго преосвященнаго Варлаама, совершено освящение церкви. 

С 20 Июля 1862 г., со дня объявления уставных грамот, заводские конторы Яковлева и Демидова прекратили выдачу жалования причту; священник с причетником стали получать жалованье только от бывших государственных крестьян. Так продолжалось до 1873 г. В этом году церковь, по распоряжению епархиального начальства, была приписана к Уткинско-Слободской Георгиевской церкви, а священник и псаломщик были переведены в другие приходы. Вновь нижнесельцы и трекинцы стали испытывать затруднения в исправлении треб. Но в таком положении они находились не долго: в 1875 г., когда прихожане согласились производить жалованье причту в сумме 300 руб., приход был восстановлен

С 1876 г. это жалованье прихожанами увеличено до 400 руб., в каковом размере получается причтом и в настоящее время. Церковь Нижнесельская – однопрестольная, во имя Архангела Михаила, трехглавая, деревянная в деревянною же колокольнею на каменном фундаменте. Снаружи церковь оштукатурена. Иконостас в церкви двухъярусный. 

В 1877 г. церковь обнесена деревянной оградой. Как в устройстве, так и в украшении храма усердным жертвователем был вышеназванный Волынкин. – Каждогодно 18-го Августа, в день святых Мучеников Флора и Лавра, совершается крестный ход на р. Чусовую. Причт живет в домах, выстроенных прихожанами.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 8
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic