volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Categories:

Верх-Нейвинская волость. Часть 2.

Церкви Верх-Нейвинской волости

Верх-Нейвинский приход основан в 1762 году (Прокопием Демидовым), отстоит в 60 верстах от Екатеринбурга на северо-запад от него. Завод расположен по восточному склону Урала, в покрытой лесом местности на берегах пруда и в верховьях реки Нейвы, от какого положения своего при этой реке и получил свое название. На расстоянии одной версты от завода находится станция Верх-Нейвинск Пермской железной дороги. В состав Верх-Нейвинского прихода, кроме завода, входят деревни – Тарасково, расположена в 20 верстах на юг от завода, Пальникова – в 25 верстах на юго-запад, Таватуй – на юго-восток в 23 верстах, на восточном берегу Таватуйского озера. 

Местность, занимаемая заводом и деревнями, гориста и покрыта преимущественно хвойными лесами; вследствие чего, особенно в дождливое время, пути сообщения представляют большие затруднения, а весной делаются и совсем непроезжими. Климат местности прихода суров, но благоприятен для здоровья. Жарких летних дней бывает очень мало, а зимние морозы доходят до 38 градусов по Р. Весна почти всегда холодная зима ранняя; снег выпадает нередко в конце сентября.

Грудные болезни и эпидемические заболевания сравнительно с количеством населения редки. Почва местности большей частью каменистая, мало пригодная для обработки. 

Верх-Нейвинский приход образован был в 1834 году. 

С 1834 по 1874 год в состав прихода, кроме деревень Пальниковой, Тарасковой, Мурзинки (Исетской –В.В.) и Таватуя, входили деревни Столбянская и Листвяная, а также Рудянский завод.

Но в 1874 Рудянский завод, деревни – Столбянская и Листвяная были причислены к Шуралинской Александро-Невской церкви, по каковом отделении состав Верх-Нейвинского прихода остается без изменения до настоящего времени (1902 год - В.В.) Все прихожане – великорусы. По преданию, в места, находящиеся в пределах Верх-Нейвинской заводской дачи, ссылались императором Петром I стрельцы-раскольники. Жители деревни Таватуя считают себя несомненными потомками сосланных стрельцов. В настоящее время значительную часть населения в приходе составляют раскольники, преимущественно поморцы, и вообще беспоповцы. Раскольники живут главным образом в самом заводе и деревнях – Таватуе и Мурзинке. Незначительное число их встречается в деревне Пальниковой. Род занятий большинства прихожан составляет обжигание угля для завода, добыча железной руды и торфа, а также промывка золота старательным способом. Незначительная часть работает на самом заводе. Земледелием совсем не занимаются, отчасти по непривычке к этого рода труду, но главным образом, вследствие непригодности почвы – каменистая, и неблагоприятных климатических условий, не позволяющих вызревать хлебным произрастаниям. Число всех прихожан ныне простирается до 1515 душ обоего пола. Ныне существующий каменный однопрестольный в честь святителя Чудотворца Николая храм на заводе был заложен в 1858 году и закончен постройкой в 1878 году. В прежнее время, до 1834 года, в заводе была лишь часовня, которая на средства заводовладельца (А. И. Яковлева) была перестроена в однопрестольный деревянный храм во имя святителя Николая. Этот храм существовал в первоначальном виде до 1882 года, в каком году он и был упразднен, так как за ветхостью и по постройке нового, ныне существующего каменного храма он оказался лишним. (Получается, что с 1878 года, года окончания строительства каменного храма, до 1882 года – года упразднения деревянного, - эти два здания существовали вместе? Какие функции несло деревянное здание храма. Не могли же быть два здания в честь святителя Николая одновременно вести службу? – В. В.)

История постройки ныне существующего храма такова.

По закладке храма в 1858 году, в период времени с 1858 – 1860 годы – на средства заводоуправления были возведены лишь стены храмов до сводов. С уничтожением крепостного права заводовладельцы отказались от дальнейшей постройки храма на свои средства, почему в таком неоконченном виде храм находился до 1872 года.

С 1872 года заводоуправление взялось на свои средства поставлять материал для строительства храма, а плату за работу общественным приговором было постановлено производить из денежных сумм, частью полученных посредством вычета ¾ коп. из каждого заработанного рубля жителей прихода и частью из добровольных пожертвований, собранных по книжкам. На эти средства храм и был окончен постройкой в 1879 году и в том же году освящен. (Все-таки 1878 или 1879? - В.В.)

К Верх-Нейвинскому храму был приписан храм в деревне Тарасковой в честь СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА, перестроенный в 1879 году из деревянной часовни на средства жителей.

В 1893 году от неосторожного обращения с огнем храм этот сгорел. Вместо сгоревшего храма, при местной земской школе временно устроена часовня, куда перенесены уцелевшие от пожара иконы и иконостас и где ежегодно отправляется Богослужение: в праздник Рождества Христова (один день), в Велики пост две недели и на Пасхе – два дня.

В деревне Пальниковой есть деревянная часовня во имя святого Пророка Илии, построенная на средства жителей; в ней ежегодно 20-го июля совершается Богослужение и крестный ход из нее на ключ для освящения воды.

Для церковнослужителей прихода имеются два дома, приобретенные на общественный счет в 1862 году, и деревянные лавки на рынке, приносящие церкви доход более 20 рублей в год. Кроме обычных, повсюду совершаемых крестных ходов, с самого основания храма, по случаю бывшего в заводе пожара, - взамен хождения со святыми иконами по домам прихожан в Пасхальную седмицу, - совершается крестный ход по домам с чудотворною Иконою Знамения Божией Матери, которая принадлежит Верхне-Тагильской Знаменской церкви и которая из Верхнее-Тагильского завода приносится 8 мая. Ночь и весь следующий день Святая Икона остается в храме, а 10-го мая относится в деревню Тарасково, где пребывает два дня. Потом святая Икона обратно приносится в завод и пребывает в нем до двух недель. Все это время прихожане принимают святую Икону в свои дома для совершения пред нею молебствий. Из завода святая Икона относится в Нейво-Рудянский завод в приход единоверческий.

«Приходы и церкви Екатеринбургской епархии». Издание Братства Праведного Симеона, верхотурского Чудотворца. 1902 год. стр. 65-68

Старообрядцы в Верх-Нейвинском приходе.

Воскресенская и Николаевская церкви. В заводе с первых лет его существования проживало много раскольников, беглопоповцев, пользовавшихся покровительством заводских управителей. Для совершения треб, в заводе в 20-х XIX столетия жил беглый священник Владимирской губернии Шуйского уезда Благовещенской церкви – Парамон Лебедев. 

В 1820 году среди селения была выстроена управляющими заводами – Полузадовым и Китаевым обширная деревянная на каменном фундаменте часовня для раскольников. Здание устроено было двухэтажное: верхнем помещении алтарь и трапеза, вмещавшая до 1500, в нижнем-крестильня и исповедальня. Несколко лет позднее другой управляющий Зотов вздумал устроить в Верх-Нейвинске мужской раскольничий скит и для этого выстроил вблизи завода на горе каменное здание. Так как со вступлением на престол Императора Николая первого скита устроить не пришлось, то раскольники в выстроенном здании устроили часовню для отпевания умерших. 

В конце 1839 году была выстроена в Екатеринбурге единоверческая церковь Рязановыми и строители пожелали иметь в своей церкви священником Парамона Лебедева, как твердого хранителя древних обрядов. Горный начальник генерал Глинка нашел возможным удовлетворить желание Екатеринбургских единоверцев, приказал исправнику привезти в Екатеринбург священника П. Лебедева и пригрозил последнему, что отошлет к Владимирскому архиепископу, если он не согласится исполнить просьбу Рязановых. Лебедев предпочел согласиться, принес церковное покаяние и Пермским архиепископом Аркадием был допущен к служению в Рязанской церкви. Таким образом, раскольники – беглопоповцы в Верх-Нейвинске остались без священника и службы у них исправлялись головщиками. С этого времени и и начинается обращения в единоверие. В 1847 году в Верх-Нейвинском единоверческом приходе, открытом в 1839 году, было уже так много прихожан, что по их просьбе заводовладелец перестроил каменную часовню на горе в церковь, приделавши к ней каменный алтарь и деревянную колокольню. 1 февраля 1848 года церковь была освящена в честь Воскресения Господня. Другая единоверческая часовня в это же время была опечатана гражданскими властями и потом со всеми принадлежностями- иконами и книгами передана причту единоверческой церкви. В 1878 году к этой часовне пристроили колокольню и в 1882 году 10 января освятили во имя святого Николая Мирликийского Чудотворца. Поводом к устройству новой церкви было дальнее расстояние от селения и теснота первой Воскресенской церкви. В нижнем этаже Николаевской церкви помещается церковно-приходская школа. Прихожан числится в настоящее время (1902 год) 780 мужчин и 770 женщин, уклонившихся в раскол 171 мужчина и 178 женщин. Часть прихожан живет в деревнях: Тарасковой, Пальниковой и Таватуе. Последняя от завода в 20 верстах и известна как одно из древнейших поселений раскольников-поморцев, существовавшее в начале XVIII столетия. После застроения Екатеринбурга, жители Таватуя определены были к заводским работам. Из Таватуя исходила впоследствии пропаганда поморского толка в селениях Урала.

«Приходы и церкви Екатеринбургской епархии». Издание Братства Праведного Симеона, верхотурского Чудотворца. 1902 год. стр. 585-587

Хозяйственное описание Верх-Нейвинской волости 

1. Завод Верх-Нейвинский расположен в гористой местности по берегам реки Нейвы. Местность заселена Демидовым при постройке завода; переселены сюда люди из Невьянска и именно те, которые пришли от «гонений за старую веру» из Архангельской губернии. До обнародования положения в пользовании крепостных, дворовых, государственных мастеровых и невременных, работников было по всей Верх-Нейвинской в Верх-Нейвинской даче усадеб 144 десятины, покосов 2297 десятин дааных от заводоуправления, 1136 десятин расчищенных личными трудами, 1064 наследственных, 1, 5 десятина пахотная; в Билимбаевской даче 291,5 десяти покосов. (Скорее всего эти покосы был по берегам речки Черный Шишим, что недалеко от Тарасково, жители которого до 70-х годов прошлого века называли эти места «Билимбаевской дачей» или «Билимбаевские дачи» - В.В.)

По уставной грамоте на 1601 ревизскую душу в Верх-Нейвинском, 201 в деревне Тарасковой и 172 в деревне Черношишимской (Пальники) надел получали на тех же условиях, как и в Нейво-Рудянском заводе, по 200 квадратных сажень на ревизскую душу под выпуск. Пахотная земля огорожена отдельно у каждого домохозяина, находится на гористых местах, склоны на юго-запад, почва каменисто-песчаная по правому берегу реки Нейвы, по левому же – глинистая, на ней не родится ни какой хлеб, «вызябает» от холодных туманов. Покосы ясные, сухие, немного болотных: ближние расчищены около селения на 3- 10 верст, данные за 14022 версты – «в сланях». Отведенные под выпуск по 200 квадратных сажень на душу теперь изрыты шурфами при добыче золота, часть выпуска распахана, часть застроена. Как на выпуске, так и по занему производятся росчисти под пашни и покосы. Лесом пользуются от Верх-Исетского заводоуправления: дровами бесплатно, строевым за полупопенные. Усадьбы неравны, новые домохозяева садятся на выпуске по 12 на 25 сажен.

На усадьбах и покосах (росчистях) хозяева сами добывают золото, на данных же покосах или выпуске добычей могут заниматься все; золото сдают заводоуправлению

До 1861 года работающим на заводе покос отводила контора, когда работник женится. У стариков, вышедших из работы или у работников, не косивших своих покосов, последние отбираются и контора передавала нуждающимся в них. Росчистями же распоряжались хозяева сами: могли отдавать в кортом, передать по наследству, продать. Так и теперь: данные покосы заводоуправлением общество отбирает от 60-летних стариков и умерших работников и передает годным работникам от 15 до 60 лет за все платежи и повинности; росчисти же находятся в подворно-наследственном пользовании, также и пашни; общество отбирает только пашни на скотском выпуске под постройки, не давая ничего взамен. Весной и осенью скот выпускается на покосы, затем на выпуски; лошади и коровы все лето за пастухом по лесам. Падежи скота случаются почти через 608 лет; последний был 8 лет назад, пало ¾ скота. Главные средства к жизни – старательские работы на золотых приисках в Верх-Нейвинской даче, работы на Верх-Нейвинском железоделательном заводе в цехах и по доставке дров. Община ниже среднего достатка.

В 1864 году переселились в Оренбургскую губернию 6 семей на хлебопахотные земли, живут хорошо; в то время завод находился в аренде у Асташева, не позволявшего старательских работ. Желали переселиться многие, но за Кушвой нашлись старательские работы, которые и удержали от переселения.

2. Деревня Тараскова расположена по берегам реки Нейвы на скатистом месте. Основана прежде завода Верх-Нейвинского каким то выходцем Тарасом. Из общего на дела по уставной грамоте деревне Тарасковой принадлежат 36 десятин 1503 квадратные сажени усадеб, 376,5 десятин данного т 182 десятины росчистей, 1,5 десятины пахотной, и в Билимбаевской даче (в одной площади) 282 десятины покоса; по 200 квадратных саженей на душу выпуска. Покосы лесные, сухие. Почва на левом берегу реки Нейвы глинистая, на правом глинисто-песчаная. Лесом пользуются от Верх-Исетского заводоуправления: дровами бесплатно, строевым за полупопенные.

До 1863 года у общества была огороженная поскотина на 4 версты, но затем городьбу бросили и поскотина в надел не вошла. Усадьбы по старому; новые отводятся на запасных местах; под перемены в выпуске не позволяет городить общество, в лесу – заводоуправление. На покосах и усадьбах у некоторых общественников есть золото и железная руда, добывается самими домохозяевами и сдается заводоуправлению. 

До 1861 года работающим на заводе покос отводила контора, когда работник женится. У стариков, вышедших из работы или у работников, не косивших своих покосов, последние отбираются и контора передавала нуждающимся в них. Росчистями же распоряжались хозяева сами: могли отдавать в кортом, передать по наследству, продать. Так и теперь: данные покосы заводоуправлением общество отбирает от 60-летних стариков и умерших работников и передает годным работникам от 15 до 60 лет за все платежи и повинности; росчисти же находятся в подворно-наследственном пользовании, также и пашни; общество отбирает только пашни на скотском выпуске под постройки, не давая ничего взамен. Весной и осенью скот выпускается на покосы, а летом кормится в Верх-Нейвинской и Билибаевской дачах. Корма достаточно. Главные средства к жизни составляют кабанные работы (производство древесного угля – В.В.) и старательство.

3. Деревня Пальникова (Черношишимская) расположена на ровном месте в 0,5 верстах от реки Черного Шишима. Из общего количества по уставной грамоте деревне Пальниковой принадлежит 16,5 десятин усадеб, 324 десятины покосов, данных от заводоуправления, 161 десятина росчистей, 286,5 наследственной и 1,5 десятины пахотной; кроме сего покоса в Билимбаевской даче 9,5 десятины; выпуска имеют тоже по 200 кв. сажень на душу. Покосы в нескольких участках в 1-6 верстах от селения сухие. Почва черноземная на 2 вершка; подпочва глина. Скотский выпуск огорожен на 8 верст по окружности. На поскотине лес смешанный6 ель, пихта, осина, береза; дровяной; ныне рубку его запретили. Дровами пользуются бесплатно, а строевым за полупопенную плату из Верх-Нейвинской дачи. Усадьбы по старому, новые домохозяева садятся на запасных местах, занимая место без меры. 

До 1861 года работающим на заводе покос отводила контора, когда работник женится. У стариков, вышедших из работы или у работников, не косивших своих покосов, последние отбираются и контора передавала нуждающимся в них. Росчистями же распоряжались хозяева сами: могли отдавать в кортом, передать по наследству, продать. Так и теперь: данные покосы заводоуправлением общество отбирает от 60-летних стариков и умерших работников и передает годным работникам от 15 до 60 лет за все платежи и повинности; росчисти же находятся в подворно - наследственном пользовании, также и пашни; общество отбирает только пашни на скотском выпуске под постройки, не давая ничего взамен. Корм для скота хороший в поскотине и на покосах (весной и осенью). Волки губят мелкий скот, медведи – крупный. Главные средства к жизни доставляют кабанные (так назывались работы по заготовке древесного угля, или куренные — В.В.) работы для Верх-Нейвинского и Нейво-Рудянского заводов; частью возка железа из Верх-Нейвинского и в Шайтанку. По невыгодности и трудности выполнения условий кабанные работы стали сокращать, так что теперь лошадей стали держать значительно меньше; многие стали заниматься старательством. По степени среднего достатка община занимает первое место по волости. Выселяются многие в Верх-Нейвинск, так как куренные работы производятся за Верх-Нейвинский завод, и приходится жить в нем.

Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии». Отдел хозяйственной статистики. Екатеринбург. Издание Екатеринбургского земства. Типография «Екатеринбургской недели», 1891 год, под редакцией Зверева стр. 195 –196.

Подготовил Владимир Волков

promo novouralsk_2014 апрель 8, 2019 14:16 7
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic