volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Category:

Билимбаевская волость. Часть 3.

БИЛИМБАЕВСКИЙ ЗАВОД

Ниже статья Калинина «Билимбаевский завод» (Горный журнал, 1870. ). 

Предлагаемая статья доставлена автором при письме, в котором он говорит что, составляя ее, желал познакомить интересующихся горным делом с заводом, о котором известно только то, что он существует. Наша литература действительно весьма не богата описаниями частных заводов, и потому мы помещаем этот очерк, несмотря на некоторые недостатки его изложения. Мы сочли также полезным удержать без изменения некоторые уральские простонародные термины, как то завар, нанарья и т.д.

Билимбаевский завод находится на западном склоне Уральского хребта на Казанско - Сибирском тракте, в 54 верстах от города Екатеринбурга, около реки Чусовой и принадлежишь граф. Н. Н. Строгановой. К даче Билимбаевского завода смежно прилегают казенная, отличающаяся хорошим строевым лесом и порядочными залежами железной руды, Ревдинская, Шайтанская и Верх — Нейвинская. Местоположение дачи гористое, покрытое по большей части хвойными лесами: сосной, елью, пихтой, лиственницей; из лиственных— березой.

Горы главным образом образуют гранит, амфиболит, кварцит, сланцы и известняки. Гранит сиенитовый залегает по самому Уральскому хребту и в близ—лежащих горах (отрогах). Амфиболит — роговая обманка с кварцем; в нем попадается гнездами хромистый железняк, окруженный змеевиком и тальковой породой и магнитный железняк, встречающейся жилами; так Березогорский магнитный железняк залегает в амфиболите; на нем также около речек находятся золотосодержащее пески, в которых попадается лучистый камень (по р. Восточному Шишиму, в отвалах промытых песков), горный лен (на Бокальской горе около Восточнаго Шишима в работах золотосодержащих песков, на глубине 12 сажен, между змеевиками. К амфиболиту около завода и по обоим сторонам тракта прилегают сланцы—тальковый, хлоритовый, глинистый и др. Сланцы покрывают собой по большей части известняк; сами же сланцы покрыты наносной иловатой или происшедшей от разложенья (выветривания) глиной различной мощности; они довольно плотны и не удобны для работы, например, при разведочном углублении шурфов и под. К сланцам с восточной части дачи прилегает кварцита; в нем попадается небольшими, гнездами железная руда и горный хрусталь; он (толченный) употребляется при деле огнеупорного белого кирпича. Известняк доломитовый встречается по р. Чусовой; в нем залегают гнездами бурые железняки, окруженные белой (сверху), синей (снизу) и охряной глинами. Известняк встречается и в других частях дачи и по большей части окрашен в бутылочнозеленый или темносерый цвет; в темносером известняке попадается окристаллизовапный железный колчедан (на Вышенабатовской горе на глубине одного аршина в известняке вкраплены кубические кристаллы железного колчедана). Доломитовый известняк идет при плавке железных руд в доменных печах во флюсе и способствует получению легкоплавких шлаков, так как руды содержат незначительное количество сравнительно с кварцем извести. Состав его: углекислой закиси железа марганца 5%, кремнезема 2%, фосфорной кислоты следы, углекислой извести 74,6%, углекислой магнезии 20 %, серы 0,016%.

Употребляемый в плавку руды но большей части бурые железняки, редко магнитные и то с большим содержанием окиси хрома— до 6%- 

Вот анализы некоторых руд; анализы произведены были въ Билимбаевской заводской лаборатории.

1) Бурый железняк со Старопогорельскаго рудника.

2) Бурый железняк Гординскаго рудника.

3) Тоже со Старошишимскаго рудника.

4) Тоже Битимскаго рудника.

5) Тоже Мысовскаго рудника.

6) Тоже Медведевскаго рудника.

7) Тоже Галкинскаго рудника.

8) Тоже Ceprеeвскaro рудника.

9) Тоже Макаровскаго рудника.

10) Плотный бурый железняк Плотиновскаго рудника.

Добыча руды производится главным образом подрядчиками, так как эта система добычи для завода самая выгодная в экономическом отношении; подрядчикам за добычу, обжиг и доставку руды в завод заводоуправление платит с 1 т. пуд, смотря по содержание в руде железа, глубине добычи, притоку воды и дальности перевозки.

Производство работ добычи на руднике делается без всякого определенного плана, так как на одном и том же руднике работают не по одному, а по нескольку подрядчиков и всякий старается, как бы добыть сколько-нибудь руды с возможно меньшими издержками.

Редко работы достигают глубины 20— 25 саж., по большей части не более 8-10 с. Вообще главное препятствие производить работы глубже—это вода, от которой без особенных издержек освободиться нельзя; приток воды даже и на одном руднике, но в разных работах бывает разный; вообще же зависит от глубины работы и окружающей породы; так напр., известняк более всего способствует притоку воды. Работы производить шурфами, которые выбивают по большей части только на один год (исключая глубоких шурфов, в которых работают по нескольку лет); более продолжительное время редко приходится работать из одного и того же шурфа, так как весенняя, а частью и летняя вода затопляет и портит работы; эту воду подрядчику нет выгоды, да и нет (у многих) средств отливать, а если и отольет, то вследствие употребленной сырой (прямо с корня) крепи воздух делается (от разложенья дерева??) до того удушливым, что не дозволяет производить работы, и поэтому подрядчик на следующий год выбивает новый шурф и старается из него в продолжении года достать что только можно. Самая работа ведется так: углубляются шурфом пока есть возможность т. е. пока не помешает глубиться вода, или пока не подойдет пустая и притом твердая порода, не обещающая в глубине руды; по окончании углубленья начинают горизонтальные ходы один, два или более в ту сторону шурфа, в которую отошла руда. Если в шурфе при углублении встречалась руда, или порода, в которой предполагают руду, то за ней только и гонятся, и,, не смотря на правильность работ, делают разные повороты в сторону, кверху и книзу. Более правильное расположение работ можно встретить только там, где работы основаны на более долгое время, чем один год; тут делают ярусы, штреки более горизонтальные, прямые, правильной формы и крепят их прочнее. Выработав в одном ярусе, поднимаются выше и продолжают работы, как и в первом. Воду, где ее приток, не большой, отливают или бадьями или ручными насосами. Работают кайлом, редко клином или порохом; состав рабочих в шурфе у одного забоя следующей: кайловщик один или два, смотря по отдаленности забоя от шурфа, и две или четыре женщины на верху для поднимки и отсевки руды от пустой породы и относки ее на пожег. Работа ведется уроком около 7 весов (считая по 4 пуда каждый) на человека. Плата рабочим, у разных подрядчиков разная: кайловщик получает от 20 до 35 коп., женщина от 10 до 18 коп. в смену, т. е. за время, в которое они исполнят заданный урок. Время это зависит от содержания руды в забое (кубич. сажень дает от 300 до 1500 пуд руды), от степени трудности добычи и т. под., но вообще продолжается от 8 до 12 часов. Руду к верху из шурфа поднимают в плетенных из нетолстых ветвей (толщиною в палец) черемухи бадьях (корзинах) посредством воротка, устроенного над отверстием шурфа; ворот этот приводится в действие или посредством двух ручек, приделанных к противоположным концам оси вала ворота, или посредством насаженного на продолженной оси ворота деревянного колеса около 5 аршин диаметром, но внутренней окружности которого ходят два человека, по большей части женщины. Поднятую руду после просевки сваливают на дрова для обжига; средним числом на 1000 пуд руды расходуется дров от 7 , до 1,5 кубич. саж. В других заводах дров расходуют гораздо более, напр, в Кыновском заводе расходуют до 3 куб. саж. березовых, но руда почти нисколько не лучше обжигается Билимбаевскаго, что зависит от плохого?? присмотра за обжигом. Большие куски руды стараются класть на Билимбаевских рудниках в средину пожега, а мелкую сверху и по бокам; тогда жар более держится в куче и напрасно не расходуется. На то место, где руда начинает прокаливаться до верху кучи, наваливают руду с того места, где температура ниже; плохо обожженные куски руды на одном пожеге валят на другой. Обожженную руду возят в завод по зимней дороге сваливают в сараи и на площадь. За правильностью крепления работ, качеством. добываемой руды, обжигом ее и перевозкой в завод наблюдает смотритель.

Рудников, разрабатываемых заводоуправлением без подрядчиков, три: один в 16 верстах от завода — Погорельский; другой в 6 верстах — Битимский; третий в 4 верстах от завода — Плотиновский.

На Погорельском руднике работы до зимы 1868 г. производились не глубже 16 саж.: глубже не пускала вода, для откачивания которой в 1867 г. был устроен нагнетательный насос простого действия, приводимый в движение локомобилем в 10 сил. Вода в настоящее время поднимается с глубины 24 саж.; ход поршня насоса от 40,25 до 59,3  дюймов, смотря по притоку воды; в минуту он делает от 15 до 25 ходов. Насос при откачивании скопленной воды в шахте, дает 0,44 куб. ф. в один оборот (настоящий приток воды в сырую погоду 0,55 куб. саж. в час); делая 25 оборотов в минуту, он доставляет следовательно воды до 11 куб. ф.

Вес поднимаемой воды в один оборот — 0,44 X 1,73= 0,76 п уд ., откуда насос в 1 секунду доставляет 0,317 пуд. и следовательно работа, расходуемая насосом = 0,317 X 168 — 53,26 пудо-футов или 3,55 пар. лош. Длина парового цилиндра локомобиля 9,5 вершков, диаметр 7,25 вершков, поршень делает до 120 ходов в минуту; дров в сутки идет 1 саж. 6-ти четвертов, или 2 саж. 3-четвертовых сосновых; воды расходует до 11 куб. фут. в час; котел трубчатый; машина обыкновенно работает при давлении пара 2 0 — 30 англ. фунтов на квад. дюйм. Дрова пилят круглой пилой, приводимой в действие тоже локомобилем посредством ремня, надеваемого на маховое колесо локомобиля; в 1 час два работника могут перепилить 1 саж. 6-ти четвертовых дров пополам.

Шахта, в которой помещен насос, длиной внутри 17 четв., шириной 11 четв. и глубиной 24 саж.; шахта распором разделена на две части: в одной помещены насос. трубы, штанга и лестницы; другая назначена для подъема бадей с рудой. На 23 саж. глубины проведешь штрек шириной и высотой 1 саж. Так как шахтой на руду не попали, а глубиться не было возможности без опасения (глубже земля была очень слаба и при продолжении углубления можно было опасаться значительной усадки стен шахты и затопления водой), то штреком до руды пришлось проходить по твердой желтой и красной-охристой глине I 1,5 саж., но когда руда стала значительно уклоняться от штрека, то сделали им и ворот под прямыми углом на руду. Кроме этой шахты работы производят еще в двух: одна— Степановская глубиною до 17 саж., но 17 — 16 и 15 саж. ея уже выработаны, а ныне работают на 14 — 13 саж.; другая— Иокровскш шурфъ— работается на 14 саж. Руда в Рождественской шахте и Степановской плотная, чистая и сплошная, с небольшими прослойками белой глины; работают клином и порохом. Из Покровскаго шурфа руда мелкая, окруженная желтой глиной; она насыпается на верх пожигов и добывается по большей части одним кайлом. Руду окружают синяя, плотная и сланцеватая, желтая и белая глины, а за ними недалеко выступают известняки.

Подъем руды на поверхность производят или конным воротом (Рождественская и Степановская) шахты; или воротом с колесом, по окружности которого ходят две женщины (Покровский шурф). Конный ворот самого простого устройства . Состав рабочих при одном забое и плата им следующая: кайловщик 32 коп., балдовщик— 28 коп., погоньщик — 25 коп.. и две женщины для просевки и относки руды по 18 коп. В Рождественской шахте женщин и погоньщика заменяют два отгонщика; плата им — 28 коп.. Вообще плата рабочими в Рожденственской шахте на 3 коп. больше, так как здесь работа более сырая, чем в других шахтах; работают тоже уроком от 7 до в 1 /., весов на человека. За ходом машины смотрят два машиниста в сутки; старший получает 50 коп. в смену 12 часов, а помощники 40 коп.; кроме того, им дается в сутки дна подтурщика с платою по 23 коп. в смену (12 час.) За исправностью и исполнением рабочих наблюдают два штейгера.

В 1868 году был поставлен локомобиль в 10 сил с двумя паровыми цилиндрами на Плотиновский рудник. Воду поднимают тоже посредством насоса простого действия. Поршень насоса делает до 18 ходов. Водоотливные трубы— гуттаперчевые, диаметром в 3 дюйма. Шахтой углубились до 27 саж .; руда очень хорошего качества, чистая, с содержанием железа до 52% . Вследствие небольшого притока воды вместо локомобиля ныне поставили чугунный конный привод своего заводского устройства.

На Битимском руднике в 1867 г. шахтой углубились до 11 саж., далее не пустила вода; при постановка локомобиля в 16 сил и при нем насоса (диаметр поршня 7,25 д) двойного действия шахтой углубились до 15 саж. Нынешним летом был перевезен локомобиль с Плотиновского рудника и насосы (два) поставлены с металлическими (чугунными) сплошными поршнями *)(Ход поршня насоса 31,5 дюйм; кривошип делает оборотов в минуту 28; Д1аметръ поршня насоса 9,5 д. диаметр труб 5 д.; второй насос больших размеров.)Углубление шахты производилось по мелкому белому песку; с 15 саж. пошла руда.

Березегорский рудник лежит в 25 вер. от завода; руда идет очень узкой жилой и почти не разрабатывается по своему бедному содержание; она окружена синим рыхлым сланцем, содержащим хром. Хорошие куски дают чугуна до 68%. Работают порохом и клином.

Господским рудником также считается Галашенский, хотя на нем работает подрядчик от заводоуправления; он находится в 150 верстах от завода. Руда—магнитный железняк, содержаний до 54%, железа и 6% хромовой окиси. Руда залегает на самой поверхности, почему работы открытия канавой. Руду обжигают в заводе доменными газами, в устроенной для этого шахтной печи.

Руду в заводе валят в сарай и на площадь; на площади она вбирает в себя до 10% влажности, а. в сарае до 5% . Подрядных руд заготовляется ежегодно до 75% , господских от 14 до 39% ; а всего заготовляется более 1 миллиона пуд. С постановкой локомобилей господской руды должно заготовляться более. Руда просеивается три раза: в первый раз при валке на пожени; во 2-й при перевозке с рудника и, наконец, в 3-й раз при возке на домну. Вороха или отсевки от обожженной руды идут или прямо в плавку (особенно они оказывают пользу при разогревшем горне; их употребляют тогда до 1 пуда в колошу) или их промывают в бутарах. При промывке вороха получается руда с содержанием 56%, железа; пуд промытого вороха стоит 1 коп. сер. 

Добыча пуда господской руды в заваре 1864 г. стоила 4,002 коп., перевозка 0,58 коп.; вообще же пуд подрядной и господской руды в 1864 г. обошелся в 3,485 коп.; в 1868  г. пуд господской руды с содержанием локомобилей стоил около 4 коп.

Каждогодно (летом) делаются разведки как в даче Билимбаевского завода, так и в соседственной казенной даче. Прежде разведки делали напарьей и шурфами; ныне же складными щупами (до 12 саж.) и шурфами.

Разведка напарьей труднее, дольше и дороже щуповой. Сажень углубления шурфом стоит от 1,5 до 2 руб.; проход 6-ти саженной скважины напарьей стоит около 1 руб.

Доменные печи

Доменных печей две больших и одна маленькая. Большие печи действуют постоянно, и останавливаются только вследствие поправок горна или шахты, или за недостатком воды в пруде или же угля; третья — маленькая, временная, действует только тогда, когда приходится по каким-нибудь причинам останавливать обе большие печи, что однако случается очень редко, или же в случае требования чугуна в таком количестве которое не могут наплавить одни большие доменные печи. Поправка доменной печи состоит, как и везде, в перемене горна, что случается через 1 2 — 21 месяцев по задувке; шахта служить до 6 лет. Горн доменных печей кладется из горнового камня, добываемого в 18 вер. от завода за деревней Крыласовой; этот камень довольно хорошего качества; вес куб. фута его — 194,42 фунта.

Шахта доменной печи от заплечиков до верху выкладывается из белого огнепостояннаго кирпича: арш. 6 в два ряда кирпича, остальные 5 арш. в один ряд.

Для пробы в 1867 г. горн Богородской печи сбит был из массы, состоящей из толченного кварцевого горнового камня, с примесью, только для связи, белой глины. Пространство между внутренним и наружным кожухом домны и заплечики набивались той же массой. Вот расходы по разломке и кладке новой шахты и сбивке горна доменной печи: употреблено поденщиками на разломку 60,5 руб.; при кладке новой шахты и сбивке горна— поденщиками 202,5, руб. и материалом 552 руб.; всего 815 руб. Форма шахты кладется сообразно разгару. Набивной горн этой же доменной печи имеет форму в горизонтальном разрезе эллипса и действовал полтора года, а у Богоявленской он имел вид прямоугольника внизу и квадрата в верху (у заплечиков). Прежде горновым камнем выкладывали и часть шахты выше распара, но ныне это оставили и горновой камень употребляют только на горн до заплечиков'].: кирпич дешевле горнового камня и в стойкости ему немногим уступит; а между тем есть еще такие заводы, как напр. Кусинский, Сысертский и др., которые по сиe время употребляют горновой камень на кладку даже всей шахты до колошника. (Объем Богоявленской доменной печи равен ’2953,4 куб. Фут. или по частям: объем колошника составляет 2,97% всего объема; объем шахты 63,9 %; распара или цилиндрической части шахты 16.5°/0; заплечиков. 13,%; горна 3,96,%; объем Богородской доменной печи равен 2628,4 куб. Фут.)

Размеры печей, Форму их и разгар можно видеть на Черт. I: фиг. 3 и 4 представляют разрезы по двум вертикальным плоскостям, между собою перпендикулярным и проходящих чрез ось печи — это Богоявленская доменная печь в компанию 1864 — 1866 г. (21 месяц); шахта ея старая, складена летом 1862 г. Фиг. 3 и 4 представляют разрезы Богородской доменной печи в компанию 1866— 1867г.(409 суток); шахта ея также старая, складена осенью 1861 г. Пунктирные лиши показывают форму, какую имели доменные печи после выдувки. У каждой доменной печи по 3 фурмы; фурменные коробки железные, закрываемые клапанами и охлаждаемые водой. Главные выгоды таких фурм против смазных, прежде употреблявшихся, те, что теряется меньше дутья следовательно и расход воды на колесо воздуходувной машины менее. Кроме того при них облегчается управление ходом доменной печи; работа рабочих сравнительно делается многим легче.

Воздух в доменные печи доставляется двумя воздуходувными машинами (для каждой домны одна машина). Каждая машина состоит из 4 стоячих однодувных чугунных цилиндров; поршни цилиндров приводятся в действие мотылем и шатуном от водяного колеса, при посредстве находящихся вверху машины двух коромысел к концам которых прикреплены стержни поршней. Машины действуют независимо одна от другой. От цилиндров воздух идет в регулятор. а оттуда или прямо в доменные печи или же чрез нагревательный аппарат. Размеры и действие воздуходувных машин можно видеть из следующих чисел.

Богоявленская машина. диаметр наливного железного колеса 8 арш.; при 6 обор, в минуту скорость его 2,51 арш.; диаметр цилиндра 5,25 ф ., вместимость 113,6 куб. ф., а вместимость 4 цилиндров 456,65 куб. ф. При 5 обор, колеса в минуту, машина доставляет 2273,25 куб. ф. воздуха; при диаметре же сопел в 4,125 дюйма и при давлении: 3-х д. ртутного манометра в печь входит воздуха 2125 куб. фут. или 9 3 % . При сходе в сутки 65 колош равных 52 короб, или 1118 пуд. (считая короб угля весом в 211/2 пуд.), в минуту сгорает угля 31 фунт, для которых потребляется воздуха, считая по 51 куб. ф. на фунт, 1581 куб. ф., (потеря при соплах 10% , в машине и аппарате 20%). При 9 об. в минуту колеса и потере 3 0 % , доставляется воздуха 2860 куб. ф.

Богородская машина.  Диаметръ колеса тот же, что и у Богоявленской машины. Диаметръ цилиндра 5,54 ф., ход поршня 5,25 ф.; вместимость цилиндра 127 куб. ф., а четырех цилиндров 508 куб. ф. При 5 */2 об. Колеса в минуту доставляется воздуха 2794 куб. ф., а в печь входит до 8 0 % . Воды расходуется на колесо от 7 до 12 куб. ф. в секунду.

На случай поломки какой-либо из этих двух машин или вообще для замены их устроена воздуходувная машина с одним лежачим цилиндром: 

Предтеченская. Железное наливное колесо диаметром 28  футов разнос его 5,83 ф. Диаметр двудувного чугунного цилиндра 6,5 ф., ход поршня 6  фут; вместимость цилиндра 169,62 куб. ф. Машина эта при меньшем напоре воды и меньшем расходе ее может заменить обе другие воздуходувный машины. Вот сравнительный расход воды Богородской и Предтеченской машины при известном числе оборот, колеса в минуту, давлении воздуха.

Заводы графа Строганова

Владения, на правах собственника графа. С. А. Строганова, являются самыми обширными из частных владельцев на Урале; общая площадь горнозаводских его дач равняется 764 тысячам десятин, из которых под лесом считается 659 тысяч. Главное Управление Пермскими заводами находится в селе Ильинском, лежащем при реке Обве в Пермском уезде; в административном отношении имение делится на горные округа – Билимбаевский, Добрянский (в состав которого входят заводы Добрянский и Софийский вспомогательный), Козинский, Кыновский, Озерский (заводы Очерский и Павловский), Усольский и Уткинский.

Билимбаевский завод, основанный в 1730 году, находится в Екатеринбургском уезде и расположен на Сибирско-Московском тракте в 54 верстах от города Екатеринбурга, в 1-й версте от реки Чусовой, сплавной здесь только в весеннее половодье; ближайшей железнодорожной станцией является станция «Тарасково» Пермской ж/д., с которой завод соединен узкоколейной веткой. Общая площадь дачи равняется 71 тысячи десятин, из которых 57 тысяч значится под лесом, находящемся в образцовом порядке. В недрах среди других естественных богатств есть золото, но разработка его не производится. Две доменный печи этого, исключительно чугуноплавильного, завода обыкновенно не действуют одновременно благодаря недостатку угля в заводской даче; завод работает как на местных рудах (бурые и красные железняки) месторождений, расположенных от завода в расстоянии от 1 до 20 верст, так и на магнитном железняке с горы Высокой и с Малоблагодатского рудника в Кушвинской казенной даче, отстоящего от завода на 164 верст. Полученный чугун и отлитые припасы сплавляются (за исключением небольшого количества припасов идущих в продажу) весной по рекам Чусовой и Каме для передела и нужд в Добрянский и Очерский заводы; при малой воде суда Билимбаевского каравана не грузятся полностью, а идут облегченными до Усть-Долговской пристани, где и догружаются чугуном, совершающим путь по железной дороге от станции Тарасково до станции Лысьва, откуда гужем до Усть-Долговской. Ежегодная потребность заводав древесной массе превосходит ежегодный прирост леса, и недостающее количество пополняется главным образом покупкой из Казенных дач – Уткинской и Контугановской. Производительность завода за последние годы в следующем: 

Получено чугуна в 1907 – 551 746 пудов., в 1908 – 560 965.

Кыновский завод, основанный в 1762 году расположен в Кунгурском уезде при впадении речки Кына в Чусовую. Являясь заводом доменным и передельным, Кын имеет одну домну на горячем дутье, выплавляющую как местные бурые железняки, так и магнитный железняк Малой Благодати; девять кричных горнов, две пудлинговых, две сварочных и шесть калильных и др. печей переделывают чугун в железо, прокатываемое затем главным образом на листовое кровельное. Производительность завода следующая:

Выплавлено чугуна в 1907 377183 пудов, в 1908 – 301282 пуда;

Выделано листового кровельного железа в 1907 – 137467 пудов, в 1908 154 331 пуд.

Кувинский чугуноплавильный завод находится в Соликамском уезде Пермской губернии, под 23 гр 40 м восточной долготы и 59 гр 5 мин 45 сек северной широты, при слиянии речек Кувы и Кочкара, впадающих в реку Иньву – правый приток реки Камы.к заводе принадлежит собственная дача, расположенная в Соликамском уезде, в которой находятся пять железных рудников, разрабатывающихся для нужд завода; кроме того Куванскому заводу отведены площади для добычи руды из каменных дач в Чердынском уезде Пермской губернии и в Глазовском уезде вятской губернии. Площадь собственной земли в Куванской даче равняется 145 248 3/8 десятины, из которых лесных земель – 138 980 десятины, пашенных 588 десятин, покосных 1475, усадебных 60, под заводскими площадями 14,5, под заводскими и мельничными прудами 565,5 десятин и под охранными покосами 3563 десятины. По своему местонахождению завод принадлежит к числу наиболее удаленных на Урале от железной дороги, именно ближайшей станции Пермь-Котласской железной дороги – «Григорьевская», лежит от него в расстоянии 144 верст по грунтовой проселочной дороге; водные сообщения тоже не особенно выгодны для завода, так как сплавная и судоходная Кама находится от него в 65 верстах, но ближайшая пароходная на ней пристань – «Усть-Пожевская».

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 8
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic