volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Category:

Аятское село, бывшая Аятская слобода

Аятское село, бывшая Аятская слобода, в Екатеринбургском уезде, на вышеупомянутой р. Аяте, при впадении в нее с севера речки Большаго Сапа, в 70 верстах к востоку от Екатеринбурга и в 7 верстах вправо от трактовой дороги из Екатеринбурга в Верхотурье. Жителей в селе всего только 505, домов 196. Крестьяне бедны. Каменистая почва их дает плохие урожаи хлеба. Хотя в ближайших окрестностях села залегают золотоносные россыпи, но они принадлежат Верх-Исетским и Невьянским заводам (Аят тут составляет границу между дачами верх-исетскими и невьянскими). Впрочем, все-таки Аятцы имеют пропитание более от работ на золотых промыслах, нежели от хлебопашества. Аятская слобода заведена в 1669 г., по указу Верхотурскаго воеводы Федора-Большаго Григорьевича Хрущова крестьянским садчиком Фролкой Араповым (который уж прежде, вместе с слободчиком Афонькой Гилевым, строил Чусовскую Уткинскую слободу); крестьяне слободы платили денежный оброк; вновь посылавшихся, велено было освобождать от платежа оброка года на два, на четыре и на пять, смотря по человеку. Арапов был и первым прикащиком слободы; после него, в Актах Исторических, упоминаются аятские прикащики Матвей Крюков в 1677 г. и Алексей Ушаковский в 1688 г. В пользование Аятской слободе отведены были земли от речки Каменки[1], вверх по Режу, до озера Аятскаго. На землях этих постепенно завелось несколько селений, причислявшихся к Аятской же слободе; около 1720 года в чертежу ея были деревни: Конева, на р. Большом Сапе, выше Аятской слободы, Киприна, на Малом Сапе, Корелина, при впадении Малаго Сапа в Аят (или Реж), Режевская, при р. Реже, Черемисская (ныне село Черемиское), на р. Черемиске, впадающей в Реж, Шайтанка, при р. Шайтанке, также притоке Режа, Вагина, она ж и Маркова, при р. Анбарке, текущей в Нейву. В 1681 г. Аятская слобода была укреплена: поставлен был острог рубленный в вышину 2 сажени, с 5 башнями, по 6 сажен вышины; из них 4 глухих, а пятая с проезжими воротами; а вокруг острога ров выкопан, надолобы и рогатки сделаны. Тогда же присланы были из Верхотурья мушкеты (ружья), порох и свинец. Из наказа прикащику Аятской слободы, даннаго около 1686 г., видно, между прочим, нижеследующее: 1) В ведении прикащика той слободы состояли тогда какие-то частные промышленники, добывавшие из руды железо в малых печках. „К железному промыслу целовальников велеть ему Александру выбирать по вся годы Аятской слободы крестьян людей добрых....“ „Смотреть над целовальники, чтоб они железо принимали (в казенную пошлину) доброе, которое плавленое, чтоб то железо во всяком деле было годно, а имать бы целовальникам железо десятый пуд, и присылать то железо на Верхотурье.“ В документах, напечатанных в V томе Дополнений к Актам Историческим, под № 10, значится, что рудопромышленник Дмитрий Тумашев, занимавшийся прежде плавкою меди на Пыскоре, в Соликамском уезде, отыскал в 1669 г. железную руду на берегах Нейвы, в верхней части ея течения, немного повыше озер Шигайскаго и Шайтанскаго[2] и построил тут небольшой железный завод. Указной памятью Верхотурскаго воеводы 21 июля 1669 г. прикащику Краснопольской слободы (находившейся гораздо ниже но Нейве, в северной части нынешняго округа Невьянских заводов) велено было выбрать краснопольским крестьянам к заводу Тумашева целовальника, который бы с выделываемого железа брал десятый пуд в казну. Вероятно по том заведование этим заводом передано было прикащику Аятской слободы, как более близкой к заводу. 2) В пределах земли, отведенной Аятской слободе, жили тогда и ясашные люди, вероятно Вогулы, которых прикащику ни в чем ведать не велено. 3) Чрез Аятскую слободу пролегала тогда одна из дорог из Европейской России в Сибирь. В наказе прикащику предписывается торговых и промышленных и всяких чинов людей, едущих с проезжими грамотами через Аятскую слободу, пропускать беспрепятственно, а у кого проезжих грамот на провозимые деньги и товары не окажется, тех присылать в Верхотурье. В 1704 году, по указу царя Петра Алексеевича, крестьяне Аятской слободы и всех деревень ея приписаны для работ к Невьянскому Демидова заводу, вместе с лесами их и угодьями. Но в начале нынешняго столетия все приписные к частным заводам крестьяне отобраны в казенное ведомство, в том числе и аятские. Близь Аятскаго села ломаются красивые порфиры нескольких видоизменений, обрабатываемые на Екатеринбургской гранильной фабрике. Особенно хорош порфир, основная масса которого зеленоватосераго цвета и заключает в себе крупные кристаллы лабрадора, серовато-белаго и зеленовато-белаго цвета. Порфир этот принимает отличную полировку и имеет большое сходство с античным зеленым порфиром, так называемым serpentino verde antico. Документы по теме: На сайте 1670.ru - Аятская Слобода и село Черемисское с деревнями.

 [1] ↑ Этой речки я на картах не мог отыскать. 

[2] ↑ На картах Верх-Исетскаго округа показаны в нескольких верстах ниже Нейвинско-Рудянскаго завода, на берегах Нейвы, два озера: Шигирское, на левом берегу и Шайтанское на левом, оба имеющие истоки в Нейву. Озера эти означены на Столистовой карте России. 

Н. К. Чупин "Географический и статистический словарь Пермской губернии", 1873, том I

Аятское озеро и речка Аят

Озеро Аятское находится в Екатеринбургском уезде, в даче Верх-Исетских заводов, графини Стенбок-Фермор, длиною от севера на юг верст 12, шириною до 6 верст (в самых широких местах). В него впадают речки: с юго-западной стороны Шайтанка, с южной—Исток Глуховской, с восточной—исток из оз. Ельничнаго, с северо-западной— Кунара; а из северо—восточнаго конца его вытекает р. Аят, которая течет, с разными извилинами на северо-восток, принимает с правой стороны речки Болшой Сап, у села Аятскаго, и Малый Сап, у дер. Корел. Ниже этой последней речки он называется уже Режем и, протекши под этим названием значительное пространство, сливается с р. Нейвой и образует р. Ницу, впадающую в Туру. Теперешняя форма и величина Аятскаго озера—не природные, а искусственные. Прежде тут было три Аятских озера: Большое Аятское самое южное, длиною 6, шириною 2½ версты, в которое впадали речки Шайтанка и Ельничный Исток, Среднее Аятское, длиною 2½ версты, и Малое Аятское, длиною 2, шириною 1 версту. Из Большого Аятского озера шел узкий проток в Среднее, а из Средняго в Малое, из котораго уже вытекала р. Аят. Но в 1825 г., для образования запасного пруда, для лежащего ниже на р. Реже завода Режевского (принадлежащего также к округу Верх-Исетских заводов), устроена была плотина при истоке Аята из Малого Аятскаго озера; задержанная его вода разлилась и затопила окрестные низменности, образовавши вместо трех озер одно - обширное, хотя местами весьма мелкое.—Собственно верховьем Аята надобно считать вышеупомянутую речку Шайтанку, имеющую длины не менее 20 верст. Начавшись весьма близко от озера Шиты и верховья р. Исети, а также вблизи озера Таватуй и верховья р. Нейвы, Шайтанка направляется на север, принимает с левой стороны исток из маленькаго озера Белоусова и речку Черную и впадает в озеро Аятское. Прежние протоки из Большого в Среднее, а из Среднего в Малое Аятское озеро, можно считать продолжением ее. Поэтому одна и та же река, в разных местах своего течения, имеет четыре разных названия: в верховье Шайтанка, за Аятским озером—Аят, по принятии в себя Малаго Сапа—Реж, а по слиянии с Нейвою—Ница.—Впрочем, до постройки Аятской слободы, река, с самого истока ее из Мал. Аятского озера, называлась уже Режем.

 Печатается по: Н. К. Чупин "Географический и статистический словарь Пермской губернии", 1873, том 1 

Аятское село (3 благочиние) Екатеринбургский уезд, бывшая Аятская слобода, отстоит в 72 верст. от Екатеринбурга. Оно расположено в логу, на пространстве 3 верст, по берегам двух речек: Аять и Большой Сап, сливающихся в селе. Вода в обеих речках мягкая, но в летнее время, вследствие того, что тлеет много иловых осадков, остающихся от промывки «старателями» золотоносных песков, и вследствие того, что при добыче песков в выкопанных ямах (шурфах) почвенная вода застаивается и гниет, заражая воду в речках, - к употреблению малопригодна и способствует развитию различных болезней: лихорадки, тифов, поноса и т. п. Село окружено с юго-востока на далекое пространство лесом, по преимуществу сосновым, и климат в общем здоровый. Село Аятское замечательно по залегающим вокруг него золотоносным розсыпям и, как известно по разведкам, на месте самаго селения залегает богатое золото. Аятское село, бывшая слобода, основано в 1669 году по указу Верхотурскаго воеводы Федора Григорьевича Хрущева (Хрящева) крестьянским «садчиком» Фролкой (Ивановичем) Араповым, который был первым поселенцем, основателем и «прикащиком» слободы. Фролка Иванович сын Арапов родился в Уфе, отец у него был в стрельцах. Поселение было основано с целию колонизовать край, населенный инородцами – «воровской черемисой». В Пермской летописи В. Шишенко, под 1669 г. об основании Аятской слободы говориться следующее: по указу Великих Государей и по Верхотурской памяти, велено крестьянину Фролку Арапову на Аять реке новую слободу строить и крестьян прибирать на денежный оброк. Арапов тотчас призвал в ту слободу 17 человек крестьян, с их женами и детьми, кои построили (церковь) себе наскоро, срубили полевыя избушки и балаганы, затем посеяли 10 дес. ржи и для двороваго завода поставили 200 копен сена. В пользование Аятской слободы отведены были земли от речки Каменки вверх по Режу до озера Аятскаго». Свое название село Аятское (слобода) и получило от речки Аять. Первые поселенцы слободы были казаки, жившие за хлебное жалованье, оброчные крестьяне, промышленные люди и захребетники (рабочие), выходцы из губерний: Вятской, Казанской, Вологодской, Новгородской, Тамбовской и Тобольской, главным же образом из г. Соликамска и его уезда – из вотчин именитых бояр Федора и Дмитрия Строгановых, из уездов Кунгурскаго и Тюменскаго, искавшие счастья в богатом присибирском крае. На первых порах поселенцы должны были защищаться от набегов инородцев – «воровской черемисы». Для защиты, в 1671 году Аятская слобода была укреплена острогом и рвом. Тогда-же были присланы из Верхотурья мушкеты (ружья), порох и свинец. В 1703 году все поселенцы Аятской слободы со всеми своими землями и угодьями были отданы заводам Демидова для работ; до состоявшагося 1861 году освобождения крестьян от крепостной зависимости крестьяне села Аятскаго и были непременными работниками на этих заводах. В настоящее время все жители, кроме хлебопашества, занимаются старательскими работами по добыче и промывкой золота, как на своих площадях, так и на площадях Невьянскаго и Верх-Исетскаго завода. Как сказано выше, «первые поселенцы построили (церковь) себе наскоро»; таким образом вместе с основанием поселения Аятской слободы построена была и церковь « во имя святыя Живоначальныя Троицы». Эта церковь была деревянная, существовала до второй половины 18 столетия, когда, в 1747 году, была заложена новая (вторая) церковь, тоже деревянная и тоже во имя св. Троицы. В 1750 году эта церковь была уже освящена. В 1841 году эта церковь была перенесена в деревню Коневу, прихода сей церкви, во вновь открытый там приход и существует в «другом виде» до настоящаго времени. Существующая в настоящее время в Аятском селе каменная церковь во имя св. Троицы есть по счету уже третья. Построена она в периоде времени с 1833 года по 1836 годе за 24500 р. Престолов в церкви три: главный – во имя св. Троицы, на южной стороне – во имя св. Афанасия и Кирилла и на северной – во имя св. Митрофана Ворожскаго Чудотворца. Причт церкви состоит из священника и псаломщика; прихожан – 869 муж. пола и 941 жен. пола. В селе Аятском есть земская школа. Кроме села, в состав прихода входит деревня Пьянковская (в 7 в.).

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Аятская волость

1. Село Аятское находится при реках Сап и Аять. Поля тотчас за выгоном, а перемены у селения; дальний конец полей в 6 верстах; поверхность ровная с отлогими скатами. Почва чернозем (на подворных землях), серая (суглинок, на средних) и белик (красная глина), по ровну.

Между польками (участки отдельных домохозяев) межи 1 3 аршин подпахиват,проездные I—2 сажень. Покосы луговые по реке Аяту почти все «выроблены» золотопромышленниками, полевые и дубравные. Лесной надел не принят. Лесными материалами пользуются из дач Верх-Исетской и Невьянской (в последней плохой лес). В поскотине сосновый, изредка осина и береза. Поскотина в 3-х участках огораживается по числу скота, значительная часть её расчищена под пашни перемены. Усадьбы неравны, как захвачены, „у кого привольно, у кого утеснение"; новые домохозяева садятся на выгон. При X ревизии землю разделили на 511 душ – 1 3/8 десятин шестидесятной меры пахоты, по 9 ¾ копеек покоса на каждую; росчисти были в пользовании 40 лет, отобраны. Упалые и солдатские души раскладываются на семьи не давшие солдата. Сенокосы делили „но набавке", кто больше копен сена считает на участке.—На передел по новым душам не соглашаются имеющие много земли душевой, перемен и назменой. Пашню и покосы кортомят преимуществе и у Невьянских жителей на 2 года и на 4—6 лет. С весны скот выгоняется в поле, покосы и лес до Троицы, потом в поскотине до „отпору", до окончания страды, когда опять пускается в поле—до снега; на уборке на покосах кормят только спутанных лошадей, гульный же скот как «забирающий при кормежке много места» не пускается, корма достаточно. 

В голодный 1884 год скота много убили и продали татарам. У недостаточных хозяев пахотная запустошена и поросла лесом. Главные средства к жизни доставляет земледелие «на хлеб надеемся больше всего». Занимаются золотопромышленностью, стараньем на своих угодьях; золото сдают в Невьянскую и Верх--Исетскую заводские конторы. Община ниже среднего достатка. Полетай заглушает . хлеба, появился. 30 лет назад.

2. Село Конево расположено при р. большой Сап в ровной возвышенной местности. Надел В чрезполосице с соседними селениями. Поля от села тянутся на 4 версты; поверхность ровная с отлогими скатами. ПОЧВА: ¼ чернозем (подворная - удобренный суглинок)1/2 серой (суглинок), 1/2 беликов (каменистый суглинок); подпочва- глина. Покосов полевых и луговых около 1/4, остальные боровые дубровные. На лес берутся билеты за0,5 попенные, но Невьянская контора но неимению лесов в своей даче(отводов крестьянам не делает, чем предоставляет им производить рубку там, где они найдут только лес. Поскотина и редка в 2 разных участках; росчистей в поскотине общество не позволяет делать Редку огораживают только 2 десятка, а пользуются ею все. Редок раньше было больше, но пригородили их к поскотине по недостатку последней. Об усадьбе смотри село Аятское. При X ревизии разделили землю вместе с деревней Одиной на 447 душ* (с. Конево) и 87 душ (д. Одина) по 7 осмин шестидесятной меры (15/14 десятин) пахотной и по 9 копеек покоса ил каждую. О переделе земли см. с. Аятское. Пахотную кортомят у своих, покосы большими участками у Невьянских, Петрокаменских и Осиновских. О выгоне скота (см. Аятское.) ВОЛКИ давят скот ежогодно; назад тому 5 лет падал крупный рогатый. Главные средства к жизни для большинства населения: добыча золота из общинных шахт и россыпей; земледелие - подсобное занятие. Стараньем :занимаются на россыпях семейно или артелью семей; в шахтах работают сами и работники; обыкновенно в шахтах работают по 50 паев (пай=3 души) и по 2 жеребья ( по жеребью на десяток); золото сдают в Невьянскую заводскую контору. Женщины работают на стараньях или поденно на россыпях ; в рудники на жильное золото отпускать из семьи женщину считается предосудительным*. Община ниже среднего достатка. Полетай заглушает все хлеба; истребляют посевами озимой ржи.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Коневское село (3 благочиние) Екатеринбургский уезд находится в 77 верст. на севере от Екатеринбурга. Оно расположено при речке Большой Сап. Благодаря возвышенному положению села и близости соснового леса, местность здоровая. Селение основано в 1672 году и получило название от фамилии первых поселенцев – Данилы Василевича Конева, Герасима Васильевича Конева, и Петра Васильевича Конева, - очевидно родных братьев, уроженцев Казанскаго пригородка, Осинскаго уезда. Главным занятием жителей в настоящее время служит земледелие и добыча золота на местных приисках, принадлежащих владельцам Невьянских заводов. Кроме самого села в состав прихода входят две деревни: Гашении (в 3 в.) и Осиновка (в 5 в.). Ныне существующий каменный, трех-придельный Георгиевский храм сооружен в 1884 – 1899 г. г. вместо построеннаго в 1842 году деревяннаго храма. Освящен пока главный престол во имя св. великомуч. Георгия Победоносца; остальные же два – южный северный остаются не освященными. Южный придел заложен во имя Св. мучеников Флора и Лавра, и северный – во имя Св. Великомученицы Параскевы. В селе Коневском есть еще другая церковь во имя Св. Великомученнику Георгия, упраздненная за ветхостью в 1899 г. Церковь эта была приобретена прихожанами и перенесена из соседняго села Аятскаго в 1841 году, где она существовала целое столетие. Вся церковная утварь и иконостас перенесены из этой церкви ко времени освящения новосозданнаго храма – к 18 Августа 1899 года – в сей последний. В деревне Осиновка имеется деревянная часовня, во имя Рождества Богородицы. Для причта – священника и псаломщика, а равно и для просфорни имеются церковные дома. Прихожан числится 1240 душ. муж. пола и 1288 жен. пола. В селе имеется начальное земское училище.

3. Деревня Одина (Гашени, Нефедова) находится при р. Сап, основана выселенцами из села Конева. Для выпуска скотины поскотина, корма в ней достаточно только в урожайный год; для лошадей огораживает редку; редку и поскотину городят по числу крупного скота. О полях см. село Коневское. О пользовании лесом см. село Аятское; свой лес только в поскотине и междуполосный. В наделе богатое кварцевое (жильное) золото. Так как пашни у селения, то при переделе уравнивали только по качеству. Другие примечания смотри село Конево.Община среднего десятка.

4. Село Шайдуриха расположено на реке Шайдурихе в ровной местности. Основана выселенцами из Черемисской волости. Надел в чрезполосице села Аятское. Поля ровные с небольшими скатами, ближние у селения, дальние – в 5 верстах. Почва серая (чернозем с глиной) со щебнем. Покосы дубровные, 1/6 луговых. Об усадьбах и пользовании лесом смотри село Аятское. Новые домохозяева селятся за селением на пашне. Поскотина сенокосная у селения в одном участке, огораживают теперь по годным работникам (18-60 лет). В наделе золотые прииски и рыбное Аятское озеро. По X ревизии землю разделили по душам по 1 десятине пахотной, и 24 копны на каждую. Уравнивали по качеству и расстоянию: чищебы делили 25-летние, поздние в пользовании расчищавших: чищобы упалых душ отбираются в общество и наделяют тех, у кого пашни отобраны под усадьбы. Упалые души (72) раскладывают на молодых домохозяев. Для передела ждут ревизии или владенной записи. О выпасе скота смотри село Аятсое. Средства к жизни извлекают от земледелия, старанья и рыбной ловли. Община среднего достатка. Назад тому 6 лет сгорело 50 дворов; полетая нет.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году:

Шайдурихинское село (3 благочиние) Екатеринбургский уезд, получившее свое название от речки Шайдурихи, при которой оно расположено, впадающей в речку Аятскую, отстоит на севере от Екатеринбурга в 70 верстах. В 1 ½ верстах от села находится Аятское озеро, имеющее протяжение в длину до 15 верст. Климат местности суровый, но благоприятный для здоровья: зимою морозы доходят до 40` Р., а жары летом до 25` Р., причем летом выпадают сильные дожди, а зимою свирепствуют метели. Почва местности глинистая. Село в прежнее время было деревнею, входившею в состав прихода села Аятскаго. В настоящее время в приход села Шайдурихинскаго входят, кроме самого села, еще деревня Кунары, отстоящая на запад от него в 6 верстах. Прихожане принадлежат к великорусскому племени, все православные, за исключением 4 домов раскольников. В обоих селениях число прихожан 915 душ муж. пола и 988 жен. пола, всего 1903 души, включая в это же число в деревне Кунары раскольников муж. п. 18 и жен. 16, а всего 34 души. Жители занимаются в незначительных размерах, вследствие неплодородия почвы, хлебопашеством, засевая преимущественно овес и ячмень, скотоводством, рыболовством на Аятском озере, добыванием золота на приисках, охотой за пушным зверем и птицей, собиранием летом грибов и ягод, перевозкой в зимнее время угля в Невьянский завод, а из Невьянскаго завода – перевозкой товаров, и особенно сундуков. Добывание золота и рыболовство год от году все более и более падают. На месте деревянной часовни, сгоревшей в 1855 году, в том-же году был заложен однопрестольный и деревянный храм, в честь Святителя и Чудотворца Николая, и закончен постройкою в 1860 году на средства прихожан и на добровольныя пожертвования посторонних лиц. Храм этот в 1881 году сгорел и в 1882 году снова построен и освящен. В 1898 году был освящен престол и переделана колокольня, так как, вследствие бывшаго в том же году пожара на колокольне, престол был выносим из храма. В 1892 году был вызолочен иконостас. Для священно-церковно-служителей при церкви имеется два деревянных дома пожертвованные прихожанами в 1896 и 1897 годах.

5. Село Киприно расположено на реках Сапе и Пашковой (Верхивке). Поля в 0,5 -8 верстах отселения; почва –глинистая, около болот торфяный Чернозем. Покосы междуполосные, по берегам рек и в лесах. Пользование лесом смотри село Аятское; свой лес только напольный. Выгон большой, огораживаете л съ душа по 20 сажень; в редку выпускают только лошадей, по числу которых она и огораживается. Усадьбы неравны, по старому, новые отводятся в переменах, распаханных на выгоне. В наделе в 8 верстах от села в верховьях реки Пашковки найдено богатое кварцевое золото, рассыпное же добивается лет 60; горный хрусталь, крон и каменный уголь, но эти последние не разрабатываются. Отыскавшему жильное золото дано 3 сажени поперечнику прииски („данная" земля) в ту и другую сторону дало на церковь по 2 сажени (эти паи проданы за 1450 р.) остальная затем приисковая земля разделена так: 53 души составляют жеребий на которой дается 3 сажени и сверх* того в каждом жеребье по 1 сажени от церковного надела. Каждый работающий в шахте, будь-то хозяин или нанятый работни, получает* по 40 к. в день; плата взимается с 53 душ (жеребья) и найденное золото делится на это же число душ. По X ревизской переписи землю разделили на души но 1 десятине 1650 кв. саженей пахоты и по 11 копен покоса на каждую; уравнивали но качеству и расстоянию. С весны и осенью скот выпускается без пастуха на поля и покосы, летом в поскотине и редке; корма достаточно. Не. смотря на богатства, заключающиеся в золотых приисках и работы на ни* с давнишних пор, зажиточные крестьяне предпочитают заниматься земледелием. Для большинства золотопромышленность составляет главное занятие. а земледелие подсобное; не многие занимаются выжегом угля и доставкой дров в Невьянской даче. Живут хорошо тогда, когда золота много, что случается редко; как земледельческая община села Киприно ниже среднего достатка и беднее других общин в волости. Полетай считают одним из главных бичей земледелия; к уничтожению его принимаются единичные меры по недостатку заработков, плохому качеству покосов, несколько семей переселились, не выписываясь, в Челябинский и Троицкий уезд назад тому 10 лет. Наделы переданы желающим за городьбу поскотины без платежа податей, за которыми при не уплате их в срок, посылается отсюда на средства не плательщика в место жительство нарочный.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году:

Кипринское село (3 благочиние) Екатеринбургский уезд, отстоящее от Екатеринбурга в 80 верстах, находится при речке Сапе, впадающей в реку Реж и расположено на ровной местности, покрытой кругом полями и небольшими перелесками. – Село первоначально было деревнею, состоявшею в приходе села Аятскаго. Каменный однопрестольный храм в честь Сретения Господня освящен в 1881 году. Для священно служителей прихода имеются два дома. Число прихожан церкви ныне состоит мужского пола 813 человек; среди них 17 человек – раскольников. Главным занятием прихожан служит хлебопашество. В состав прихода входит деревня Корелы, отстоящее от села в 2-х верстах. В селе есть церковно-приходская школа.

6. Деревня Корелы расположена на переходе ровной местности в гористую при слиянии р. Сапа с р. Режем. Пашня ближняя у селенья, дальняя в 8—9 верстах и преимущественно запустошена; пустоши распахиваются через 10—12 лет. О почве см. с. Киприно. Покос боровой. О пользовании лесом см.село Аятское; в своей поскотине 30—40 летний сосняк. Из общего выгона отгорожено несколько десятков десятин (редка) для лошадей. В наделе золотые россыпи, вырабатывают семьями. По X ревизии землю разделили на 262 души по 1,5 десятины пахоты и 7 копе покосной на каждую. Много душевых наделов и чищеб запустошено и поросло лесом. Упалые души раскладываются миром. Корма для скота достаточно. Земледелие дает главные средства к существованию: подсобное старанье на своих золотых приисках. Община ниже среднего достатка. Другие примечания смотри деревню Киприно.

7. Деревня Пьянкова (Шалаи) находятся на р. Аять в холмистой местности. Выгон небольшой для мелкого скота; крупный же выпускается по лесам. Почва глинистая. От лесного надела отказались, потом что таковой был отведен па вырубках; лесными материалами пользуются за 0,5 попенные из соседних дач. Покосы дубровные; кроме сего сено косят вольно по чищебам и лесам. В наделе по реке Аяту вырабатывают золото стараньем. По-X ревизии землю разделили на души по 3/4 десятины пахотной и по 15 копен покоса; чищебные пашни и покосы в лично-наследственном пользовании. Накладные души при незначительном душевом размере принимаются охотно. Скота уменьшилось в особенности с проведением Уральской дороги, так как здесь до устройства её все занимались ямщиной и имели на дом по 10 и более лошадей; теперь держать лошадей столько, сколько необходимо для полевых работа; с падением извозного промысла стали расширять запашки и усердно заниматься земледелием и выходить па старанье; других заработков нет. Община ниже среднего достатка.

«Сборник статистических сведений по Екатеринбургскому уезду Пермской губернии». Отдел хозяйственной статистики. Екатеринбург. Издание Екатеринбургского земства. Типография «Екатеринбургской недели», 1891 год. под редакцией Зверева

Подготовил Владимир Волков

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic