volkvo1v wrote in novouralsk_2014

Categories:

Тарасково, Билимбай, Таватуй…

Технический прогресс, начавшийся с изобретения парового двигателя, стремительно менял средства передвижения всего человечества.
После лошадей, вернее – вместе с лошадьми,  первым механическим транспортным средством его заменившим стал паровоз. 

Появление паровой машины и прообраза локомотива

Но сначала английский кузнец Томас Ньюкомен в 1712 году продемонстрировал свой «атмосферный двигатель», усовершенствованный паровой двигатель Севери, в котором Ньюкомен существенно снизил рабочее давление пара, который служил для откачки воды.

"Атмосферный двигатель" Ньюкомена
"Атмосферный двигатель" Ньюкомена

В 1763 году русский инженер И. И. Ползунов представил проект парового двигателя для подачи воздуха в плавильные печи. Паровая машина Ползунова имела мощность 40 лошадиных сил.

В 1773 году Дж. Уатт строит свою первую действующую паровую машину. А в 1774 году, совместно с промышленником Мэттью Болтоном, Уатт открывает компанию по производству паровых машин.

Настоящую революцию в промышленности произвела первая универсальная паровая машина, созданная инженером Джеймсом Уаттом в 1784 году. С этого момента паровая машина перестаёт быть привязана к угольным шахтам. Её начинают применять на заводах, устанавливать на пароходы, создавать поезда.

Паровая машина Джеймса Уатта
Паровая машина Джеймса Уатта

В 1802 году английский конструктор Ричард Тревитик сделал паровой автомобиль. Экипаж двигался с грохотом и чадом, пугая пешеходов. Его скорость достигла 10 км/ч. 

Появление рельсового пути

Одним из предшественников рельсового пути был древнегреческий диолк — каменная дорога-волок для перевозки кораблей через Коринфский перешеек. В качестве направляющих служили глубокие желоба, в которые помещали полозья, смазанные жиром.

В XVI веке на шахтах Германии и соседних регионов использовались деревянные рельсовые пути и вагонетки, колёса которых были снабжены ребордами. В некоторых регионах Англии деревянные рельсовые дороги для вагонеток были известны во время правления королевы Елизаветы I (вторая половина XVI века), в XVII веке они получили широкое распространение в горнодобывающих районах Англии, а в XVIII веке их постепенно вытеснили железные рельсовые дороги.

Первой наземной рельсовой дорогой считается деревянная «Уоллатонская вагонная дорога» (англ. Wollaton Wagonway). 

Эта рельсовая дорога длиной примерно три километра была построена между 1603 и 1604 годами для перевозки угля на конной тяге между посёлками Стрелли (англ. Strelley) и Уоллатон (англ. Wollaton) рядом с Ноттингемом. Точное время закрытия дороги неизвестно, но шахты Стрелли были закрыты в 1620 году. Скорее всего, тогда же прекратила своё существование и рельсовая дорога.

В 1755 году для перевозки породы на рудниках Алтая уже был построен узкоколейный путь с деревянными рельсами, по которым двигались деревянные же вагонетки. Вдоль пути была натянута тросовая петля. Для приведения её в движение использовались лошади, вращавшие шкив. На каждой вагонетке имелось по два зажима, которые можно было поочерёдно прицеплять к одной или другой стороне петли ведущего троса. Благодаря этому имелась возможность останавливать вагонетки или изменять направление их движения при непрерывном движении ведущего троса.

В 1788 году в Петрозаводске появляется «Чугунный колесопровод» — первая в России железная дорога. Железная дорога была построена на Александровском заводе для нужд предприятия. (Ныне участки первой российской железной дороги хранятся в Петрозаводске около здания музея ОТЗ и в Губернаторском саду; кроме того, в Губернаторском саду сохранены колёса от вагонетки).

Остатки железной дороги в Петрозаводске
Остатки железной дороги в Петрозаводске

Долгое время железнодорожные пути сооружались только на рудниках, но потом получили распространение пассажирские дороги с конной тягой. Первая такая рельсовая дорога была устроена в 1801 году в Англии между Уондсвортом и Кройдоном.

Появление паровоза

Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком, в молодости знакомым с Джеймсом Уаттом, изобретателем паровой машины. Однако железо в те годы было слишком дорого, а чугунные рельсы не могли выдерживать тяжёлую машину.

В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Джордж Стефенсон, который в 1812—1829 годах не только предложил несколько удачных конструкций паровозов, но и сумел убедить шахтовладельцев построить первую железную дорогу из Дарлингтона к Стоктону, способную выдержать паровоз. Позднее, паровоз Стефенсона «Ракета» выиграл специально устроенное соревнование и стал основным локомотивом первой общественной дороги Манчестер — Ливерпуль.

А соревнование было следующим. Его условия были просты: пройти определённый путь как можно быстрее. Для этого был выбран маршрут между городами Цинциннати и Сент-Луис. Расстояние по воде составляло 702 мили и было преодолено пароходом за 3 дня. Паровоз же затратил всего 16 часов, и расстояние ему пришлось пройти всего в 339 миль. Паровоз захватил первенство в континентальных перевозках.

Первые железнодорожные опыты

Первой железной дорогой, на которой были организованы регулярные пассажирские перевозки, стала в 1807 году Железная дорога Суонси и Мамблза в Уэльсе. Так как работоспособных паровозов в то время ещё не было, в качестве тяговой силы использовались лошади.

Первая железная дорога континентальной Европы была построена в Бельгии между Мехеленом и Брюсселем по проекту инженеров Пьера Симонса и Гюстава Де Риддера. Она открылась 6 мая 1835 года.

Первая железная дорога в Германии была открыта между баварскими городами Нюрнбергом и Фюртом в 1835 году.

Первая железная дорога в России, которая связывала два населенных пункта, была открыта 30 октября 1837 года – она прошла между Санкт- Петербургом и Царским село. Длина ее 27,5  км, ширина колеи – 1829 мм.

Однако самая первая паровая железная дорога в России появилась еще в 1834 году у нас на Урале. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.

16 августа 1851 года — из Петербурга в Москву построена двухпутная Николаевская железная дорога: Николаевский вокзал Санкт-Петербурга — Николаевский вокзал Москвы. Прошли первые поезда, перевозившие по два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков.

Уральская горнозаводская железная дорога

Герб Уральской Горнозаводской железной дороги
Герб Уральской Горнозаводской железной дороги

Вопрос о необходимости проведения железной дороги на Урале стали решать в начале 60-х годов. 

В 1861 г. генерал-майор Рашет издал брошюру о необходимости проведения этой дороги. К этому мнению присоединился пермский губернатор Струве, который 5 декабря 1867 г. сделал представление министру путей сообщения о разрешении открыть в Перми комитет для обсуждения вопроса об Уральской железной дороге. Разрешение было получено, и 10 декабря следующего 1868 года в Перми открылся комитет для обсуждения вопроса о проведении железной дороги между бассейнами Волги и Оки. Комитет высказался за «желательность» проведения дороги. 

Пять лет прошло в переписке с Министерством путей сообщения и в разведках относительно продолжения пути, и только 18 ноября 1873 г. Высочайше утвержден устав «Общества Уральской горнозаводской железной дороги», а 22 февраля 1874 г. Высочайше разрешено приступить к постройке Уральской железной дороги от Перми до Екатеринбурга с ветвью к Луньевским каменноугольным копям. Строителем дороги был П. И. Губонин, бывший крепостной, получивший за свои заслуги дворянское звание и герб, девизом которого были слова «Не себе, а Родине!».

Уже 24 августа 1878  г. открыто было движение по Уральской горнозаводской железной дороге между Пермью и Чусовой, а 1 октября того же года торжественно открыта вся дорога от Перми до Екатеринбурга на протяжении 468 верст.

А 23 сентября 1879 года открылась для движения Луньевская линия, длиною 195,04 версты, которая соединяла станцию Чусовскую со станцией Березники, и Луньевская линия – от Александровского завода до станции Луньевка.

На всем протяжении железной дороги были построены станции с пассажирскими вокзалами и башнями для заправки паровозов водой, а также остановочные пункты, где остановившийся поезд ждал встречный – разъезды.

Станция Нижний Тагил
Станция Нижний Тагил
Нижнетагильский завод
Нижнетагильский завод
Станция Невьянск
Станция Невьянск
Станция Верх-Нейвинск
Станция Верх-Нейвинск
Переезд Верх-Нейвинск
Переезд Верх-Нейвинск
Казармы близ станции Верх-Нейвинск
Казармы близ станции Верх-Нейвинск

Эта первая на Урале железная дорога замечательна тем, что проходила в непосредственной близости от села Тарасково. И не только этим.

Читая печатные материалы прошлого об этой дороге можно узнать много необычного.

Наверное, каждый любопытный пассажир, ездивший на электричке до Свердловска, проезжая станцию Таватуй задавался вопросом: «А почему эта станция так называется?».

И, действительно, стоит станция не на озере Таватуй и, казалось бы, никакого отношения к его названию не имеет. В действительности название станции Таватуй имеет очень интересную историю.

Для этого обратимся к документам прошлого: «Село Тарасково расположено в 17 верстах от Верх-Нейвинского завода и в 5 верстах от станции Тарасково железной дороги. В Тараскове насчитывается жителей до 600 человек; жители занимаются куренными и рудничными работами при Верх-Нейвинском заводе. В селении имеется школа и предполагается постройка каменной церкви вместо сгоревшей деревянной».
 (Стр. 156 «Путеводитель по Уралу», 1899 год., Екатеринбург, Издание газеты «Урал», издатель В. В. Чекан, типография ежедневной газеты «Урал».) 

«Тарасково. Селение от станции находится в 4 вер., жителей 600; отсюда идет дорога на заводы: Билимбаевский 27 в., Васильево-Шайтанский -23 версты, (соединен конно-железной дорогой) Уткинский—42 в. Лица, не желающие заезжать в Екатеринбурга, выходят на этой станции, чтобы проследовать на Нижне-Сергинский минеральным воды (75 верст) В.А. Весновский

«Спутник туриста по Уралу» Екатеринбург. Стр. 42 Типография «Уральской жизни» 1902)

С открытием Уральской горнозаводской железной дороги ее станции стали служить своеобразной точкой отсчета до близлежащих заводов. Так в этом же документе находим:

«В 42 верстах от Билимбаевского завода и в 73 верстах от ст. Тарасково Пермь-Тюменской железной дороги, в стороне от большого Сибирского тракта, находится Нижнее-Сергинский чугунно-плавильный и железоделательный завод, принадлежащий товариществу Сергинско-Уфалейских горных заводов». (Там же стр. 200)

Судя по документам того времени нынешняя станция Таватуй называлась станцией Тарасково в течение 25 лет – с момента постройки до 1903 года.

Получается, что свое название получала от ближайшего селения, до которого транспортное сообщение оставалось прежним – на лошадях. Видимо за таким населенным пунктом закреплялись и работы по обслуживанию станции.

Следует заметить, что в словаре Брокгауза и Эфрона, выпущенного в конце XIX века, Тарасково значится только как станция и на фрагменте карты из этого словаря села Тарасково мы не находим, а только станцию.

Таким образом, станция Тарасково с открытия железной дороги в 1878 году и до 1904 года, когда была переименована в станцию … нет, не Таватуй. Она была переименована в станцию Билимбай

Все эти перемены названия железнодорожной станции между станцией Верх-Нейвинск и Исеть мы узнаем из Адрес-календарей Пермской губернии, выходивших ежегодно. Эти ежегодники официальной справочной информации, которые печатались в 89 губерниях и областях Российской Империи с середины 1830-х до 1917 года (В Пермской губернии с 1863 года), выпускались местными официальными лицами и органами внутренних дел. Кроме прочей официальной информации в Адрес – календаре Пермской губернии печаталось расписание поездов по железнодорожной линии Челябинск – Пермь, проходившей по Уральской горнозаводской дороге.

В 1907 году «для спрямления пути» было начато строительство железной дороги Пермь — Кунгур — Екатеринбург, движение по которой началось с 1 ноября 1909 года. Это дорога проходила и через Билимбаевский завод. 

Поэтому, уже с 1908 года станция Билимбай, бывшая станция Тараскова, стала называться станцией Таватуй, название которой не меняется уже более ста лет.

Владимир Волков

promo novouralsk_2014 май 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic