Ella_Podgornova (evetskaya) wrote in novouralsk_2014,
Ella_Podgornova
evetskaya
novouralsk_2014

Categories:

Проходные и забор

Проходные в Новоуральске были не всегда.
Как рассказывают старожилы, сначала даже и забора не было. Но попасть в город все равно было трудно, потому что добраться можно было только одним путем - железнодорожным. Всех выходящих из электропоезда встречали милиционеры или солдаты и проверяли паспорта. Нет местной прописки - нет прохода в город.
Конечно, можно было попасть в будущий Новоуральск через всем известные дороги из близлежащих населенных пунктов: Белоречки, Мурзинки, по старой Пальниковской дороге. Там тоже была охрана, которую потайными тропами вполне можно было обойти. Но это долго, да и зачем? Конечно, ходили люди по этим тропам в наши магазины, в которых уже в конце 40-х было чем разжиться, ходили, чтобы устроиться на работу. Например, моя бабушка, которая жила в Верхнем Тагиле, такими тропами проникла лет в пятнадцать в город, устроилась няней в семью. Жила она незаконно, без местной прописки и понимала, что любая проверка могла закончиться для нее выдворением из города и лишением средств к существованию. Потом она увидела объявление о том, что требуется ученик в узел связи, и решила устроиться туда. Семья, где она была няней, отпустила ее и даже помогала первое время.


Забор как информационный стенд

Первый забор в городе был обычным деревянным, с колючей проволокой наверху. Мне кажется, что я его помню, по крайней мере, в Привокзальном районе точно. В черте города с заборами проще, а вот в лесной части я в детстве особо не гуляла, поэтому знаю о периметре только со слов старожил и по немногим фотографиям.



В южной части города зона проходила по нынешнему Южному району, за домом № 136 на улице Ленина остались ее следы - мотки колючей проволоки и столбы. Возле этой зоны была первая в городе санная трасса. В западной части города тоже можно легко обнаружить остатки зоны в лесу за 15 МКР и там, где проходят лыжные трассы. Кстати, эти остатки я помню, потому что уроки физкультуры у нас проходили на лыжной базе, и уже тогда лыжня шла вдоль трассы.
Со временем город рос, забор уходил все дальше, глубже в лес, а с востока и севера сменился на бетонный. Но колючая проволока осталась и напоминает нам о нашем наполовину заключенном состоянии.


Остатки зоны в Южном районе


А это бывшая колючка на лыжных трассах

Многие помнят, что забор наш никогда не был совершенен, потому что всегда то тут, то там люди проделывали дыры, через которые проникали в город чужеземцы. Или же в некоторых местах разрезали колючую проволоку и проникали в город поверх забора. Одних ловили и выдворяли из города, другим везло и они попадали в закрытый город, набитый продуктами (а что еще нужно было советскому человеку для почти полного счастья?).

Было время, когда в город пускали только до 19:00, позднее попасть было нельзя. Но ведь кто-то и в то время работал за пределами города, да и мало ли какие причины заставляли человека поздно возвращаться домой. Однажды такая история случилась и с Виктором Семеновичем Кислицыным. В студенческие времена он с другом поздно возвращался домой на электричке. Что делать? Можно было выйти в Мурзинке и довольно долго топать по лесу. Так, кстати, многие и поступали. Но в данном случае надо было быстрее вернуться домой, да и время было позднее. Виктор с другом решили прыгнуть с поезда на ходу, ближе к городу, и перелезть через забор. Важно было выйти не на вокале, где у всех выходящих из поездов и электричек могли проверять паспорта. Виктор прыгнул удачно, а вот друг провозился, прыгнул неправильно и получил увечья. Домой окружным путем, конечно, добрались, но больше этот "подвиг" старались не повторять.

У уральской писательницы Анны Матвеевой в повести "Камин Святого Якова" нашла такие строки: "Еще у нас были какие-то знакомые в Верх-Нейвинске, закрытом военном городе с непривычно холмистыми улицами. Верх-Нейвинск хорошо снабжался, и мы несколько раз в год приезжали туда за дефицитами, пролезая через дыру в заборе. Потом знакомые куда-то переехали, а без них мы проникать в город не решались".

Своими воспоминаниями поделился в рассказе "Закрытый город" Сергей Молодцов, который детство и юность провел в Свердловске-44: "Режим секретности, впитанный с молоком матери, оказался не таким уж безупречным. Когда нас всем классом вывозили в областной центр на цирковое представление или балет, в незыблемой системе обнаруживались серьезные изъяны. Охранник на пропускном пункте заглядывал в автобус, зычно спрашивал: "У всех пропуска есть?" и, после наших утвердительных криков, открывал ворота... Точно так же мы возвращались в свою зону. Хотя в это же время другие охранники тщательно проверяли багажники въезжающих "москвичей" и "запорожцев", в которых мог укрыться разве что шпион-карлик. Окончательно мою веру в надежность режима разрушили многочисленные подружки соседа-студента, которых он каждые выходные привозил на экскурсию в наш заповедник из областной столицы. Кого-то проводил через дырки в заборе (их знали все, кроме служителей режима), других без особых проблем пропускали на КПП по чужим удостоверениям".

Вспомнилась история, рассказанная старожилом города. Когда он был маленьким, то частенько с родителями ходил летом купаться на пруд. Это было одно из самых любимых и доступных развлечений горожан в 50-70-е годы, да и сейчас тоже. Но если в настоящее время мы часто выбирает места для отдыха подальше и поглуше и едем туда на машинах, то в полвека назад приходилось выбирать из того, что есть рядом: водная станция, пляж Черного мыса, Веревкин угол или, на крайний случай, неблизкий Зеленый мыс с домиком рыбака.
Но история не об этом. Наш старожил с родителями ходил на ближайшие пляжи. И он хорошо помнит, что забора не было. А проходная была. Она представляла собой будку и шлагбаум, который опускался и поднимался вручную. А справа и слева - пусто, никакого забора. Так вот наши честные и боязливые горожане выходили только через проходные, предъявляя пропуск. Конечно, можно было пройти и левее, и правее проходной, но нельзя! Слишком боялись быть пойманными и осужденными, даже когда сталинские времена ушли в прошлое.
И этот мальчик все никак не понимал, зачем родители идут к проходной, предъявляют пропуска, ждут, когда поднимут шлагбаум, когда пруд - вот он рядом, рукой подать.

Вот такая она - наша зона: кто сильно хотел и не боялся, тот всегда ее легко преодолевал.


Проходная на вокзале изначально была такой. Две будки и ворота. Через ворота можно было выехать на автотранспорте, сейчас дорога для машин здесь закрыта. И в жару, и в холод стояли в этих будках охранники, проверяя пропуска.


Процесс строительства современной проходной на вокзале

P.S. Проходные фотографировать нельзя, поэтому сделаю вид, что у меня в фотоархиве их нет.
Tags: Новоуральск, история, краеведение
Subscribe

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 8
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments