Впервые, я глубже понял значение этого места в 70-х, когда мы с Серегой мчались в аэропорт Душанбе, опаздывая на рейс до Кольцово. Гнали по серпантину через горный Бадахшан. Таксист, на царапанной Волге Газ-21, не снижая скорости на очередном повороте у пропасти, вдруг, отпустил руки от руля и трижды провел по бороде, пробормотав свои несуразные, растянутые молитвы. Я вцепился во все ручки и крючки запыленного салона и ждал неминуемого полета в бездну. Глаза мои вылезали из орбит от ужаса, а в воспаленном сознании проплывали особенно яркие кадры прошедшей ранее жизни.
Водитель Абдухолик, местный горный таджик-таксист, с голубыми глазами, улыбнулся ослепительной белозубой улыбкой на фоне черной бороды и виновато сказал, словно извиняясь, - «проезжали кладбище моих предков, здесь молиться Аллах велит».
Я ему, навзрыд: «ну, так остановился бы и помолился!» А он, философски, в ответ: «Так Вы же сами сказали – «опаздываете».
***
Да. Речь моя пойдет о кладбищах, погостах, надгробиях, традициях и как это все меняется сегодня.
У каждого из нас есть такие места скорби, куда мы приходим, что бы помянуть родных, близких, знакомых, ушедших из этого мира.
Мне всегда было интересно смотреть на ту разницу в надгробиях, что открывается взору в Радоницу или по особым памятным датам, на кладбищах.
Вот здесь, на Нижнеисетском кладбище Екатеринбурга, мы каждый год проходим к могиле моего отца, минуя могилу цыган.
Интересно, что в Родительский день, цыгане собираются на могилах ушедших родственников всей своей огромной семьей под специальными навесами. На стол накрывают очень богатые блюда, экзотические фрукты и напитки. Громко общаются, но к еде не притрагиваются, зато оглядываясь по сторонам, демонстрируют свое превосходство в трапезе. Затем, в какое-то время, быстро собирают все со стола и исчезают в свой табор. Там, видимо, их уже ничто не сдерживает от вакханалии.
Однажды, мы, случайно попали на кладбище в Ираклионе. Такого порядка я не встречал нигде. Было понятно, что родственников подхоранивают к ранее почившим в склепы. Удивили праздничные гирлянды из легкомысленных флажков.
Однако, на древних монастырских захоронениях острова Крит, совсем другая картина. Могилы монахов зарастают:
А на Спиналонге (острове прокаженных) вот такие старинные турецкие надгробия, напоминают о страшной болезни – проказе:
А в старом Крыму, вот так выглядит кладбище караимов. Уже никто сюда не приходит и цветочки не кладет:
Я, уже не буду говорить про культовые захоронения в Луксоре. Как так можно убиваться, что бы провести погребение, пусть даже знаменитости. К чему такие замысловатые сооружения? Ладно, для фараонов, но ведь это обычные египтяне:
Контрастно смотрятся надгробия этнических китайцев в Тайланде. Сами тайцы сжигают тела после смерти, а вот китайцы хоронят этак:
Удивительно, что буквально в 15 километрах от таких восточных захоронений, наткнулись на кладбище европейцев, что почили в госпиталях Патайи во Второй Мировой. Совсем другое зрелище: все чинно, благородно. Нет ни одной фотографии или искусственного цветочка.
А вот, когда я попытался сфотографировать старое мусульманское кладбище в Камале, увидел за каменной стеной вот это:
После многочисленных вопросов, узнал, что это самое древнее мусульманское кладбище было попросту смыто цунами в 2004 году.
В 30 метрах от кладбища стоит вот такая гранитная стена в память о жертвах страшного цунами.
А этот памятник тем жертвам цунами:
А на вопрос: «так надгробия то надо восстановить!» – получил ответ от местного монаха, прекрасно говорящего на русском языке: «деревья это и есть надгробия».
Западные кладбища, конечно сильно отличаются. Кругом чистота и порядок. Вот, например, старинное кладбище в Зальцбурге. Слева усыпальница знаменитого епископа Ратенау, поправшего целибат(11 детей, вопреки епископату)
Но, не следует, наверное, удивляться чистоте и порядку на европейских погостах. Вот исключительный образец самого, что ни наесть, государевого погоста в Питере:
Ну, раз так, то теперь, вернемся к России, матушке. Ну, у нас-то в городе кладбище описывать не стану - все там бываем. Фото только для сравнения.
Вот, в Екатеринбурге, на Михайловском кладбище, мы - молодые повесы, частенько посещали это место на Первомайской – могилу Дятловцев. Стыдно, конечно, но, портвейна там было выпито немеряно. Называли мы эту могилу – «крестики». Прошу не судить строго, ибо в молодости мы, зачастую, бываем циничными бунтарями. Но, порядок за собой оставляли всегда.
А вот на Белореченском кладбище, однажды, я, совершенно случайно набрел на такую могилу. Был поражен, потому как это наш земляк с Новоуральска и водил я его, в предвыборную компанию, по цехам УАМЗа и, знать не знал, что умер. "Земля ему пухом".
А, вот так выглядит мусульманское кладбище на Репина
Ну, а теперь о том, что сподвигло меня написать этот пост.
В большинстве фотографий Вы увидите, что, не смотря на память и заслуги, приходит тот момент, когда на могилки уже некому приходить. Поправлять надгробия, удалять сорняки и укладывать букеты. И, природа, начинает отвоевывать свои территории вспять. Погосты зарастают, засыпаются песком, уходят в землю – туда, откуда и пришли.
По-хорошему – это ведь тем, кто уже там лежит, не нужно. Им важна память, а не подкрашивание пирамидок, ремонт склепов, оградок и скамеек. Возникает вопрос, а возможно ли им – нашим дорогим, ушедшим без спроса из этого мира, дать возможность еще пожить?
Оказывается и это возможно:
В книге немецкого натуралиста Петера Вольлебена (спасибо Natka)
я нашел вот что:
Похоронные леса (леса скорби) становятся трендом в начале XXI века. Здесь нет рядов могил, надгробных памятников и венков. Нет гробов, только биоразлагаемые урны. Прах хоронят между корнями дерева, почти вплотную к нему, но так, чтобы не повредить корни. К дереву прикрепляется небольшая табличка.
Правовой статус такие захоронения получили в 1993 году. Сегодня на карте только одного объединения «Фридвальд» можно насчитать больше пятидесяти похоронных лесов. Фирма предлагает своим клиентам найти последний приют там, где им и при жизни было хорошо.
Биоурны:
Деревья не тривиальные деревяшки, они растут, дышат, борются за жизнь! Старейшее дерево в Швеции – «Старый Тико» живет в возрасте 9561 год!
Шире-дале:
В книгах Вольлебена и других статьях, мы с Таней, обнаружили ответ на наш извечный спорный вопрос: почему весной вокруг стволов деревьев на Черном мысу, снег тает быстрее?
Оказывается – деревья потеют! От того то снег быстрее тает возле стволов. Они живут так же, как и мы, только медленнее!
Вот оно что!
« Растения — это пойкилотермные организмы: температура побега (надземной части растения) строго соответствует температуре окружающего атмосферного воздуха, а корневая система (подземная часть растения) принимает температуру почвы. Из-за этого возникает градиент температур!» (с)
Земля кормит деревья. Деревья такие же как мы - живые организмы на этой планете!
Значит смысл этой инновации в том, что бы жизнь, уходя – возрождалась в другом виде – в деревьях с их невидимой корневой сетью, стремлению к жизни, борьбе за выживание, репродуктивных способностях.
Я бы, в таком варианте, после этого, хотел бы приобщиться вот к таким красавцам:
Петер в своей книге утверждает, что некоторые клиенты, хотят, что бы их похоронили под пеньками! У каждого свой вкус и каждый может выбрать себе последнее пристанище.
Да! Только в наших лесах таких не бывает. Упаси боже, только не под кленом- ясенелистным. Лучше уж под кедром или красивой сосной!
А как Вам такая идея? Может нам уже стоит подумать об этом, пока мы гости на погосте? Тем более, что языческая забота об останках русичей гласила: « Пусть земля будет пухом»
***
Извиняюсь за драматизм, но, как говорят: «momento mori»
Ссылки по теме, если кому будет интересно:
https://www.livelib.ru/author/1020888-peter-volleben
https://sciencepop.ru/v-silnuyu-zharu-derevya-poteyut/
https://secretmag.ru/stories/razlozhitsya-pod-derevom-kak-startap-khoronit-lyudei-smeshivaya-ikh-s-gryazyu.htm
https://letyourlovegrow.com/
https://germany-in-pix.livejournal.com/101956.html
Community Info