guriny (guriny) wrote in novouralsk_2014,
guriny
guriny
novouralsk_2014

Categories:

Разбираю старые журналы и фотографии.



    Делать мне в режиме самоизоляции нечего. Вот я и решил разобрать старые журналы и фотографии, лежащие в большой корзине. Это остатки журналов "Огонёк" за конец 50-х, начало 60-х годов. Там же совсем малые остатки журналов "Смена" за 1965-й год, "Сад и огород" середины пятидесятых, "Весёлые картинки" начала семидесятых. И ещё что-то, чего я уж и не припомню. Всё то, что не успели сгрызть мыши.
   "Огонёк" выписывал бывший хозяин бабушкиного дома Иван Константинович Порошин. Я где-то упоминал о нём в своём ЖЖ. Он был железнодорожником, работал на Кировградской узкоколейке. Все эти журналы я привёз из рудянского дома, и однажды начал было их разбирать. Здесь и здесь, И ещё вот тут. В общем, всё под меткой "старые журналы".
    А сегодня выложу фотографию  "с краеведением". Она относится к середине 60-х, когда мои родители работали педагогами. Такими фотографиями оформляли школьные стенды. Наверное, были фото патриотической направленности, идеологической, культурной. Их присылали из Свердловска в каждую школу области большими пачками. А местный школьный художник мог комбинировать эти присланные картинки со своими рисунками, надписями, местными фото. В результате получался стенд, который пионеры и комсомольцы школы читали, рассматривали и учились быть добросовестными гражданами социалистического государства.
     Кстати, кто-нибудь знает, что это за пионеры "третьей ступени"? Во времена моего детства пионеров по "ступеням" уже не разделяли. А ещё, в нижнем правом углу фото есть номер III-16. То есть третья ступень, шестнадцатая фотка. Любопытно было бы увидеть все фото. Всех "ступеней". 





    В Нейво-Рудянской школе эта фотография почему-то не пригодилась. И баба Лена принесла её домой. Хотя фотка хорошая. Пионеры  изучают родной край. Вот они едут на велосипедах по окрестностям Свердловска. Вот они рассматривают Каслинский Чугунный павильон. А тут пионеры на Чёртовом городище. В общем, стандартный набор мероприятий, которые проводил с детьми активный и инициативный педагог. Подчеркну - инициативный. Ибо все эти действия были, да и сейчас остаются, личной инициативой педагога. Далеко не все педагоги решались брать на себя ответственность за походы. Ведь дети обязательно полезут на скалы, и уследить за ними будет трудно. Педагогу нужно было лезть на скалы самому, а далеко не все были на это способны. Кто-нибудь из детей может потеряться в большом городе, может сесть не на тот автобус. Это сейчас всё просто - две остановки на метро от вокзала и ты на месте. И вот он, Чугунный павильон.
    А самая большая головная боль - это поход велосипедный. Не у всех детей в то время были велосипеды, с запчастями было туго. Малейшая поломка могла поставить весь поход на грань срыва. Я вспоминаю своё пионерское детство. Класс наш ходил на скалы, правда не на Чёртово городище, а на Семь Братьев. Ходил, но без меня. У меня как обычно дела какие-то были в родной деревне. А вот павильон мы ездили смотреть, правда уже не с классом, а с художественной школой. Но о походах велосипедных у нас даже никто и не заикался. 
    Велосипед у меня кстати был. Подростковый. Такое литовское чудо, произведённое в городе Шяуляй. Я думал, что писал уже о нём в своём ЖЖ. Оказалось - нет. Ладно. Позволю себе небольшое лирическое отступление на велосипедную тему. Отношения мои с этим агрегатом складывались трудно. В детстве у меня был маленький трёхколёсный велосипедик. Я ездил на нём перед бабушкиным домом. А дед сидел на скамеечке и наблюдал, чтоб я далеко не уезжал. Потом я немножко подрос, и пришла пора переделывать велик с трёх колёс на два. Отец открутил одно из задних колёс, переставил ведущую звёздочку. Это была довольно трудная процедура, не такая, как на сегодняшних велосипедах типа "Лёвушки" - снять маленькие боковые колёсики - и всё. Нашёл в Интернете велосипед такого типа, как был у меня. Назывался он "Ветерок".



   Колесо открутили, и тут начались трудности. На двух колёсах я ездить не сумел, несмотря на все старания родителей. Я просто не понимал, как это - ездить на столь неустойчивой конструкции. Конечно в результате падения, стресс, слёзы. Я, пятилетний, просто не мог сообразить, что у некоторых людей нет врождённой способности к велосипеду, и надо просто тренироваться, долго и упорно. В результате я возненавидел велосипеды лютой ненавистью.
    Второй подход к "велосипедению" был у меня уже в 14 лет. Родители убедили меня, что не уметь ездить - это стыдно. И купили то самое "чудо" из Шяуляя. Преодолевая стыд и страх, я раз за разом карабкался в седло, пытался давить на педали. И однажды поехал - робко и неуверенно, сильно виляя передним колесом. Чуть не налетел на какого-то мужика, а он меня спросил:
-Ты что, ездить не умеешь?
Не стал уж я ему объяснять, что поехал первый раз в жизни.
    И после этого мне открылся "целый мир". На велосипеде можно было уехать куда дальше, чем уйти пешком. Мне стали доступны самые отдалённые уголки моего города. И куда только я не ездил, иногда возвращаясь по уши в грязи. На велосипеде же я совершал свой объезд магазинов. Когда мама говорила мне, что купить. В то время в каком-то магазине могло не быть нужного товара, и нужно было ехать в другой. Вот я и ездил. Сначала в "Зарю", потом в "Звёздочку", потом в овощной, потом в "Ёлочку", после "Ёлочки" в Торговый центр, и под конец в "Четвёртый". Так я объезжал по периметру весь свой квартал. И всегда оставлял велосипед перед дверью очередного магазина. Я конечно боялся, что его украдут, но боялся не сильно. Велосипедные замки были конечно и в те времена, но купить такой замок нам  и в голову не приходило.
   И однажды велосипед мой сломался. На валу каретки была какая-то большая фигурная гайка с левой резьбой, она поджимала подшипник.



И однажды эта резьба сорвалась. Я остался без "средства познания мира". Я был расстроен. Утешало нас то, что гарантийный срок ещё не кончился, и можно было обратиться на завод-изготовитель с просьбой заменить негодную деталь. Мы положили гайку в коробочку и отправили её в далёкую Литву. В сопроводительном письме написали некую просьбу о помощи.
     Через какое-то время нам пришла телеграмма из города Шяуляя. Эта телеграмма нас обрадовала, но и озадачила. Телеграмма пришла - значит о нас помнят. И это хорошо. А озадачены мы были тем, что ждали от завода-изготовителя совсем не телеграммы. Нам бы коробочку с деталью, только с новой. В телеграмме же содержались какие-то обтекаемые общие слова. И подписана она была диковинной нерусской фамилией Кринаускене. Естественно, никакой детали нам не прислали, а фамилию Кринаускене я запомнил на всю жизнь. Она стала для меня неким символом обмана и вероломства.
     Разрешилась наша проблема довольно просто и прозаично. Однажды, идя в школу, я заметил на остановке велосипед того же типа, какой был у меня. Он был потрёпанным, у него не было цепи и нигде не было видно его хозяина. Зато на нём была та самая гайка и он был не шяуляйского производства. Я долго размышлял, взять ли мне этот велосипед или он всё же кому-то принадлежит. А может его просто выбросили за ненадобностью? А может и не выбросили? И если я его возьму, то я стану вором. Потом решил, что если велосипед окажется на том же месте, когда я вернусь из школы, то я его обязательно возьму. Возвращаюсь из школы - велосипед стоит там же. Это уничтожило все мои сомнения, и я его взял.
    Когда я принёс свой трофей домой, у меня был довольно тяжёлый разговор с родителями. Они никак не хотели  верить, что я этот велосипед не украл.
-Вы же видите, у него цепи нет, его выбросили.
-А в следующий раз ты принесёшь машину, у которой разбита фара, и тоже скажешь, что её выбросили.
Под конец я всё-таки убедил родителей, что я честный человек. Я починил свой агрегат, переставив гайку с велосипеда - "донора". И потом долгие годы тащил со свалок разные запчасти. Рамы, вилки, цепи, звёздочки.  Я был уверен, что другого источника запчастей кроме свалки - просто нет. Из этих запчастей я потом собрал ещё два или три велосипеда. Они и сейчас стоят во дворе нашего рудянского дома.
    Вот такая фотка, которая вызвала из памяти довольно длинный рассказ "не о том".
   
Tags: Нейво-Рудянка, Свердловск-44, детство, история, краеведение
Subscribe

Posts from This Сommunity “детство” Tag

  • «Пока Люстра не видит»

    Так начиналась серия рассказов о различных шалостях у очень культурных и интеллигентных детей из музыкальной школы, которых…

  • Ёлка на площади

    Декабрь лично у меня ассоциируется с Новым годом. Причем, неважно, какое сегодня число — первое, пятнадцатое или тридцатое. Все равно Новый год на…

  • ЬЫЪЙ

    В одном месте нами были найдены советские кубики для обучения грамоте дошкольников. Кубики пластмассовые с алфавитом.…

  • Как Моня вернулся домой. Сказка

    Однажды утром Моня проснулся в своей тёплой уютной постельке, и понял, что сегодня произойдёт что-то важное. Может шелест осенней рябины за окном,…

  • Субботний клип. Что слушают второклассники.

    Сегодня узнал, что слушают дети. Двое мальчиков - второклассников говорили о музыке и песнях. -А к нам в город Нилетто приезжает. -Кто? Не лето?…

  • Банки

    В сентябре у многих со словом банки в голове возникает только одна ассоциация - заготовки. Соленые огурчики, понимаешь, маринованые грибочки,…

  • Отпускное чувство...

    Оригинал взят отсюда. Запах и вкус супа у открытого балкона напомнили о минутах обеда в путешествиях с родителями, когда мы останавливали…

  • Ужас советского школьника

    Впрочем, здравствуйте. 75 лет назад, 6 августа 1945 года, американцы сбросили атомную бомбу на Хиросиму, 9 августа был атакован японский город…

  • На память Люсе от Нади. Пионерский альбом.

    Я нашёл этот альбом на чердаке своего дома в Нейво-Рудянке. Просто наступил на него ногой, а потом поинтересовался, на что же именно я наступил.…

promo novouralsk_2014 май 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments