Evgeny Ivanov (perizmechnik19) wrote in novouralsk_2014,
Evgeny Ivanov
perizmechnik19
novouralsk_2014

Category:


«От брата прячущийся брат,
Суть бытия постигший в вере,
Гать пролагающий на север —
Тебе не повернуть назад.»(с)

Потаённый Урал.



Что я знал о староверах до этого дня? Да, собственно не много- то, что они выбрасывают посуду из которой дают попить воды незнакомцам и то, что крестятся двумя пальцами. Знал, так же, что на православном кладбище в Невьянске могилы староверов от современных православных отделены толстенной кирпичной стеной.
Я представлял себе их этакими «консерваторами в православной вере» и от этого саркастически ухмылялся. Для меня консерваторы — это всегда те, кто не движется вперед, а застрял во времени. В пример - крымские караимы, что отказались от духовных реформ, вымерли, а крымские татары, что приняли нововведения в Коране и по сей день процветают.
На прошлой неделе случилось мне – безбожнику оказаться на границе Свердловской области и Пермского края в с. Роща, Шалинского района. Это в 220 километрах от нашего города.
В древние времена это глухое место в излучине реки облюбовали вогулы, позднее, после падения Казанского ханства сюда переселились татары, вытеснив аборигенов. Поселение они нарекли «Урмы», что означало глухой лес. После церковного раскола в 17 веке, гонимые «русской инквизицией», свою нишу здесь заняли старообрядцы. По реке Сылва они добрались до этих тишайших мест и основали поселение (в 1964 г., зачем то, историческое название «Урмы» местные власти заменили на «Роща»).



С присущим им природным трудолюбием староверы начали возделывать местные поля, развивать земледелие и животноводство, развивать ремесла. И, надо отдать должное, последователи веры, что живут сегодня здесь и работают в ООО «Роща», успешно продолжают трудиться на полях, фермах, рукодельничать на родовых местах.



В селе проживает 608 человек, функционируют детский сад, школа, клуб, 9 сельских магазинов, православная церковь и молельный дом, работает местный музей...



именно о нем я и хочу рассказать.
Клуб-музей истории старообрядческой культуры открылся в 1987 году в здании бывшего волостного правления, построенного более 150 лет назад.



Мне было любопытно окунуться в ту самую сокрытую бытовую культуру, а еще более хотелось понять за что последовали гонения более 12 миллионов православных с насиженных мест? Только ли двуперстие и
беЗпоповство?
(я не совершил ошибки при написании этого слова – у старообрядцев не пишут слово «бес», проводя аналогию с бесом).
Итак, чем же таким тайным и страшным они отличаются от никоновской православной веры? За что же их сжигали, вешали, резали языки и головы?



Итак:

•Староверы не очень словоохотливы и ведут скромный, обособленный, а порой замкнутый образ жизни.
•Они не кланяются в пояс, а используют «подручники», специально вышитые из 12 кусочков подушки.




•Женщины не завязывают в узлы наголовные платки- просто носят их на плечах или закалывают на застежку под подбородком. Мужчины не носят галстуков. Узел на шее символизирует петлю на казнях староверов, не признавших реформы.



•Рукава кафтанов мужчин не заворачиваются никогда ни при каких обстоятельствах, ибо это так же напоминает о засученных рукавах их палачей при массовых гонениях.



•Нательные кресты их сильно отличаются от обычных церковных. Женские, в свою очередь, отличаются от мужских и больше напоминая некое соцветие, нежели распятие. Кресты не снимаются ни при медицинских осмотрах, ни в бане.



•Четки у староверов заметно отличаются от обычных. Количество узелков и пропусков соответствует определенным православным датам и событиям.



•Женские одежды особенно выделяются. Обязательный яркий пояс, скромность фасона, ну и платочек.



•У старообрядцев нет библии, какую мы все знаем. Молитвенные книги – то что до сих пор сохраняется с до реформаторских времен Никона без какого-либо изменения или толкования.



•Обряд крещения проводится полным окунанием в воду.
•Они абсолютно не употребляют спиртное.
•Уборку дома староверы проводят только освященной водой из специального источника.



•Саван для смертного одра староверы изготавливают при жизни, причем в нем не должно быть крестообразных стежков. А узор рассказывает о главных событиях, произошедших в жизни (количестве детей, замужестве, статусе и т.д.).



•Умершего мужчину моют только мужчины, умершую женщину – только женщины.
•Они не делят с гостями или знакомыми свою посуду, предпочитают для таких случаев отдельную.
•Они невероятно работоспособны и трудолюбивы. Взрослые с ранних лет приучают детей к труду. Именно этими качествами прикрывались (как говорят) «тайные старообрядцы» Демидовы, объясняя- почему на всех своих заводах они строят только молельные дома для староверов, а для никоновской церкви ни одного культового сооружения.



•Строители из старообрядцев – отменные. Я это оценил. Все строения, может быть не так «красиво кроены», зато «ладно сшиты». Вот этому амбару за сотню лет, а он до сих пор успешно используется под хранение семян подсолнечника.



•Кулинары тоже знатные. Вот эта шаньга по рецептам старообрядцев, изумительно как вкусна. Я даже записал на видео мастер-класс по приготовлению таких шанег.



•Они строго соблюдают все православные посты (даты всех церковных праздников такие же, как у современной церкви). Если мать постится, а детям дает покушать, из жалости мяска или колбаски, – такое считается двойным грехом, поэтому танцу «постятся все» одинаково и стар и млад.
•Жениться и выходить замуж в общине разрешается, если брачующихся разделяет не менее 8 колен родства. А вот с настоятелями у них очень большая проблема, ибо они должны быть помазанниками из тех, кто был в чине епископа старой церкви до раскола. А таких уже нет.
•Многие староверы уходят жить в т.н. скиты, подальше от мирской суеты и греховности. Они отказываются от метриков и всех благ цивилизации, ведут мученический образ жизни.



Вот и все, что я узнал о настоящих таинственных старообрядцах, кержаках, раскольниках, староверах.
И, знаете, я поменял свое мнение. Те различия и особенности, про которые мне рассказали, на самом деле являются одними из коренных для современной православной церкви. И то, что многие продолжают следовать ортодоксальным правилам старинной русской церкви, не принявшей модных влияний ни от греческой или католической церквей, говорит о настоящей силе веры.



Ну и в заключение, после посещения музея, еще я понял, как же я, блин, стар!
Я пользовался всеми этими музейными вещами в начальный период своей жизни, а теперь это диковинки из древности, чуть уже не артефакты.



Надеюсь дожить до тех пор, когда рядом с этими музейными экспонатами увижу сотовый телефон и ноутбук.
Subscribe

  • в бывшем бункере с боеприпасами радиация в норме

    Поехали мы на днях с Женей…

  • Про СЮТ.

    В этом году 21 февраля исполилось 25 лет нашему СЮТу, учреждению, где мы с Алей работаем. И весь этот год должен пройти у нас под знаком юбилея.…

  • февральский рок-2021

    Каждый раз зимой я хожу на «Февральский рок», потому что живая музыка бодрит меня и греет сильнее, чем мужская сильная рука и бокал виски. И это…

promo novouralsk_2014 april 18, 01:55 5
Buy for 30 tokens
В посте будет много (действительно много) фотографий как отдельных узлов/агрегатов танков, так и общих их видов. Мне эта тематика очень близка и интересна, по этому такое большое кол-во материала (мне попросту было очень сложно определиться с тем, что хотелось бы оставить, а что убрать). По этому,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • в бывшем бункере с боеприпасами радиация в норме

    Поехали мы на днях с Женей…

  • Про СЮТ.

    В этом году 21 февраля исполилось 25 лет нашему СЮТу, учреждению, где мы с Алей работаем. И весь этот год должен пройти у нас под знаком юбилея.…

  • февральский рок-2021

    Каждый раз зимой я хожу на «Февральский рок», потому что живая музыка бодрит меня и греет сильнее, чем мужская сильная рука и бокал виски. И это…