guriny (guriny) wrote in novouralsk_2014,
guriny
guriny
novouralsk_2014

Category:

Игрушечная железная дорога и её владелец.

     Я хочу рассказать об одном человеке. Наверное, в нашем городе он такой один. Как-то давно я писал об игрушечных железных дорогах. И даже говорил, что настанет однажды день, когда этот человек придёт к нам в СЮТ, разложит на полу своё богатство, а мы в это время будем с фотоаппаратом. И вот, на днях это случилось. Добрый железнодорожный волшебник пришёл в наш кабинет, а мы смогли его сфотографировать.





   Зовут его Александр Порваткин. Он всё детство проходил в авиамодельный кружок. Делал летающие модели самолётов. А потом вырос, и в кружок его пускать перестали. Закон есть такой - человеку после 18 лет заниматься в Станции Юных Техников запрещено. Исключение только для тех, кто ходит в платные группы для взрослых. Только вот у авиамоделистов платных групп нет.



   Тогда Саша увлёкся железнодорожным моделизмом. А непосредственным поводом для визита в наш СЮТ стало то, что он купил новый тепловозик. Называется он ТЭМ7А. Это самый крупный и мощный из отчественных маневровых тепловозов. Такие локомотивы используют на очень больших сортировочных станциях. Ближайшим к нам местом, где такие тпловозы работают, стала станция Свердловск-Сортировочный.



     Помните, какими были игрушечные железные дороги нашего детства? Большая коробка, а в ней всё - рельсы, локомотивы, вагоны. Сегодня всё это усложнилось многократно. Современная игрушечная дорога - это тот же конструктор. И самые главные его составляющие уже невозможно собрать самостоятельно. Для этого нужен профессионал.



   Насколько я понял, есть фирмы, выпускающие какую-то основу - моторы, тележки, элетрооборудование. И есть люди, которые на основе всего этого делают локомотивы и вагоны конкретного типа. Именно того, который нужен заказчику-моделисту. Как делают корпуса локомотивов? Наверное обрабатывают пластик на фрезерных станках с электронным управлением, потом склеивают. Затем красят специальной краской. Наносят декали - переводные картики с крошечными надписями.
    Тут всё по-нстоящему. Марка и номер локомотива, знак РЖД и название железной дороги, где тепловоз работает - Свердловская. Скорее всего и номер реальный.



   В советское время все игрушечные дороги, которыми мы играли в детстве, выпускались фабрикой "Пико" в ГДР. Характерной особенностью этой фабрики было то, что на ней работало много школьников. Как мы работали токарями на заводе УАМЗ, так и немецкие подростки работали на "Пико". Они были сборщиками. Собирали воедино паровозы и вагоны из крошечных деталей. Объёмы были огромные. Нужно ж было обеспечить игрушечными дорогами весь социалистический мир. Поэтому ассортимент был скудным. В СССР поставлялись по-моему всего два типа локомотивов и шесть или семь типов вагонов. Эта фабрика существует и по сей день. Например у Саши именно там были изготовлены все рельсы.
    Пока железная дорога не собрана, у нас в кабинете идёт обычная работа с берестой. Кстати. Обратите внимание на баночку со спиртом. Этим спиртом нужно время от времени протирать рельсы, чтобы на них не было грязи и всегда был контакт с колёсами. Именно через колёса происходит токосъём. То есть по грязным рельсам локомотив может и не поехать. А мы-то в детстве не знали, играли  без всяких чистящих средств.
 


Мы ждём, а Александр "священнодействует" - раскладывет и подстыковывает рельсы.



   Раньше для управления дорогой была лишь одна кнопка "пуск". Нажмёшь её- паровозик едет. Теперь же управление дорогой осуществляется через специальный пульт "мультимаус". Он регулирует скорость и направление движения, подстветку, разные "звуки двигателя", тифон и свисток. Что такое тифон , я не знал. Оказалось, что это гудок. На более сложных макетах всё движение регулируется компьютерными программами.



    Звуки можно записать самые разные. Это тоже делается по заказу. На нашем тепловозике записаны работа дизеля, его запуск и остановка, свистки и гудки. Можно записать стук колёс и объявления вокзального диктора. Саша сокрушался, что звук двигателя записан "не тот", с какого-то другого тепловоза и обещал это исправить в будущем. Но нам, крестьянам, сойдёт. Наш слух не настолько музыкальный, чтобы различать "песни" разных дизелей.



   Сначала Саша поставил тепловоз и погонял его немного. Для установки локомотивов и вагонов на рельсы существет специальноне приспособление. Голыми руками, особенно руками неумелыми, модели лучше не брать. Можно сломать тончайшие поручни, которые окружают тепловоз. Да там и других очень хрупких деталей хватает. Раньше, когда дорога была игрушкой, а не произведением ювелирного искусства, таких мелких и хрупких детлей не было.  



И вот, наконец всё собрано, всё ездит и звучит.



    Мы собираем зрителей с разных кабинетов. В наше время игрушечная железная дорога - это аттракион, который увидишь не каждый день. Кто видел такую штуку воочию? Иногда мне кажется, что только сами моделисты, да ещё те, кому посчастливилось посетить Гранд-макет в Петербурге. Только там можно видеть ездящие крошечные поезда. Даже в Музее истории и техники Свердловской железной дороги макеты для посетителей не включают. Если помните, там на макете две станции - Ревда и Верх-Нейвинск. Обе станции выглядят живописно, но даже там , в Екатеринбурге, локомотивы не соответствуют реальности. Хотя, кто будет приглядываться к мелочам?



Гости достают планшеты и телефонвы и фотографируют, фотографируют.







А потом мы выключаем свет. И тепловозик едет уже в темноте, подсвечивая себе путь прожектором.



Подсветка тоже очень разная. Есть прожектор передний, есть задний, есть габаритные огни. Есть подсветка кабины и экипажной части, то есть тележек. Всё как в жизни. Вся подсветка включается с "мультимауса". Только Вот главный прожектор переключается по направлению движения автоматически. Куда тепловозик едет, туда он и светит.



-А поедет ли твой поезд с моим вагончиком?
-А сможет ли мой паровозик ехать по твоей дороге?

Такие вопросы возникли у меня ещё давно. Теперь настала пора это проверить. Пытаемся подцепить мой маленький старенький вагончик к гигантскому ТЭМ7. Они сцепляются далеко не сразу. Может быть, за столько лет конструкция сцепки изменилась.




Ретро-поезд.



    Вагончик катается по кругу вполне  "как тут и был". А вот старый паровоз на новых рельсах работать отказывается. Наверное, в нём давно уж перегорел двигатель. Или напряжение в сети не совпадает. Ну и как не сделать совместные постановочные фото. Прошлое и настоящее игрушечных железных дорог.




   Если приглядываться и сравнивать одно с другим, то очень заметно как топорно смотрятся мои старые модели. Насколько они непроработаны, насколько в них мало деталей. Раньше я этого не замечал, и даже такие модели казались мне чудом.  Теперь сравнил.



   Ну вот и всё. Представление закончено, дети расходятся. А я сижу и думаю - как всё-таки изменился мир. Если раньше железная дорога была хоть дорогой, но вполне обычной игрушкой, то сейчас она стала уделом своеобразной "элиты". Цены на локомотивы и вагоны стали такими, что купить их очень и очень трудно. Общая цена на модель тепловоза ТЭМ7А достигла 36 тысяч рублей. С учётом моторов, окраски, подсветки, звукового декодера и ещё чего-то, что я не запомнил. И это ещё не всё. Если менять "звук дизеля" на "родной", то цена несомненно ещё возрастёт.



Вагоны стоят по пять-шесть тысяч. У Саши есть три локомотива и 12 вагонов. Сколько это всё стоит- я боюсь и гадать. Причём это только рельсы, шпалы и подвижной состав. А если заказывать вокзалы, автомобили, краны, водонапорные башни и здания депо - то тут пахнет миллионами. Вот почему я со всей уверенностью говорю, что Александр - единственный в городе владелец современной игрушечной железной дороги.
    И было бы очень и очень здорово увидеть как-нибудь её всю.  В этот раз не удалось. На втором тепловозе ТЭМ1 сломался звуковой декодер. Для того, чтоб его починить, нужно отправлять тепловоз мастеру в Петербург. Всё это долго и хлопотно. А ещё я подумал, что если бы я был директором СЮТа, то заказал бы подобную железную дорогу для того, чтобы показывать её детям. Отвёл бы специальную комнату. И потихонечку стал бы собирать весь этот красивый железнодорожный мир. Кое-что можно попытаться сделать своими силами, силами педагогов. Какие-нибудь здания и сооружения, например, мосты или вокзал. Можно решить вопрос и с компьютерными программами, управляющими дорогой. Унас есть и такие специалисты. Хоть это и дорого,и долго, но зато как понравилось бы это всё детям.

Tags: Новоуральск, СЮТ, железная дорога
Subscribe

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment