Ella_Podgornova (evetskaya) wrote in novouralsk_2014,
Ella_Podgornova
evetskaya
novouralsk_2014

Categories:

Крик души: дети не знают свой город!

Уже на протяжении многих лет я работаю со школьниками по программе "Новый город на Урале", где рассказываю им об истории Новоуральска, улицах, зданиях, природных объектах, людях, памятниках и т.д. Программа рассчитана на один учебный год.
Естественно, что в каждый юбилейный год программа набирает обороты: заявляется довольно большое количество классов, просят новые темы. Если в обычное время я рассказываю о городе только нескольким классам, то в юбилейный год - всем, кто заявится. Первые и вторые классы не беру принципиально, потому что в этом возрасте дети по городу самостоятельно не передвигаются, да и знаний у них в головах маловато, чтобы объяснять, кто такой Сталин и почему в честь него была названа когда-то улица в городе. По-хорошему, подробно градоведческую программу можно запускать только с пятого класса, когда у детей уже есть хоть какие-то малейшие представления об атомных городах, известных советских личностях, а также улицах и зданиях города.

И, знаете, с каждым разом отмечаю, что дети знают город все хуже и хуже. Я имею в виду не знание истории города - об этом я им рассказываю сама, а элементарное знание расположение улиц, зданий, памятников. Еще десять, пятнадцать лет назад, когда не было электронных презентаций, экранов и проекторов, я все объясняла буквально на пальцах, а в качестве демонстрационного материала использовала фотографии формата А5. И школьники мгновенно узнавали на фотографиях то или иное здание или памятник. А о расположении улиц и говорить не надо было, достаточно было их назвать, и дети сразу понимали, о чем идет речь.


Современные же дети не имеют представления, где находятся улицы Клары Цеткин, Белинского, Мамина-Сибиряка, Гоголя, Герцена, Стахановская, Березовая аллея, Перевальная. Когда мы изучаем улицы, я предлагаю им деление названий по видам: улицы, названные в честь героев, по природным признакам, в честь новоуральцев, по событиям советского времени и т.д. Представляете, полный ноль! Из политических и исторических деятелей называют одного Ленина. Фрунзе, Свердлов, Крупская, Дзержинский - дети знают, что такие улицы есть, а кто эти люди - для них загадка. И самое страшное, что им не интересно это узнавать!
Знаете, какой самый популярный ответ на вопрос: "Какие улицы названы в честь писателей и поэтов?" Не поверите, но это Пушкин! У нас нет улицы Пушкина, но дети, кроме Пушкина, никого не вспоминают. На втором месте - Лев Толстой, на третьем - Лермонтов. Вы спросите, откуда школьники знают об улице-невидимке Лермонтова? Да просто я о ней рассказываю как о необычном городском объекте, а потом задаю вопрос. И хорошо, если кто-то в классе вспомнит.

А герои, совершившие подвиги в голы войны или в мирное время? Гагарин. И это все. Говорю всем спасибо за то, что знают Гагарина. Чкалов, Комаров, Гастелло - пустой звук. И очень часто мне приходится переключаться с рассказа об улицах на рассказы о достижениях тех людей, в честь которых они названы.

Современные дети не узнают здания, если это не театр, не узнают памятники, если это не Вечный огонь и не памятник погибшим в локальных войнах. Памятник "Создателям города" знают визуально, но кому посвящен - не ведают. Город для них чужой, как будто они тут временные гости. Прихожу в классы и часто слышу, как ребята делятся впечатлениями о поездках в Невьянск, Нижний Тагил, а о своем родном городе, как мне кажется, знают меньше, чем о других городах. "Аквариум", "каменный" - не то что названий не знают, даже по фотографиям не узнают.

Почему так?
Вспоминаю свое детство. Мы досились по улицам, заглядывали в каждый укромный уголок города. Мне просто было интересно: а что за тем домом, а что в том дворе. Вообще все было интересно. Дорога из школы (секции, кружка) домой превращалась в часовую прогулку, хотя все было в шаговой доступности. И родители часто спрашивали: "Ты что, через Рудянку шла?" А просто было интересно обойти с друзьями все дворы, покачаться на всех качелях. Если мы катались на велосипедах, то объезжали все улицы города. В кинотеатр, театр, на стадион, на лыжную базу, на каток ходили пешком. То есть мы знали город во всех подробностях, знали улицы, здания.
А сейчас детей возят на машинах. В школу - на машине, в секцию, художку, музыкалку, кружок - на машине. А в машине ребенок утыкается в телефон и не видит ничего вокруг.
Да и время тревожное: родители своих чад одних по городу гулять не отпускают. Вот и оказался родной город чужим для современных детей. А как человек будет любить город, который ему чужд? И зачем ему сюда возвращаться, если никто не научил его любить свою малую родину?
У многих молодых людей, как мне кажется, вообще нет привязки к конкретному месту, потому что не учат их любить и ценить Родину.

Я работаю почти со всеми школами и заметила, что самые лучшие знания (визуальные) о городе в обеих гимназиях. Но это не потому, что там дети какие-то особенные. Просто они живут в разных концах города, ходят друг к другу в гости, а потому видят город больше.
Труднее всего работать с ребятами из школы № 40. Южный район стоит особняком, часто ребята из этой школы дальше своего районе и не бывают: тут же и кружки, и секции. Меня это очень удивило, но даже улицы Комарова, Спортивная, Фурманова и Парковый проезд большинству из них не знакомы, хотя эти улицы находятся рядом с Южным районом. И даже для них имена Кикоина, Корнилова, Жигаловского, Савчука И тегенцева - просто названия улиц. Никакого смысла они не ищут.

А еще современные дети историю города воспринимают как что-то очень далекое и очень удивляются, когда я им говорю, что их бабушки и дедушки жили в маленьких поселочках и очень хорошо помнят то время, когда не было аллеи Боевой славы. "Моя бабушка? Я спрошу у нее!" "Спросите, ребята, обязательно спросите", - к этому я призываю всех школьников. А когда я говорю, что мое детство прошло без Южного района и без улицы Октябрьской, смотрят на меня, как на динозавра. Для них пятьдесят лет назад - это как пятьсот.

Очень обидно за город, за его историю, которая создавалась руками наших бабушек и дедушек.

В начале 2000-х годов в школьную программу был внесен региональный компонент, тогда все дети изучали родной край на уроках географии, истории, литературы. Сейчас этого нет, и педагог для изучения истории края или города может выделить время разве что в классный час раз в месяц. И то, если учитель в этом заинтересован сам и делает это не для галочки. Но таких мало, чаще сами слушают и открывают для себя что-то новое.

Совсем скоро городу исполнится 65 лет. И хорошо, если дети хотя бы один раз придут в музей или в библиотеку для того, чтобы им рассказали о прошлом родного города. И хорошо, если они впитают эту информацию, а не просто поприсутствуют на мероприятии. Но даже одно такое мероприятие не спасет ситуацию в целом, а ситуация печальная - ДЕТИ НЕ ЗНАЮТ СВОЙ ГОРОД.

Tags: "пост помечен", Новоуральск, проблема, размышления
Subscribe

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 69 comments