guriny (guriny) wrote in novouralsk_2014,
guriny
guriny
novouralsk_2014

Categories:

Из архива. Визит Николая Рыжкова в Новоуральск.

     Продолжаем рассматривать выставку в городском архиве. Я конечно подзаколебал всех с этой выставкой. Пора бы с ней и закончить, Но не могу. Почему-то мне это интересно. Это ведь история нашего города, часть истории страны.
       Итак альбом с визитом Премьер-министра СССР Николая Ивановича Рыжкова в город Новоуральск. Визит состоялся 11 марта 1987-го года. Я при этом историческом событии не присутствовал. Потому что в это время служил в армии. Кстати, Рыжков приезжал в город не один, а во главе внушительной делегации всяких начальников и секретарей.
      Злые языки потом болтали, что у премьера в нашем городе живёт тёща. Вот к ней- то он и приехал. Визит премьера "на блины". Насчёт тёщи кстати вполне правдоподобно. Рыжков ведь довольно большую часть жизни прожил на Урале. Со студенческих лет и до того самого момента, когда его выдвинули с поста генерального директора "Уралмашзавода" в москву.
     На самом же деле премьер хотел увидеть, как работают заводы, встретиться с местным начальством. Побеседовать о том, как проходит перестройка, ознакомиться с проблемами на месте. И скорее всего, его визит был как бы разделён. Была "тайная" часть визита - посещение УЭХК и встреча с руководством комбината. Фото этой части визита в наш архив не попали. И вторая часть, вполне открытая - это посещение УАМЗа, фотографии с которого попали в альбом. И часть "сверхтайная" - посещение тёщи. Здесь фотосъёмка не велась совсем.
        Альбом, как и все подобные изделия, был напечатан в "зиловской" типографии. В городе Новоуральске завод УАМЗ называли "Зилом" по имени головного объединения.



Март. На предзаводскую площадь въехала длинная чёрная машина. Тоже "Зил". Наверное, её привезли на Урал в самолёте. Премьер-министр мог себе это позволить. Выходят. Рыжков впереди. Справа видны ноги "человека в штатском". Ещё один сидит на заднем сидении "Волги".



А вот те, кто их встречает на ступенях заводоуправления. Узнать никого не могу. Но скорее всего средний в первом ряду это Николай Михайлович Фоменко, директор УАМЗа. Гости в пальто, хозяева в пиджаках.



      Прямо за спинами встречающий широченный вестибюль. Туда каждое утро потоком идут рабочие. в 1987-м году в нём всё было увешано наглядной агитацией. "Перестройка, эффективность, качество". Эти плакаты рисовал в том числе и мой отец, заводской  художник-оформитель. Его мастерская была чуть правее.
        Вестибюль переходил в широкий коридор, где были окошки табельщиков. В это окошко каждый рабочий отдавал свой пропуск. В конце смены пропуск выдавали обратно. Там же был и уголок, где висела сатирическая газета, которую тоже делал мой отец. Иногда пьяниц, прогульщиков, хулиганов и мелких воришек для этой газеты рисовал я.
        Внешне это место нисколько не изменилось  за 25 лет. Чуть обветшало здание. А что там сейчас внутри - об этом лучше не думать. Об этом вам расскажут сайты урбантриперов. Готичненько в общем там сейчас.



А это виды интерьеров УАМЗа, взятые из какого-то отчёта, там же, в архиве.



Страница из того же отчёта. Здесь есть строчки о том, что продукция УАМЗа поставлялась в 30 стран мира.



И конечно принимала участие во всех войнах, которые вели приверженцы социализма по всему миру. Вот кладбище военной техники в Эритрее. Знакомый силуэт автомобиля, сделанного в Новоуральске заметен сразу. Фото varlamov.ru



     Естественно, гости пошли вдоль конвейера. Всюду шум, лязг и шипенье воздуха в пневматических гайковёртах. Наверное, гости ходили везде.  Были и на главном конвейере, и на сборке двигателей, в прессовом цехе и на сборке кабин. Шли мимо оранжевых обрабатывающих центров и сварочных автоматов.



      Вот Рыжков осматривает новую, на тот момент перспективную разработку заводских конструкторов - дизель "ЗИЛ-645". Это было время, когда завод постепенно отходил от своей "привычной" функции - быть складом устаревших технологий и устаревшего же оборудования.



      Напомню, что первым автомобилем, выпущенным у нас в 1975-м году был ЗИЛ-157КД. К тому времени машина эта уже устарела и была снята с производства в Москве. И вот, все устаревшие технологии и оборудование отправили на Урал. Я уже писал однажды, что видел на заводе старый-престарый американский станок, поставленный в СССР в годы войны по ленд-лизу. Век у станков длинный, да и не стоит добру пропадать. Вот и отправили станок в город "на уральском перевале".
      Этот автомобиль носил почётное прозвище "колун",которое дано ему было за клиновидную форму капота.



      К восьмидесятым годам оборудование уже поменяли. И устаревшие автомобили делали уже по-новому. С применением промышленных роботов, гибких технологических линий и автоматизированных складов. И на смену привычной функции пришла новая. УАМЗ стал работать на перспективу. Был разработан вот этот самый дизель "ЗИЛ-645" и весь комплекс технологий и оснастки по его производству. Нужно было отработать выпуск нового изделия здесь, на Урале а потом передать отработанную технологию дальше, в "большой мир". А он был велик, "зиловский мир". В объединении было  20 заводов.
       Встреча с трудящимися. Рыжков и Фоменко внимательно слушают какую-то женщину. Кто она? О чём говорит самому премьер-министру? За спинами начальников чьи-то молодые незапоминающиеся лица.



А это запись, оставленная Рыжковым в книге отзывов.



"Желаю уральским автомобилистам больших успехов. Убеждён, что вы будете всегда на острие научно-технического прогресса. Коллективу завода большая благодарность за самоотверженный труд
                                                                                                                                           С уважением. Н. Рыжков 11.03.87".

    И это не было пустыми словами. УАМЗ всегда был одним из лучших филиалов ЗИЛа. Дисциплина здесь была выше, чем на головном предприятии в Москве. В том числе и из-за того, что здесь не было "дешёвой рабочей силы"  - лимитчиков, алкоголиков, вьетнамцев, чей труд широко использовался на автозаводе в столице.
     А народ отзывался о самоотверженном труде автозаводцев несколько по-своему.
    
Руки в масле, жопа в мыле
Мы работаеи на "Зиле".

Рыжков погрузился в свою длинную машину и поехал в Горсовет.



      Впереди у Николая Ивановича было самое тяжёлое. Постепенный развал страны. Он ведь производственник, советский директор. Наверное, и всю страну он воспринимал как очень большой завод. И непонятно ему было, откуда вылезли разные националисты, сепаратисты, все эти как-то разом переставшие скрывать своё гнилое нутро "удельные князья". Вылезли и взялись за оружие.
       Впереди был Спитак. Развалины из-под которых раздавались жуткие крики раздавленных. Бессонные ночи, и вереницы, штабеля гробов. И медаль, которую отчеканил в честь Рыжкова армянский народ.
      Рыжков ушёл в 90-м году. Не хотел быть "капитаном тонущего корабля". Ненадолго дольше задержался на своём посту и Фоменко. Так что этот альбом с визитом Рыжкова стал своеобразным прощанием с социализмом. На этих фотографиях социализм, который ещё жив и весел, но уже обречён.
Tags: Новоуральск, история
Subscribe

  • Многонациональное блюдо — картошка

    Добрый день, уважаемые читатели!В понедельник, 19 апреля в Публичной библиотеке Новоуральска МКЦ «Диалог» проводил познавательную акцию под…

  • Выложу первую попавшуюся.

    Сегодня мой компьютер принесли из починки. Переустановили то-сё. А потом я долго вспоминал пароли и возвращал себя в мир. По такому случаю выложу…

  • Карабольская волость

    Предисловие. Остались три башкирские волости. Судя по разбросу селений Карабольской волости можем представить как оттесняли…

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments