Александр Жданов (Александр Жданов) wrote in novouralsk_2014,
Александр Жданов
Александр Жданов
novouralsk_2014

Category:

Железнодорожный мост: от проекта к реалиям Каменска

Привет!
В прошлом году распалась одна из проектных фирм, с которыми я сотрудничал - ООО "Новация". Какая была у нас замечательная компания: строитель/архитектор, водоснабженец, вентиляционщик/отопленец/укутчик/итпэшник, генпланист и я - электрик/слаботочник! Мы делали различные объекты для области, но в основном для Свердловска. И вот подходит год, как фирмы больше нет, у каждого из нас свои заказчики. Но несмотря на это, мы поддерживаем дружеские отношения! Поэтому я хочу рассказать о городе, в котором находился головной офис фирмы - Каменск-Уральский.


Согласно данным 2015 года этот город занимает почетное третье место в Свердловской области по численности населения.. Поэтому кажется работа для проектировщиков должна быть, а тут увы(((
Сегодня я расскажу про основной символ города- железнодорожный мост через реку Исеть.

Создатель моста - инженер В.А. Росновский. Мост сделан из сварных труб, заполненных бетоном - одна из новейших технологий.Мост расположился на 8-м км линии «Синарская-Челябинск» вдоль ул. Гагарина.

Мост этот, и правда, привлекает к себе внимание. Даже далекий от строительных технологий человек наверняка начнет восхищаться им. Несмотря на свою тяжеловесность, он кажется легким; лини балок переплетаются в чудный кружевной узор. Особенно красив каменский мост летом, когда его главная арка отражается в водах Исети, образуя тем самым интересный образ.

Немного истории...
Проектные работы
Людям, не знакомым с историей города, кажется, что мост установили недавно. Однако скоро ему исполнится 80 лет. Своим появлением он обязан, прежде всего, Уральскому алюминиевому заводу, для чьих нужд и был построен.

В 1934 г. в районе с. Красногорского был дан старт возведению промышленного гиганта — Уральского алюминиевого комбината. Чтобы обеспечить предприятие сырьем и топливом, был необходим железнодорожный транспорт и соответствующие пути. Ветка «Свердловск – Шадринск – Курган» для этого не подходила — она лежала на другом берегу р. Исеть (к тому же, на довольно далеком расстоянии). Городу стала необходима транспортная переправа.
В 1935 г. в прибрежной зоне появились геологи Изыскательской партии Мосттранспроекта. Они определили место будущего строительства, где установили репер изысканий.
Проектировать железнодорожный мост через Исеть доверили организации «Трансмостпроект», в частности, архитектору и профессору В. А. Росновскому. В Каменске-Уральском до сих пор бытует мнение, что этот человек являлся представителем «Шарашкиной конторы» (так в простонародье называли, репрессированных ученых, продолжавших работать на государство). Однако в соответствующих списках такого имени найдено не было. В связи с этим родилась гипотеза, что Росновский работал на Наркомат обороны СССР.
Спроектированная им конструкция открыла новую страницу в истории мостостроения. Архитектор принял во внимание технологий того времени, но сделал все наоборот. Если раньше сталь, выполняющая роль арматуры, заливалась в бетонную корку, то в примере каменской переправы металл становился основным костяком сооружения. Бетон предполагалось вливать непосредственно в пустоты сваренных друг с другом труб.

Документы давали следующую характеристику моста:
-главный речной пролет перекрыт сквозной аркой пролетом 140 м и стрелой подъема 22 м.;
— высота арочных ферм на среднем участке равна 6 м.;
— пояса на концевых участках очерчены по двум параболам, сближающимся к опорным узлам;
— расстояние между арочными фермами: 7 м.;
-пояса арок выполнены из труб диаметром 820×13 мм, изготовленных из стали марки Ст-З;
— марка заполняющего бетона – М-350.
Строительство каменского моста
В марте 1938 г. организация «Мостотрест» начала готовить площадку для грядущего строительство, само же возведение началось в июне того же года. Начальником был назначен Власов, 1-м замом – Алексеев, главбухом — Большаков. Для проведения работ было задействовано около 400 человек. Строительство проходили ударными темпами. Уже к июлю, согласно подсчетам, было вырыто 600 куб. м. грунта, забито 146 свай, проложено 0,5 км водопровода. Кроме этого, для нужд трудящихся были построены дробилка, столярная, механическая и электромастерская, склад горюче-смазочных материалов. Имелся и свой автопарк, состоявший из трех грузовиков и трактора. Для удобства крупногабаритных перевозок была налажена узкоколейка, по которой курсировал мотовоз.
Поставку материала наладили с Верхнесалдинского завода.

Кроме того, мостостроителям помогал весь Каменск. Синарский трубный завод выделил 700 м. трубы, горнефтебаза – топливо для машин, работники депо разрешали использовать динамометр для испытания канатной дороги (на стройке был задействован кабель-кран). Даже каменские аптеки выделяли на стройку хлористый кальций, необходимый для испытания песка.
Монтаж арки главного пролета стартовал 7 июля 1938 г.

В октябре началась цементовка труб. Из-за начавшихся заморозков строители пошли на хитрость. Чтобы бетон лучше схватывался, был применен метод электроподогрева труб. Кроме того, всю конструкцию во избежание теплопотери, оборачивали соломенными матами, обвязанными проволокой. Из-за этого в ноябре 1938 г. на площадке случился пожар. По недосмотру произошел контакт электрода и проволоки, что вызвало замыкание. Маты загорелись. К счастью, пожар был быстро ликвидирован.
Монтажные работы завершились в январе 1939 г., а уже в феврале произведено бетонирование стыков пролетной арки. Весной продолжились работы по бетонированию стыков арочных стоек, а летом – проезжей части моста.
В августе 1939 г. при осмотре конструкции в бетоне обнаружились раковины и поры. Сроки испытания железнодорожного моста передвинули на декабрь 1940 г.
Согласно городской легенде, проверочное мероприятие начались с неприятного инцидента – машинист паровоза отказался ехать по мосту. Его напугала конструкция переправы, кажущаяся ненадежной. Тогда главный архитектор В. А. Росновский, по одной версии, вышел на лед Исети, встав под аркой моста. По другой, сел в кабину поезда рядом с машинистом. В случае неудачи они бы стали единственными жертвами трагедии. Но этого не служилось – испытания прошли благополучно. Правдивы ли рассказы о «подвиге Росновского», сегодня доподлинно неизвестно. Но остается фактом то, что за свое детище профессор получил орден Трудового Красного Знамени.

Долгое время железнодорожный мост в Каменске-Уральском оставался единственным в своем роде. Он был внесен в реестр памятников архитектуры областного значения, а также попал на станицы Большой Советской Энциклопедии. В 2017 г. в преддверии празднования 180-летнего юбилей Российской Железной дороги, переправа через р. Исеть оказалась в списке достопримечательностей Российской железной дороги.
Tags: Каменск-Уральский, железная дорога, история
Subscribe

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments