oleguitar (oleguitar) wrote in novouralsk_2014,
oleguitar
oleguitar
novouralsk_2014

Categories:

В тени великого ученика – история глухонемого художника Рене Пренсто

Рене Пьер Шарль Пренсто родился 18 июля 1843 года в гасконском городе Либурн в семье богатого винодела и виноторговца. Как оказалось, мальчик появился на свет глухонемым, однако его семью это вовсе не повергло в отчаяние. К середине 19 века в Европе уже более ста лет существовала эффективная педагогическая система обучения глухонемых, пусть услуги действительно хороших преподавателей и стоили недешево. Родителям Рене такие расходы были вполне по карману, так что они не пожалели средств на то, чтобы их сын получил достойное образование и смог занять положение в обществе.
Рене Пренсто

 

В ранней юности Пренсто проявил большой интерес к живописи и скульптуре – лишенный возможности жить в мире звуков, он пытался компенсировать это, общаясь и передавая свои эмоции через визуальные выразительные средства. У него отлично получалось, и поскольку профессия художника всегда пользовалась во Франции уважением, родители всецело поддержали творческий порыв сына. После успешного завершения обучения в Национальном парижском институте для глухих детей (так называлась первая в мире бесплатная школа для глухонемых, бывшая одной из лучших в Европе по качеству преподавания) Рене в 1865 году с легкостью поступил в Высшую школу изящных искусств в Париже, где учился под руководством замечательного скульптора Огюстена Дюмона. К тому времени Пренсто уже научился говорить, пусть и отрывисто, сиплым, приглушенным голосом. Это позволяло ему свободно общаться с другими людьми, речь которых он понимал, “читая” по губам. Освоив все тонкости искусства художника, в 1874 году Рене открыл собственную мастерскую на улице Фобур Сент-Оноре, славной своими модными салонами, антикварными магазинами и картинными галереями, и уже сам взялся за преподавание. В творческом плане он обнаружил в себе призвание анималиста – больше всего ему нравилось писать разных животных, и особенно лошадей. И во всей Франции нашлось бы совсем немного живописцев, которые могли передать индивидуальность и характер животного так, как это умел делать Пренсто.

"Перевозка навоза погонщиками быков"
Пренсто Перевозка навоза погонщиками быков

 

К 30 годам глухой художник смог сделать себе имя – его работы ценились очень высоко, а некоторые картины даже покупались для лучших музеев и галерей государственными комиссиями. В мастерской мэтра на Фобур Сент-Оноре кипела бурная творческая жизнь, и там бывали многие молодые живописцы, ставшие затем знаменитыми, например, Жан-Луи Форен и Джон Льюис Браун. И конечно, сам Пренсто излучал невероятную энергию и жизнелюбие, и казалось, вообще не замечал своего физического недостатка. Он писал картины, активно занимался гимнастикой и верховой ездой, посещал светские салоны и даже танцевал на балах. Последнее обстоятельство очень удивляло всех, кто знал художника, но на их недоуменные вопросы тот неизменно отвечал, что “чувствует музыку животом”. Слава о таланте Рене разнеслась не только по Европе, но и за океаном. В 1876 году Пренсто побывал в США, где на выставке в Филадельфии представил конный портрет Джорджа Вашингтона. Эта работа вызвала восхищение американских ценителей искусства, а автор был награжден за нее почетной медалью и получил массу лестных отзывов в прессе. Более того, после выставки за творчеством Рене стала пристально следить редакция ежемесячной газеты Американского общества глухих “The silent worker”, и с тех пор любая новая картина художника сразу же подробнейшим образом освещалась на страницах этого издания.

"Наездник"
Пренсто Наездник
 

"Охота герцога Омальского в лесу Шантильи"
Пренсто Охота герцога Омальского в лесу Шантильи

 

В 1904 году в жизни живописца начался новый этап. Он оставил свою парижскую мастерскую и вернулся в родной Либурн, где начал писать картины провинциальной сельской Франции. Рене никогда не был женат и не имел детей, и остаток своей жизни провел с сестрой, которая также была глухой от рождения. Как человек творческий, Пренсто не мог жаловаться на судьбу – он достиг славы еще будучи молодым и до последних дней пользовался почетом и уважением. Но случилось так, что спустя многие десятилетия память о его творческом наследии стала уделом лишь настоящих знатоков, а имя Рене Пренсто оказалось неразрывно связанным с именем совершенно другого художника. Однажды, в 1873 году, в гости к Пренсто заехал его приятель, граф Альфонс де Тулуз-Лотрек-Монфа. С собой он привел девятилетнего сына Анри – хрупкого любознательного мальчика (вскоре ставшего инвалидом из-за тяжелой травмы ног, явившейся результатом наследственного заболевания), который с большой любовью относился к животным и питал огромный интерес к живописи. Рене взял юного Анри себе в ученики и за следующие 10 лет передал ему очень многое из того, что знал и умел сам. Эти двое стали настоящими друзьями, и под внимательным руководством мэтра молодой человек не только сформировался, как творческая личность, но и научился принимать свой физический недостаток и жить с ним и вопреки ему полной жизнью. А спустя совсем немного времени мир искусства был озарен ярчайшей звездой гения Анри де Тулуз-Лотрека – одного из величайших постимпрессионистов, за два десятка лет создавшего несколько тысяч произведений. Но это уже совсем другая история.

"Пренсто в мастерской" картина Тулуз-Лотрека

Пренсто в мастерской (картина Тулуз-Лотрека)
Tags: история, культура, творчество
Subscribe

  • «Пока Люстра не видит»

    Так начиналась серия рассказов о различных шалостях у очень культурных и интеллигентных детей из музыкальной школы, которых…

  • Сын Нарвской заставы

    Всем привет! В 1943 году Алексей Соловьев, с которым мы с Вами познакомились в предыдущие понедельники, написал стих, посвященный Василию Алексееву.…

  • Продолжаем читать газету "Кировец" за 1943 год. Фронтовой юмор

    Всем привет! Все ближе и ближе приближается 9 мая. Поэтому предлагаю посмотреть, как кировцы подбадривали себя на свершение героических подвигов,…

promo novouralsk_2014 май 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment