dmytrynikanorov (dmytrynikanorov) wrote in novouralsk_2014,
dmytrynikanorov
dmytrynikanorov
novouralsk_2014

Так что же мы празднуем?

Оригинал взят у dmytrynikanorov в Так что же мы празднуем?
Десять лет назад, четвертого ноября 2005 года, нам впервые предложили отпраздновать новый праздник. Тогда я написал свои размышления по поводу нового праздника. Статья была опубликована в "НГГ" от 2 ноября 2005 года. А через неделю с резкой и, с моей точки зрения, не совсем адекватной критикой на меня обрушились и служитель церкви, и главный редактор "Нашей городской газеты".
Предлагаю вниманию читателя отсканированные материалы той полемики.




Что мы празднуем НГГ 2005
 Пожалуй есть смысл продублировать текстовым файлом из архива.

Так что же мы празднуем?

Народам России в этом году впервые 4 ноября предложено отметить в едином порыве новый государственный праздник – День народного единства, учрежденный в память об освобождении Москвы от польских захватчиков в 1612 году. Вместо привычного традиционного и безусловно любимого всеми народами бывшего Советского Союза – 7 ноября.

В 1996 году указом Президента день Великой Октябрьской Социалистической Революции был объявлен Днем согласия и примирения. Вероятнее всего предполагалось, что соглашаться и примиряться в этот день будут белые и красные. Вернее, потомки белых и красных. О том, что примирение уже давно состоялось, Борис Николаевич, как всегда не дотумкал.

В августе 1991 года на теплоходе «Федор Достоевский» состоялся советско-американский круиз по русскому северу (остров Валаам, Кижи, Белозерский монастырь и т.д.). Никакого языкового барьера между нами и американцами не существовало по причине того, что подавляющая часть туристов из США (более 150-ти человек) были выходцами из России или же их детьми и внуками. И уж совершенно точно не было никакой конфронтации, никакой ненависти и вражды, никакого высокомерия по отношению друг к другу.

Я на всю жизнь запомнил рассказы о том, как белоэмигранты гордились достижениями Советского Союза в народном хозяйстве, победами в войне и в космосе, открытиями советских ученых и успехами в образовании и промышленности. И отчаянно завидовали нам, имеющим Родину. А мы завидовали им. И не знали, что на смену счастливым временам в самом ближайшем будущем придут времена смутные.

И разрушится государство. И территория империи съежится, словно шагреневая кожа. И каждый год из жизни будет уходить миллион россиян. И подавляющее число граждан вмиг обеднеют. И словно мыльные пузыри возникнут нувориши с миллиардными состояниями. И на улицах городов начнут стрелять и взрывать. И начнутся нескончаемые военные конфликты. И развалится армия, и вырастет преступность. И против России будет объявлен террор.

Так уже было. Около четырехсот лет назад. В другое смутное время. За первые два десятилетия семнадцатого века от голода, болезней, братоубийственной войны, интервенций и отторжения территорий Россия по некоторым оценкам потеряла около половины населения. И представляла собой искалеченную страну, казна которой была растащена, хозяйство разорено, а жители перебиты или ограблены.

Помимо внутреннего оскудения и разорения, Смута имела не менее тяжкие внешние последствия. Поляки отбросили русских на Западе к рубежам конца пятнадцатого века, а шведы – оттеснили от берегов Балтийского моря. На юге почти полностью была разрушена система укреплений, что дало возможность Крымскому ханству возобновить натиск на южные рубежи страны. Прахом пошли усилия не одного поколения россиян. Как все узнаваемо, не правда ли? Словно речь идет о нашем времени.

Лишь подписанное в декабре 1618 года Деулинское перемирие прекратило русско-польскую войну.

Так что же произошло 4 ноября 1612 года? Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского подошло к Москве 22 августа. Решающее сражение с поляками состоялось 24 августа. В середине сентября гетман Ходкевич еще раз пытался прорваться на помощь осажденным в Москве полякам, но потерпел поражение. У него было отбито 400 возов с хлебом. В Кремле, захваченном поляками, начался голод. 4 ноября ополченцы взяли штурмом Китай-город. А теперь, внимание, уважаемые читатели. 7 ноября (!) 1612 года польский гарнизон, доведенный голодом до отчаяния, капитулировал. Именно седьмого ноября (по новому стилю) командир польского гарнизона полковник Струсь положил к ногам победителей (Минину и Пожарскому) королевские знамена.

Итак, Москву от польских шляхтичей освободили 7 ноября 1612 года. А 4 ноября был всего-навсего взят Китай-город. То есть нам, россиянам под видом Дня народного единства предлагают праздновать взятие Китай-города! Более того, в «Календаре дат и событий» (№11 за 2005 год, издание ИТАР-ТАСС), дата 4 ноября фигурирует как день освобождения Москвы от польских интервентов! Кому и зачем понадобилось искажение исторической действительности?

23 сентября 2004 года религиозные деятели России выступили с предложением отмечать день 4 ноября в память преодоления Смутного времени (см. Заявление межрелигиозного совета России на www.m-s-r.ru). Давайте вспомним, что после изгнания поляков из Москвы война (и Смута) продолжалась еще долгие шесть лет. И даже были попытки утвердить на московском престоле своего кандидата – королевича Владислава (сына польского короля Сигизмунда третьего). Однако, почему религиозные деятели прицепились к дате 4 ноября? В «Календаре событий и дат» читаем, что 4 ноября – это православный праздник Казанской иконы Божьей Матери. И установлен этот праздник был в 1649 (!) году. Икона Казанской Божьей Матери действительно принадлежала князю Дмитрию Пожарскому и находилась у него во время освободительного похода. Более того, после освобождения Кремля, после капитуляции поляков с этой иконой был совершен крестный ход. Но происходило-то все это седьмого ноября, а не четвертого.

Читаем в Заявлении Межрелигиозного Совета России:

«Этот день (7 ноября) положил начало гражданской войне, в которой брат обращал оружие на брата, сын – на отца. Этот день так и не стал, да и не мог стать днем согласия и примирения».

Ну, прежде всего, первая фраза всего лишь избитый литературный штамп. Даже сегодня в нашем городе я могу назвать случаи, когда брат обращал оружие на брата, а сын – на отца. Но ведь это единичные случаи, по ним нельзя судить о целой эпохе!

Что касается второй фразы, то позиция церкви меня просто поражает. Давным-давно потомки красных и белых простили друг друга. А церковь, которая взывает к прощению и милосердию (неужто только на словах?), все никак не может простить прегрешения большевиков. И почему такая поспешность в создании нового праздника? Всего через восемь лет после переименования праздника Октябрьской Революции в праздник – день примирения и согласия церковь вдруг безапелляционно утверждает, что не могло 7 ноября стать днем примирения. Это что, одномоментный процесс?

И еще один вопрос – почему в государстве, которое позиционирует себя как светское, с инициативой принятия общегосударственных праздников выступает церковь?

Как можно было нашим государственным деятелям, депутатам Госдумы забыть, что 7 ноября - это еще и день проведения военного парада в Москве в 1941 году, когда прямо с Красной площади войска уходили на фронт, на оборону столицы?

Для меня 4 ноября это будет просто халявский выходной, а седьмое ноября я обязательно отмечу. И вспомню ополченцев Минина и Пожарского, и Октябрьскую Революцию и военный парад на Красной площади. Всех, кто прославил этот день. И обязательно выпью за прошлое и за будущее моей великой Родины.

Дмитрий НИКАНОРОВ

Через неделю 9 ноября 2005 года в следующем номере "НГГ" вышел ответ. Что-то вспомнилось сейчас, как втихую готовились эти материалы, как замолкали сотрудники при моем появлении, как старательно отводила глаза корректор, как стремительно-возмущенно носился в черных одеждах по коридорам редакции батюшка.

Вот страничка из того, десятилетней давности номера.



Так что же мы празднуем НГГ 2005
Надо сказать, что очень многие читатели были как раз на моей стороне, а давний друг редакции Лев Георгиевич Иванов, остававшийся коммунистом до конца (светлая ему память) даже написал письмо в мою защиту. Письмо это в моем архиве, к сожалению, не сохранилось. Тем не менее, письмо это было, так же как были и многочисленные звонки в редакцию в мою поддержку.

Subscribe

  • февральский рок-2021

    Каждый раз зимой я хожу на «Февральский рок», потому что живая музыка бодрит меня и греет сильнее, чем мужская сильная рука и бокал виски. И это…

  • Квартирник в New York Coffee отменяется...

    Друзья, квартирник 28 ноября в New York Coffee | Новоуральск не состоится. Нам грустно, но, здоровье важнее... Деньги за оплаченные билеты можно…

  • Ветер2020

    Ещё одна премьера клипа, теперь от калининградской неоромантической группы ЛондонParis.

promo novouralsk_2014 май 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

  • февральский рок-2021

    Каждый раз зимой я хожу на «Февральский рок», потому что живая музыка бодрит меня и греет сильнее, чем мужская сильная рука и бокал виски. И это…

  • Квартирник в New York Coffee отменяется...

    Друзья, квартирник 28 ноября в New York Coffee | Новоуральск не состоится. Нам грустно, но, здоровье важнее... Деньги за оплаченные билеты можно…

  • Ветер2020

    Ещё одна премьера клипа, теперь от калининградской неоромантической группы ЛондонParis.