guriny (guriny) wrote in novouralsk_2014,
guriny
guriny
novouralsk_2014

Categories:

Уральский якорь.

Оригинал взят у guriny в Уральский якорь.


   Есть в посёлке Кын Пермского края вот такой памятник "Уральскому якорю". Интересная штука этот "уральский якорь". Или лот. Опять же уральский. Иногда его называют то якорем, то лотом.

Владимир Валентинович Семёнов у памятника "уральскому якорю".Фото П.А. Исакова


       Что такое якорь? Это железная конструкция с остыми концами, кототорую кидают с борта корабля для того,   чтобы она воткнулась в дно и удерживала корабль на месте. А что такое лот? Это такой грузик на верёвочке, который опускают с борта корабля, чтобы узнать глубину моря. Узнать не мелко ли, не напорется ли корабль на подводные камни. 
       А что такое уральский якорь-лот?


Это такая довольно толстая железная пластина с шипами. Она тоже привязана на верёвке и её тоже скидывали с борта барок, сплавлявшихся по Чусовой. Только вот в дно она не втыкалась и глубину ею не меряли. Не втыкалась потому, что шипы у неё были не острые. А глубину уральским лотом не меряли, потому что некогда было этим заниматься. Да и река Чусовая довольно мелкая. А служил этот якорь в качестве замедлителя.
     Всем известно, что наши предки свозили произведённое на уральских заводах железо к пристаням на реке Чусовой. А оттуда  раз в год, весной, по большой воде отправлялись вниз до впадения Чусовой в Каму барки с железом. Барки - это такие большие и крепкие, но одноразовые кораблики. Их грузили железом и отправляли с пристаней по течению Чусовой. А когда они приплывали в Пермь, то там железо перегружали на другие барки, поменьше. А сами чусовские барки в Перми разбирали на дрова. Использовать их повторно не имело смысла. Вода уже спадала, река  мелела, и обратно в Чусовую их было уже не затащить. А использовать на Каме и других реках тоже было неудобно. Пароходов ведь ещё не было и таскать барки приходилось или лошадьми, или силой бурлаков. А для этого чусовские барки были тяжеловаты.

На фото Прокудина-Горского изображён берег Камы чуть ниже Перми. На переднем плане - чусовская барка, которую уже начали разбирать.


       И пока барки мчались по Чусовой, подгоняемые быстрым течением горной реки, их важно было не разбить о камни, которых на Чусовой было множество. Это грозило гибелью и людей, и груза. Поэтому необходимо было замедлить скорость хода барки. И тогда за борт скидывался вот такой якорь-замедлитель, якорь-тормоз. Он не врезался в грунт намертво с целью остановить корабль, а волочился по дну, цепляясь за неровности своими массивными шипами. И барка замедляла ход. И можно было без риска отвернуть судно от какого-нибудь страшного подводного камня. Сколько жизней наших предков спасли подобные железяки - трудно себе представить. Ведь сплав по Чусовой в то время был опасным делом. Поэтому-то и поставили в Кыну такой вот странный с виду памятник "уральскому якорю". А кто конкретно этот якорь придумал - теперь уже неизвестно. 
       Правда на памятнике якорь увеличен в несколько раз и немного приукрашен. В дейчтвительности  уральские якоря были вот такими. Длиной около метра и весом около ста пятидесяти килограммов. Наверное, верёвки довольно часто рвались и перетирались, якоря отрывались. И на дне Чусовой лежит довольно много подобных якорей. Их находят до сих пор.

     

А я подумал, что может быть, каменные якоря Усолья служили для той же цели - замедлять скорость хода барок или плотов. В усольских краях не было столько чугуна и железа, как у нас, поэтому там их делали из камня.


Tags: история
Subscribe

promo novouralsk_2014 may 9, 2015 15:39 15
Buy for 30 tokens
Надо наконец выложить оставшееся со Старого Верх-Нейвинскго кладбища. Тем более что в первой части поста я успел выложить очень мало, почти ничего. Денис Щербина знает тут все чем-либо примечательные памятники. Он опубликовал даже каталог памятников Старого кладбища. Ознакомиться бы с этой книжкой.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments