Ella_Podgornova (evetskaya) wrote in novouralsk_2014,
Ella_Podgornova
evetskaya
novouralsk_2014

Categories:

Чем уралец отличается от сибиряка: встреча с писателем Алексеем Ивановым

Встреча с одним из известнейших писателей современности Алексеем Ивановым была организована в Ельцин-Центре еще в сентябре этого года. Но написать о ней получилось только сейчас.
Событие состоялось в рамках VII форума молодых библиотекарей России.

IMG_9152.JPG

После встречи я еще раз прочитала произведения, прокрутила в памяти и разложила по полочкам все то, что писатель рассказывал о себе и его ответы на вопросы. Выводы обычно делаются уже в конце, но я нарушу эту традицию и подведу общий итог диалога писателя и его поЧитателей: автор стал еще ближе, а его произведения - еще понятней и интересней.

Немного познакомлю с биографией и творчеством писателя.
Алексей Иванов - автор многих произведений: "Сердце Пармы", "Хребет России", "Географ глобус пропил", "Вилы", "Блуда и МУДО", "Общага-на-Крови", "Летоисчисление от Иоанна", "Охота на "Большую Медведицу", "Ё-бург", "Ненастье", "Золото бунта", "Горная цивилизация" и другие.
Писатель является лауреатом премий имени Бажова, Мамина-Сибиряка, "Ясная поляна, "Национальный бестселлер". В 2016 году роман "Ненастье" стал победителем в номинации "Проза года" престижной российской литературной премии "Книга года".

Алексей Викторович Иванов родился в 1969 году под Нижним Новгородом. Ребенком вместе с родителями переехал в Пермь. Учился на факультете журналистики в Уральском государственном университете, но не окончил его. Чуть позже он получил диплом искусствоведа в том же вузе. В 1990 году в журнале "Уральский следопыт" впервые была опубликована повесть "Охота на "Большую Медведицу".
В настоящее время произведения А. Иванова читаемы не только в России, но и за рубежом.
В 2013 году по мотивам романа "Географ глобус пропил" режиссером Александром Велединским был снят фильм с одноименным названием. Главную роль исполнил Константин Хабенский. Фильм взял четыре приза, в том числе, и Гран-при на "Кинотавре", а также высшие награды и на других кинофестивалях.
В 2010 году режиссер Леонид Парфенов снял фильм "Хребет России", посвященный истории Урала (по книге Иванова). А в 2009 году на Каннском кинофестивале Россию представлял фильм режиссера Павла Лунгина "Царь" по роману "Летоисчисление от Иоанна".

Основная тема произведений автора - Урал, да и сам он основным мотивом своего творчества называет интерес к родному краю.

Сказать, что встреча с Алексеем Ивановым понравилась - не сказать ничего. Она произвела ошеломляющее впечатление. Обычно после подобных мероприятий хочется пойти и взять книгу писателя, с которым происходило общение, здесь же хотелось начать читать прямо сразу, не выходя из Ельцин-центра. И - острое желание, чтобы уже скорее вышли в свет новый роман "Тобол" и снятый по нему фильм.
Умный, интеллигентный, начитанный, в меру скромный, здравомыслящий, хорошо знающий прошлое и умеющий преподносить его в нужном русле, смело рассуждающий о настоящем и будущем - таковым я увидела нашего (потому что уральского) писателя Алексея Иванова.
Автор нашумевших произведений отметил, что в его исторических романах существуют три парадигмы: история, художественный вымысел и фэнтези (это как пример). Действительно, читателю нетрудно заметить, что в любом историческом произведении автора присутствуют как исторические факты (на них, собственно, и построен роман или повесть; эти факты автор искал и находил в архивных документах), художественность (это не учебник по истории, а потому автор использует все приемы написания художественных текстов), фэнтези (легкое, почти незаметное: то герой обладает каким-то сверхъестественным даром, то на помощь приходят природные силы). И я считаю, что это огромный талант - уметь совмещать то, что на первый взгляд кажется несовместимым.

Новый роман "Тобол"
В настоящее время Алексей Викторович занимается новым романом "Тобол", по которому сразу будет сниматься восьмисерийный сериал. В связи с этим на вопрос "Где вы сейчас живете?", автор ответил: "Я живу там, о чем пишу". То есть на сегодняшний день писатель живет в Тобольске.
"Тобол" - это большой проект, который посвящен петровским временам в истории Сибири. В проект войдут, во-первых, три тома романа, каждый из которых толщиной с "Золото бунта". "Я еще никогда таких толстых романов не писал", - признался автор. Во-вторых, нон-фикшн книга, то есть та же книга, но в чисто историческом виде (лишенная художественности, но набитая историческими фактами и документами). В-третьих, фильм. Первая книга должна выйти в конце осени, а съемки начнутся в марте следующего года в Тобольске. Кроме того, планируется односерийный полнометражный фильм для проката.
И снова автор говорил о совмещении парадигм на примере "Тобола": во-первых, политический детектив в декорациях XVIII века, во-вторых, исторический роман, в-третьих, фэнтези.
Будем с нетерпением ждать!

"Сериалы - это мой любимый вид кинопродукции"
Именно так ответил Алексей Иванов на вопрос об отношении к сериалам. "Только в формате драматического сериала современный режиссер может вести со зрителем полноценный диалог во всеоружии средтств художественной выразительности. простой формат фильма не всегда это позволяет. Сериал становится востребованным, потому что там работают лучшие мастера".

"Чем уралец отличается от сибиряка"?
Такой вопрос прозвучал в зале. А еще спрашивали, что писатель думает об отношениях Екатеринбурга и Перми, которые, оказывается, являются ревностными конкурентами (правда, лично я никогда не замечала). Алексей Иванов жил и писал об обоих городах.
"Сибирь - это регион, который осваивался силой человеческой предприимчивости, а на Урале главная ценность - это труд". Сам же писатель, несмотря на то, что в последние два года "перековался" в сибиряка (написание романа "Тобол"), все же душой ближе к уральцам.

Что касается отношений Екатеринбурга и Перми, то приведу ответ дословно: "В Перми я давно не живу. На мой взгляд, Пермь и Екатеринбург олицетворяют собой две противоположные тенденции, самопрезентации, стратегии в российской провинции. Екатеринбург - это образцовая региональная столица, а Екатеринбург - это эталон региональной столицы. То есть Пермь - это эталонная провинция, а Екатеринбург - это эталон региональной столицы. Пермь претендует на некую исключительность. Но на самом деле быть эталонным провинциальным городом - это не значит быть столицей провинции. И вот на этом противоречии и строится извечный конфликт Перми и Екатеринбурга"
Запутанно, однако. Но есть еще и вторая причина, которая показалась мне весьма интересной.
"Причина, например, кроется еще и в XVIII веке - во времена горных заводов, когда Западный Урал был вотчиной Строгановых, а Восточный Урал - вотчиной Демидовых. Эти два рода промышленников строили свой бизнес по совершенно разным моделям. Строгановы владели землей в собственности, поэтому их предприятия не были соль успешными, как у Демидовых, но зато они оставались столетиями в роду. На их заводах сформировался феномен провинциальной интеллигенции. А Демидовы землю в собственности не имели, пользовались ею на посессионном праве, поэтому о рабочих не заботились. Как только завод переставал приносить прибыль, они от него избавлялись. То есть Демидовы были людьми-рвачами. Но это тоже формировало особый тип человека демидовского региона. Например, в демидовском регионе формировался феномен мастеров. Это еще одно объяснение, почему Пермь и Екатеринбург противостоят друг другу. Оба они представляю разные стратегии существования российской провинции".

О брендинге
Сейчас модно каждому городу создавать свой бренд - некую привлекательность, на которую клюнут туристы и потекут рекой, чтобы посмотреть, послушать или даже потрогать руками.
Может ли писатель Алексей Иванов предложить для Екатеринбурга бренд со знаком плюс, чтобы люди ассоциировали его не только с трагическими событиями гибели семьи Романовых?
А надо ли? "Бренды не предлагают. Если бренды начинают предлагать, значит это какой-то мошенник, который хочет выколотить деньги из региональной власти".
Печально, конечно, что из Екатеринбурга пока извлекается только один бренд - это гибель царской семьи, ведь есть масса других вещей: и конструктивизм, и свердловский рок. Но чтобы они стали общеизвестными, в них надо вкладывать деньги, развивать их, они должны стать основой для художественных произведений.

"Географ глобус пропил" - это про 90-е годы
Отмечу, что книга "Географ..." сильно взбудоражила общественность, и вопросов о ней было довольно много.Особенно людей волновал образ учителя-пьяницы. Главное, что отметил Алексей Иванов, в фильме мы видим не героя нашего времени (2000-х годов), а героя 90-х годов. Книга была написана в 90-е годы, и главной герой - это человек, живший именно тогда. Когда буквально выживали. Герой романа, в принципе, сложился как личность (90-х, опять же...): у него есть семья, он небогат, но и не стремится стать богатым, он весьма искусно решает проблемы (вспомним, например, как он в электричке утихомирил главного бунтовщика из класса). А пьет... А кто ж не пил в 90-е?
Фильм же был снят в 2010 году, но герой остался неизменным, из того непростого времени. А зрители просто переносят героя в настоящее время и критикуют автора за то, что он искажает образ учителя.

Куда пойти начинающему писателю?
Диалог с писателем длился два часа. Алексей Иванов подробно рассказал о том, как он писал "Золото бунта", "Сердце Пармы". Отметил, что о современном времени писать не собирается, в данное время его интересует только история. И, конечно же, прозвучал вопрос о том, что делать и куда бежать начинающему писателю. Правда, однозначного рецепта автор не дал. Он сам писал 13 лет "в стол". Самый лучший вариант - иметь знакомого в издательстве или критика, чтобы они порекомендовали вашу книгу.
Работает Алексей Викторович постоянно, у него все дни рабочие. Отдых - это смена вида писательской деятельности. Каждый день он ставит цель написать какой-либо эпизод. Написал за два часа, значит весь день свободен, написал за 10 часов - значит 10 часов...

Хорошо, когда можно встретиться с человеком, пишущим книги. Биографию Толстого и Чехова мы можем только изучать по учебникам, а о многих деталях жизни и творчества, об их мнении на тот или иной счет только догадываться. да что там догадываться - просто не знать. И это очень здорово, что можно взять и спросить у писателя: почему написано так или не иначе, что он имел в виду, когда писал конкретный эпизод, был ли прототип у героя. Конечно, когда нибудь появится книга какого-нибудь автора "Алексей Иванов. Страницы биографии и творчества". Но ведь это будет личное восприятие автора, его мнение о произведениях Иванова. А так хочется, чтобы сложилось свое, личное, неповторимое. Такие встречи с писателями позволяют увидеть автора и произведения своими глазами.

IMG_9154.JPG
Яблоку было где упасть только потому, что зал огромный. Но акустика никудышная. Звук растекался, приходилось все время прислушиваться

IMG_9155.JPG

IMG_9159.JPG
На встречу поклонники творчества А. Иванова приехали из многих городов Свердловской области, и не только

IMG_9161.JPG
Автограф-сессия

IMG_9162.JPG
Очередь за автографом

IMG_9163.JPG
Я уже близко...

IMG_9169.JPG
Алексей Иванов у каждого, кому подписывал книги, спрашивал, из какого города. И вопросы о городе задавал
Tags: Екатеринбург, история, книги, мероприятия
Subscribe

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments