Ella_Podgornova (evetskaya) wrote in novouralsk_2014,
evetskaya
novouralsk_2014

Гора Лубная: почувствуй себя первооткрывателем

Урал - край природных чудес, которые можно открывать для себя бесконечно. И что интересно, чудеса не надо искать далеко, они начинаются буквально сразу за порогом дома.
Одним из таких открытий для меня стала гора Лубная, находящаяся в окрестностях Верхнего Тагила. Памятник природы областного значения, особо охраняемая природная территория, место произрастания редких видов растений, стоянка древнего человека - это всё о ней - о горе Лубной.

Целью похода, в котором приняли участие новоуральцы и верхнетагильцы, стало желание отдать дань памяти Александру Николаевичу Пискунову. Именно он когда-то исследовал эту гору, сделал несколько археологических находок, добился присвоения объекту статуса особо охраняемой зоны. Писатель-натуралист, природозащитник, почётный член Орнитологического общества, член Экологического Союза, бывший директор Верхнетагильского музея, этот удивительный человек знал о природе Урала буквально всё.
Александр Николаевич прожил долгую жизнь; в память о нем и его делах "Уральское провинциальное издательство" в лице Сергея и Ильи Чумаковых в скором времени выпустит книгу, в которой буду собраны очерки А. Пискунова об уральской природе.

Наш поход начался с автобуса, следующего по маршруту "Новоуральск-Верхний Тагил". Поездка запомнилась тем, что нас - туристов с рюкзаками, впихнувшихся в салон в самый последний момент - обругал каждый, кто только умел ругаться, а это все. Эх, сколько нового мы о себе услышали!
Приехав в Верхний Тагил, мы вышли на дорогу, ведущую в поселок Половиннный, но пошли не по ней, а по лесным тропам. Кто ходил в походы с Павлом Анатольевичем Исаковым, тот знает, как он любит повышать сложность похода за счет буераков, косогоров и буреломов. В общем, в таких походах главное - не отставать от ведущего, иначе... Страшно подумать, что будет иначе, учитывая в лесу наличие медведей, волков и других вполне хищных животных, включая комаров и оводов.

Путь, по которому мы двигались в сторону Лубной горы, сам по себе был интересен. Сначала мы прошли через ряд небольших прудков, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга. В советское время здесь хотели создавать рыбное хозяйство, но что-то не получилось и в конце 80-х годов пруды забросили и забыли о них. Теперь это чудо рук человеческих радует путников и является отличным местом отдыха тагильчан. Один из прудов поразил нас всех тем, что был... абсолютно сухим. Потрескавшаяся земля дна бывшего водоема была похожа на пустыню. Когда-нибудь она зарастет травой и деревьями и сольется с окружающей средой, а сейчас пугает путников своей необычностью.
Лес, поляна, река Вогулка, снова лес, снова поляна, река Лубная, долгий переход по ЛЭП - не уверена, что все это написано в правильном порядке, но все это мы прошли за семь километров до вершины Лубной. На пути нам попалось место отдыха - беседка с добрым названием "Приют". Действительно, приют для уставших путников. Беседку со столиком и скамейками, кстати, когда-то поставил Александр Пискунов. Все, кто доберётся до этого места, непременно скажет ему спасибо. Оказывается, название места отдыха когда-то было другим - "Приют Пискунова", но какой-то "добрый" человек сломал второе слово, а потом его убрали. Но и "Приют" звучит очень даже ничего.
Мы отдохнули, пообедали и двинулись к конечной цели нашего путешествия.
На пути нам встречалось большое количество пихт. Оказывается, в годы Великой Отечественной войны из пихт, растущих близ горы, делали отвар, который отправляли в госпитали и на фронт.
Видели мы и достаточно много лосиных следов, причем некоторые из них были почти на вершине горы.

Лубная, как и многие другие горы Среднего Урала, интересна своими причудливыми каменными останцами, которые расположены на ее вершине. Каменных глыб там несколько, они стоят на небольшом расстоянии друг от друга, и каждая из них интересная по-своему. Первая скала, неожиданно вынырнувшая перед нами, не является хорошей обзорной площадкой, зато выглядит внушительно. Одна ее сторона каменная, отвесная, а вторая, по которой мы взобрались, земляная и пологая. Мне и Игорю Обухову, привыкшим к Семи Братьям, подъем на вершину скалы показался непривычным, поэтому мы зашли с обратной стороны и полезли по каменной стене как и подобает скалолазам.
Со второй скалы нем открылся прекраснейший вид на Верхний Тагил и его окрестности, в том числе и Бунар-гору. Когда мы только подходили к каменному останцу, с вершины дерева взлетели две неопознанные нами большие птицы и стали кружить и громко кричать. Видимо, где-то рядом находилось их гнездо. Стоя на вершине и глядя на бескрайние дали, мне  тоже захотелось полететь, как эти птицы.
Я и полетела.
Вниз.
Со скалы.
В общем, неудачно спустилась.
Очень хотелось поймать момент и запечатлеть его на фотоаппарат.
Искусство требует жертв.
Я живая - и это хорошо.
Просто под рукой обломился камень, и я сползла по скале.
Но внизу была небольшая площадка.
Удачное приземление.
Кровь.
Дрожь в ногах.
Кадр сделан.
Я живая - и это хорошо. По-моему, уже повторяюсь.

Третья скала, самая дальняя, так и осталась для нас загадкой. По словам Павла Исакова, когда-то в газете "Уральский рабочий" вышла заметка  о горе Лубной, на фото была изображена эта самая скала, а подпись гласила, что сложена она из базальта. Пытливый Павел Анатольевич набрал образцов и отдал их специалистам, которые постановили, что базальтом тут и не пахнет. Но, с другой, стороны, камень по внешним признакам и вправду похож на базальт, поэтому вопрос остался открытым.

Цель нашего похода была достигнута: мы почти досконально изучили гору Лубную, прошли практически всю ее вдоль ( а тянется она почти на километр), увидели красоту, открывающуюся с вершины и сделали массу фотографий.

Обратный путь оказался чуть сложнее и менее интересен, так как Павел Исаков, заслуженный путешественник и обладатель гран-при в умении завести людей глубоко в лес, искал другую дорогу с горы Лубной. Оказалось, что на карте такие дороги есть, а в реальности их нет. Во-первых, карта была старая, во-вторых, местные жители сейчас мало ходят по лесам, поэтому все дороги заросли и стали непригодными для хождения. Что мы и доказали, пройдя вместо намеченных 15 км все 25.
Нет, Павлу Анатольевичу было очень интересно искать и находить. Он не отрывал взгляда от карты и как гончая за зайцем нёсся вперёд к новым свершениям. Мы же - простые туристы, среди которых попадались и чайники - бежали за пятками П. Исакова, стараясь не упустить их из виду. Иначе... Про страшный лес и кусачих зверей я уже писала.

А в общем и в целом, поход удался! Когда идёшь туда, где ты еще не был, чувствуешь себя первооткрывателем. А открывать для себя ччто0то новое - не это ли самое интересное в жизни занятие?

В Верхнем Тагиле есть улица Ново-Уральская. Причем, название пишется через дефис - именно так изначально назывался наш город

Начало пути

Те самые маленькие пруды. Мы шли вдоль них

В одном из прудов обнаружили целую колонию маленьких лягушат

Высохший пруд. Практически пустыня посреди Урала

Лес как будто в паутине

Река Вогулка

Мы с полчаса шли по ЛЭПке. Провода нещадно гудели, вызывая головную боль, солнце палило, а ноги уже заплетались

"Приют" для странников

Следы жизнедеятельности лося

Всегда удивляюсь, когда вижу глубоко в лесу такие вот дубки. На Среднем Урале это дерево не растет. Возможно, это один из дубков, которые высаживал сам А. Н. Пискунов. Об этом у него есть интересный очерк. Внук спросил Александра Николаевича: "Дедушка, зачем ты сажаешь дубы? Они растут долго, и ты уже не увидишь, какими они вырастут". Дед ответил на это: "Мне важно, чтобы ты увидел эти дубы и знал, что их высаживал твой дед".

Скалы вынырнули неожиданно

Наш охранник Чез. Очень переживал, если мы растягивались, а не шли кучкой

Быть на скале и не полазить?

Вид на Верхний Тагил и окрестности со второй скалы

Потревоженная птица

Недалеко от гнезда птиц мы увидели такой натюрморт. То ли птицы кого-то распотрошили и съели, то ли сами перья сбрасывают?

Сергей Чумаков

Вот здесь я и полетела

Удачный кадр после полета

Илья Чумаков

Базальтовая скала

Чез и хозяйка Маша. Хорошо смотрятся

(59) Подгорнова Э., Никитина Т. Ремонт. Лубная гора. (2016.06.18) 01.JPG
Фото П. Исакова. Под фото была подпись: "Ремонт"

Огромный кедр. Владимир Семенов предположил, что ему около 500 лет

В этот раз клещам повезло. Клещи были сняты с людей, с собаки, а в одного нашего походника клещ успел впиться

Возвращение. Местная достопримечательность - пешеходный мост через Верхнетагильский пруд

Уже вечер. ДОмой мы вернулись довольно поздно

Все фотографии здесь: https://fotki.yandex.ru/users/evetskaya/album/527847/

Еще немного информации с сайта "http://www.ecosystema.ru/", которая проясняет, что такое базальт:
"Здесь именно и возникла вулканическая трещина, из которой на поверхность острова стала изливаться базальтовая лава. Остывая, базальт образовывал столбчатые отдельности, которые сохранились до наших дней. Здесь же на дневную поверхность, в результате эрозионных процессов, вышла и древняя магма.

Знакомая нам по телевидению лава — это магма, быстро освободившаяся от паров воды и газов.

Здесь же, на Лубной, хорошо сохранилась магма, не успевшая выбраться на поверхность из вулканической трещины. Она сохранила высокую пористость и стекловидность!...

Значительно позже, когда море уже ушло, в результате мощных тектонических нагрузок по линии вулканической трещины произошел новый разлом и поднятие западной части горы.

К этому времени Лубная была только цоколем горы Долгая, находящейся на линии водораздела. Таким образом возникла стена из скальных пород протяженностью до одного километра и высотой 20-50 метров; она имела направление, соответствующее направлению основных структурных элементов той горной страны."

Tags: Верхний Тагил, походы, природа, родина

• День Вырицы: духовный настрой. Проверено!

Всем привет! Вот и подошло к концу путешествие по Ленинградской области в рамках выступления на Всероссийской с международным участием конференции…

• кузнец, прославивший село

Приветики, мои любимки :) Весна меня вдохновляет, и я завела блокнотик, в котором поставила цели — мои будущие путешествия. Первой из них стало…

• Сын Нарвской заставы

Всем привет! В 1943 году Алексей Соловьев, с которым мы с Вами познакомились в предыдущие понедельники, написал стих, посвященный Василию Алексееву.…

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…

• День Вырицы: духовный настрой. Проверено!