guriny (guriny) wrote in novouralsk_2014,
guriny
novouralsk_2014

Крестный ход из Кировграда в Шуралу.

Крестные ходы в моём блоге встречались дважды. И оба раза они были громадного масштаба. С паломниками со всей России и из заграницы. Один из Крестных ходов был даже с самураями. Конечно это были крестные ходы во время Царских дней в Екатеринбурге. Сегодня же мы мы участвовали в гораздо более скромном Крестном ходе. Мы шли из Кировграда в посёлок Шурала.
     Храм Александра Невского в Шурале встречался в моём блоге раза два или три. И каждый раз мельком. Как сказал об этом один из священников, участвовавших в Крестном ходе.
- Все мы постоянно ездим мимо этого храма. Увидишь его на горизонте, успеешь только перекреститься и всё. Храм скрылся из виду. Побывать в нём нам удалось лишь сейчас.

Рано утром мы выехали на маршрутке из Новоуральска в Кировград. Анна Фараджова, Марина Котова, Людмила Обухова и мы. Во дворе Амвросиевского храма в Кировграде собираются паломники.

Как всегда много казаков. Казаки всех возрастов, начиная лет с семи.
-Господа казаки - говорит атаман - сейчас начинаем построение.

А казачка сегодня только одна - вон сидит слева.

Из храма выносят Знаменскую икону и хоругви.

Тронулись.

А пока мы идём по улицам Кировграда, города, где когда-то познакомились мои родители, расскажу немного о том, куда мы идём.

Крестный ход наш должен закончиться в Александро-Невском храме посёлка Шурала. О происхождении самого названия Шурала существуют три версии. Первая версия - это конечно от реки. Течёт река, шуршит река камушками. Так и шуршит - шур-шур-шур. Река местная называется Шуралка.
     Вторая версия - строили этот посёлок люди нерусские. Вроде пленных шведов. И когда их спрашивали, откуда они, шведы отвечали:
-Мы ш Урала(с Урала).
Почему в речи шведов появилось этакое шипение - легенды, как им и положено, молчат. Но говорят, что среди шуралинцев до сих пор много Шведовых и Швецовых.
     Ну и конечно злобный башкирский  дух леса Шурале, куда уж без него. Леса тут раньше было много, пока люди не пережгли его весь на уголь. А в том лесу, как говорится, всякое бывало. Несколько строчек Немировича о том, какими были эти места в позапрошлом веке читайте здесь. Впрочем, при Немировиче тут была уже "голая степь".

Несут Знаменскую икону.

Шурала была построена в 1716-м году, и в этом году ей исполняется ровно триста лет. Здесь был один из первых демидовских заводов. Правда руды тут было мало и завод просуществовал недолго. А первый храм стали строить уже после Демидовых, когда нашим краем стал править гвардии поручик и заводовладелец Алексей Иванович Яковлев, внук того самого Яковлева-Собакина. Стремление строить храмы в своих заводских вотчинах было характерно для всех Яковлевых. И очень многие красивые церкви в наших заводских посёлках строились именно на средства Яковлевых. Стоит вспомнить как Пётр Яковлев, дядя Алексея, говорил своему приказчику:
-Отлей мне в Быньгах храм из чугуна.
 И в 1847-м году в Шурале построили первую деревянную церковь.  До этого люди ходили на службы в Невьянск, до которого всего пять километров. Нынешний же храм построили в 1916-м году родственники и наследники Яковлевых графы Стенбок-Ферморы.
    А мы всё идём сначала по улицам Кировграда, потом вдоль железной дороги Шурала-Ежовая. А чтоб машины не ездили поперёк нашего пути, выставлен вот такой казачок. Казачки стоят и перегораживают все малые дворовые дороги, пересекающие наш путь. На дорогах побольше уже ГАИ.

Отставшие догоняют нас бегом. Кто-то из какзаков обронил на дороге свою нагайку. Ему кричат:
-Эй, Мишка, казак нерадивый, оружие потерял.

До Шуралы идти недалеко, километров десять, поэтому здесь нет таких мер предосторожности, как в Екатеринбурге. Нет ни скорых которые идут в хвосте процессии, ни автобусов, подбирающих отставших, ни волонтёров с бутылочками воды. Там, в Екатеринбурге, нужно было идти 25 километров, а это растояние уже не каждому под силу. На десяти километрах люди так не устанут. Мы идём лекго и бодро, иногда путаемся друг у друга под ногами и напеваем Иисусову молитву.
       Справа от нас железная дорога, по которой раньше ходил пассажирский поезд с одним вагоном. Можно было пересесть с электрички на этот поезд и ехать в Кировград. Но уже в 70-е годы поезд считался вещью не особо нужной, так как пользоваться автобусом было удобнее.

А нас оказывается немало. Дети идут хорошо, не плачут. не жалуются.

Ещё не кончилось утро, не жарко. Пахнет свежестью, ладаном, а под ноги нам кидают белые и розовые цветочки.

И наконец вот она, Шурала.

Шурала раньше была селом богатым. Здесь добывали золото, а ещё выращивали коней. Поэтоиму дома шуралинские по большей части крепкие. И даже сараи сделаны из брёвен. В наших краях подобные сараи часто делали из чего попало. Здесь не так. Хотя к нынешнему времени многое обветшало, но дух былой зажиточности остался.

По обочинам стоят люди, смотрят на нас. Конечно, здесь не Екатеринбург, где Крестный ход встречают с иконами и песнопениями. Эти люди стоят молча, открыто своих религиозных чувств не проявляют. И только одна старушка нас перекрестила.

Зато нас встречает кот. Котейка встал на задние лапки, вытянулся  и смотрит. Любопытно ему, зачем люди собрались в такую массу и куда они идут.

Процессия сворачивает на улицу, которая ведёт к храму. По традиции эта улица носит имя Ленина.

Здесь, на последней улице нам повстречался ещё один Крестный ход, шедший нам навстречу, на соединение с нашим.

И если в нашем Крестном ходу подавляющее большинство составляют обыкновенные люди, то здесь сплошные священники во главе с архиереем владыкой Иннокентием. Это духовенство Нижнетагильской и Серовской, вернее Надеждинской епархии. Церковное начальство не хочет называться по фамилии сталинского сокола лётчика Серова, предпочитает старое, дореволюционное название города -Надеждинск.

Оба крестных хода объединяются и мы подходим к воротам храма.

Икона "Знамение", которую несут во главе Крестного хода обычно пребывает в Верхнем Тагиле. Это чудотворная икона, прославленная многими исцелениями. До революции её каждый год носили по всем заводским посёлочкам нашей округи. Невьянск, Быньги, Рудянка, Верх-Нейвинск. Однажды жители Верх-Нейвинска не пожелали нести икону на своих плечах обратно в Верхний Тагил. Неблагочестивые лентяи были наказаны жёстко и решительно. На следующий же день Верх-Нейвинск почти весь выгорел при пожаре. Подробнее об Верхнетагильской иконе "Знамение" читайте здесь.

Владыка Иннокентий сказал нам, что его и в Москве, когда он туда приезжает, постоянно спрашивают об этой иконе. А в храме начинается служба.

-Ваш храм самый большой и самый бедный - сказал об Александро-Невском храме владыка.
Не знаю, как насчёт величины, но что самый бедный - это, наверное, правда. В церкви нет росписей на стенах, нет резных узоров иконостаса. Всё очень просто и скромно. Храм строили  десять лет с 1906-го года по 1916-й. Строили его прежде всего на отчисления с добычи золота.  Он получился величественным и очень соразмерным, лаконичным.

И скорее всего росписи в храме просто не успели сделать. Иконостас сделали, а стены не расписали. На старой фтографии видны белые стны без росписи. В 16-м году храм закончили, планировали расписать потом, ведь шла война. Но через год грянула революция. И все годы гонений на церковь храм простоял с белыми стенами.

После того,  как в 37-м году расстреляли последнего батюшку, который служил в храме, храм стали использовать как склад зерна. Богатый трёхъярусный иконостас был уничтожен. Спасло его от обветшания и разрушения то, что к моменту закрытия здание было сравнительно новым. А ещё то, что в 70-е здесь хотели сделать музей этнографии и храм стали реставрировать. Музей этнографии, и в Шурале, в посёлке, вдали от городов. Это кажется откровенно странным.
     Хотя в советские времена у села было будущее, так что, может быть, и музей этнографии тут был бы к месту. Здесь хотели построить завод нестандартного оборудования. Скелет этого завода мы видели, пока шли сюда. Что за оборудование такое планировали там выпускать - это уж я не ведаю. Но подходили к этому делу серьёзно. Кто-то из руководства прилетал в Шуралу на вертолёте на ту самую площадку строительства завода. Вертолёт я видел сам. Это был по-моему 1988-й год. Я приезжал сюда в магазин покупать штормовку. В городе штормовок не было, а мне сказали, что они есть тут. Храм передали Церкви в 1991-м году одним из первых в области.
       Владыка поздравил всех с тройным праздником. Сто лет храму, триста лет селу и ещё сколько-то лет епархии.

Раздавали подарки и награды, пели "Аксиос", что по-гречески значит "Достоин". А мэр Невьянска Каюмов долго говорил об общих задачах церкви  и власти, а потом вдруг с его языка слетело слово "аура". Ну, аура и аура, с кем не бывает, однако в православном храме это словечко прозвучало несколько дико. Мэр подарил храму икону Александра Невского, работы мастерской Савкина.

Много было подарков отцу Сергию от разных людей. От самого владыки, от священников и мирян. А это сам отец Сергий, настоятель шуралинского храма. Один батюшка с Севера сказал:
-Я был студентом семинарии, а отец Сергий был у меня преподавателем. Я уже был тогда женат, у меня был ребёнок, времени не хватало и учился я плохо. Я боялся, что отец Сергий меня прогонит, но он меня оставил в семинарии.
Бывший двоечник подарил своему наставнику расшитое праздничное облачение.

Поздравление владыки Иннокентия.

А этого иерея Аля откуда-то помнит.

Певчие из собора в Невьянске.

Люди стояли настолько плотно, что для того, чтобы сделать снимок, приходилось поднимать фотоаппарат вверх на вытянутой руке. При таком способе съёмки в кадр часто попадали одни затылки. Потом много таких вот фото с затылками пришлось удалить.

А на улице были накрыты столы. Каша, пироги, конфетки, чай.

Мы пошли есть свою порцию на ступеньки бокового крыльца.

А люди рассаживались где могут.

А это церковные звери - собака и кошка.

Вот, как-то так и закончился наш шуралинсктий Крестный ход. А нам всё хотелось снять девушку-казачку отдельно. Наконец это удалось Але.

Tags: Невьянск, Шурала, православное, родина

Posts from This Сommunity “православное” Tag

• День Вырицы: духовный настрой. Проверено!

Всем привет! Вот и подошло к концу путешествие по Ленинградской области в рамках выступления на Всероссийской с международным участием конференции…

• С праздником Богоявления, Крещения Господня!

Поздравляю всех с праздником. Пусть ваша жизнь станет лучше, добрее, душевнее. Пусть наполнится новым смыслом. Здоровья вам и счастья! Позавчера…

• На рождественскую звезду посмотри!

Желаю я деточке* в этом году Мира увидеть всего красоту. Как весь мир объехать? Пройти? Облететь? Моя дорогая, надо лишь захотеть Место найти,…

• "Советская" икона.

Однажды, уже довольно давно, один мой знакомый священник сказал: -Пришли ко мне люди, принесли икону и спрашивают, это старинная икона или…

• Святой Николай

«Мы когда-то умрем, мы однажды всегда умираем, Как бы так угадать, чтоб не сам, чтобы в спину ножом: Убиенных щадят,…

• Быньговская волость

Быньговская волость Быньговский железоделательный завод, принадлежащий к округу Невьянских заводов наследников Петра Савича…

• открылся

Ждали мы, вот и дождались. Сегодня первой службой в честь праздника — иконы Казанской Божьей Матери — открылся наш новый храм на Промышленной.…

• Со Светлым Воскресением!

Снежная туча над городом встала. Нависла над храмом, тряхнула устало Телом одрябшим, приблизившись близко К вершинам деревьев, домов, очень…

• (no subject)

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…

Posts from This Сommunity “православное” Tag

• День Вырицы: духовный настрой. Проверено!

• С праздником Богоявления, Крещения Господня!

• На рождественскую звезду посмотри!

• "Советская" икона.

• Святой Николай

• Быньговская волость

• открылся

• Со Светлым Воскресением!