guriny (guriny) wrote in novouralsk_2014,
guriny
guriny
novouralsk_2014

Category:

Сходить в театр, "как в театр".

   После того, как наше сообщество посетило театр, совершив блог-тур за кулисы, у нас естественно не могло не возникнуть мысли о том, чтоб сходить в театр "как в театр". Посмотреть спектакль, помахать в воздухе программкой, съесть в буфете турбинку и наградить актёров бурными  и продолжительными апплодисментами.
    Сказано-сделано. Мы купили билетики и пошли в Новоуральский театр на комедию "Труффальдино". На ту самую премьеру, подготовку к которой мы наблюдали за кулисами.





    Конечно на премьеру собираются все-все. Театр, как говорится, полон, ложи блещут. Хотя в нашем театре лож нет. У нас всё по-простому - партер и балкон. Вроде никого в городе не знаю, а как в театр придёшь -постоянно встречаются знакомые. А ещё в нашем театре есть ВИП-гардероб. Специально, так сказать, для "персон". Фотографировать его я уж постеснялся. Хотя признаюсь, был он пуст. Ни одной енотовидной ВИП-шубейки там не висело. И это не потому, что начальства в театре не было. Просто  никто не решился пользоваться отдельным гардеробом. Как-то не по-нашему это. 
 


-Не хотите ли сфотографироваться в масках, у нас ведь комедия дель арте?
Ну вот, мы как настоящие венецианцы. Говорят, что во времена легендарные половина населения Венеции носила маски. Даже в храм разрешалось заходить в маске.



Рассаживаемся согласно купленным билетам.



Овеянная легендами люстра медленно гаснет. Это работает тот самый темнитель, о котором я писал недавно. Сейчас поднимется занавес и начнётся действо.



    И вот тут выяснилась вещь довольно неприятная. Мы ничего не смогли качественно сфотографировать. Совсем ничего. Наш агрегат стал очень плохо снимать. Сложная была для него задача - отразить это сочетание тьмы в зале и яркого, колдовского света на сцене. Поэтому многие снимки у нас выглядят так. Лиц актёров не видно, но сама атмосфера праздничного, цветного, маскарадного театрального действа осталась. В общем, импрессионизм ползучий.



   Кстати снимать в зале было запрещено строжайше. Но. Запрет был написан на отрывном корешке билетика. Контролёр оторвал этот корешок и оставил у себя. А мы ведь вполне могли и не прочитать то, что на нём было написано.
   Комедия дель арте - это искусство простонародное, ярмарочное. Может быть, даже грубоватое. Существует некий обязательный набор масок. Панталоне, Доктор, Капитан, Умный Слуга, Глупый Слуга. У каждой маски определённый образ, определённые черты характера. Но допускается широчайшая импровизация, некое соответствие пьесы злобе дня. Сюжет тоже классический - жадные злобные старики и обстоятельства мешают возлюбленным соединиться. 
    Раньше в комедии дель арте выступало очень ограниченное число актёров. Простонародный театр для бедных и не мог выставить больше.  Времена сменились. И теперь в спектакле занято очень много актёров, иногда очень юных, изображающих всё буйство итальянской жизни.



     Я думал, что согласно традиции все актёры будут в масках. Ведь раньше маска была неотъемлемой частью образа. Помните эскиз костюма Панталоне, который висел в швейной мастерской? Там была нарисована маска. Я было испугался, подумал, что весь спектакль мы будем любоваться этими страшными носищами из папье-маше. К счастью всё оказалось не так. Маски конечно тоже были, но появлялись ненадолго. И большую часть времени спектакля мы видели всё же живые человеческие лица, лишь немного подкрашенные.
     В центре Доктор и Панталоне. Доктор, как и положено псевдоучёному пустозвону, всё время сыпал латинскими выражениями. Ну, а Панталоне -купец, по всей видимости жуликоватый. Помню, когда мы в Ижевск ездили на "Игры разума" , в поезде всё тренировались, отвечали на вопросы из Интернета.
-Кто по профессии Панталоне?
А мы вспомнить не могли. 



   Сюжет вполне детективный. Один из героев Флориндо Аретузи(Аретузи, Панталоне - что за фамилии у них какие-то брючные) вынужден бежать из Турина в Венецию потому что его несправедливо обвинили в убийстве Федерико Распони.
    А сестра убитого, Беатриче тоже едет в Венецию, переодетая в мужской костюм. Едет она то ли в поисках своего возлюбленного Флориндо, то ли для того, чтобы взыскать с жуликоватого купца Панталоне какие-то деньги, которые тот был должен её брату (убитому). Беатриче могла бы стребовать эти деньги законным путём, без переодевания, но делать что-то по закону долго и муторно. А так она надела костюм брата, назвалась его именем и поехала. Беатриче и Флориндо- это первая пара, разлучённых возлюбленных. Будет и ещё одна пара.
     За Флориндо повсюду гоняются Капитан и стражники, чтоб привлечь его к суду за убийство, которое он не совершал.  "Деревянные" человечки без лиц и без слов. И лицо, и голос Капитан обретёт лишь к концу спектакля.  А пока он лишь подгоняет своих подчинённых и кричит где-то за сценой.
-Престо, престо.



   А как же Труффальдино? Как он вообще ухитрился стать слугой двух господ одновременно? Кстати Труфффальдино - Слуга Бестолковый. Умный слуга в комедии дель арте - это Бригела. Здесь его статус даже повысили, он стал хозяином гостницы. Сначала бестолкового Труффальдино нанимает Беатриче (в мужском обличии), а потом забывает накормить. Тогда он справедливо решает, что двум господам служить выгоднее, ибо и еды, и денег он может получить вдвое больше. И нанимается к Флориндо. Так наш герой становится общим слугой разлучённых влюбленных, которые не знают друг о друге.
    Ну, и конечно, каждый из сеньоров вечно требует слугу к себе, даёт ему всевозможные поручения. Иногда и колотушки Бестолковый слуга получает от обоих сразу. А Труффальдино лавирует между двумя господами, стараясь доказать всем и себе в первую очерёдь, какой он ловкий малый. И, угодив носом в господский пудинг, Труффальдино ловко его расправляет обратно. Пудинг сделан из какого-то желеобразного пластика, поэтому технически это оказалось вполне возможно.

Бригела с пудингом.


     Если уж на сцене Венеция, то я ждал каких-нибудь голубых волн, дворцов дожей, гондол и полосатых столбов. Но. У нас же театр в основе своей простонародный. Роскошные декорации ему недоступны. Поэтому на сцене конструкции-трансформеры, сделанные по принципу "всё может быть всем". Половина стола на колёсиках может быть и качелями, и гондолой. В ней может открыться потайная дверь, из которой неожиданно высунется Труффальдино. Железные "горки" играют роль балконов, лестниц, трибун, кухонного конвейера, набережной канала. Когда поссорились Доктор и Панталоне, они величественно проплывают мимо друг друга, стоя на этих горках как на капитанских мостиках. В дыму. В общем, разошлись как в море корабли.
     А кстати, почему произошла ссора между этими почтенными старичками? Дело в том, что, задолжав Федерико ( впоследствии убитому), купец Панталоне обещал выдать за него свою дочь Клариче. Ну, чтобы тот по-родственному с него денег не требовал. А если уж Федерико убит, то рука Клариче была обещана Сильвио, сыну Доктора. Но тут Федерико "воскрес"(Беатриче ведь явилась в Венецию именно под его именем) и хитрый купец решил отказать Сильвио и выдать дочь замуж за воскресшего кредитора. Так появилась  у нас вторая пара разлучённых возлюбленных - Сильвио и Клариче. Купец не подозревал, что под камзолом "воскресшего" скрывается женщина. А Сильвио и его отец Доктор осталсь в дураках. Такой вот в общем "водевиль вульгарис", как говорил сам Доктор.
     Намёков на злобу дня в спектакле немного, но они есть. Голодный Труффальдино водит пальцем по поверхности пустого блюда из-под пиццы и грустным голосом называет звучные имена "санкционных" продуктов.
-Помидоро. Салями. Пепперони. Пармезано.
Смеральдина, еле увернувшись от объятий Капитана, который внезапно обрёл голос, говорит что-то вроде:
-Если уж в 17-м веке такие распущенные нравы, то представляю, как будут лапать женщин в веке двадцатом.
Ей бы тут ещё добавить, что к веку двадцать первому эта привычка у мужчин почему-то сойдёт на нет. Но не добавила.



    Под конец наш проворный герой изоврался так, что погрузил обоих своих господ в глубочайшее горе. Он не мог соврать ничего получше и сказал Флориндо, что Беатриче умерла, а Беатриче заявил, что умер Флориндо. И вот тут всё и открылось. И Труффальдино с удивлением  узнал.
-Оказывается у меня есть не только хозяин, но ещё и хозяйка.
    Ну и хеппи энд. Любовь торжествует. Разлучённые людьми и обстоятельствами возлюбленные соединяются. Обе пары.



Под конец даже Капитан, отбросив носяру из папье-маше поёт откуда-то с балкона.
-А теперь вы оправданы полностью.
И не выпить нам было бы подлостью.

То есть все обвинения с Флориндо сняты и он теперь не беглый преступник, а вполне уважаемый гражданин. И только Труффальдино оказался обделённым на этом празднике всеобщей любви. Наконец обрадовали и его, отдав ему в жёны Смеральдину.

О Венеция, город влюблённых,  
Ты подлунного мира венец,
Ярче тысячи солнц раскалённых,
Здесь горение юных сердец. 

    А чтоб люди не забывали, что хоть тут и комедия дель арте, но в жизни не всё смех, любовь и красота, где-то сверху появляется печальный Призрак в маске. Финальная сцена. Здесь все большие и малые герои во всём блеске.



    Будь я театралом, каким-нибудь искушённым зрителем, я бы тут стал описывать игру актёров. Этому артисту удалось то, тому это. Особенностью режиссуры было то, а искусство декораторов ярче всего проявилось в этом... Но я зритель неискушённый. Я смотрю на спектакль примерно так же, как смотрел в детстве "Проделки Скапена". Только словарный запас у меня с той поры несколько расширился, а восприятие вряд ли сильно изменилось. Кстати "Проделки" скорее всего тоже были комедией дель арте. 
     Мне нравится всё.  Всё это пёстрое, шумное, весёлое, красочное. И я считаю совершенно излишним вопрос, который лежал у каждого из нас на спинке кресла. Понравилось ли вам? А разве может такое не понравиться?
  

Под конец хочется сказать всем, кто участвовал в создании спктакля одно только слово.
-Браво!
Я конечно не знаю всех имён. Нам их называли, но... Объём памяти не очень велик, и хуже всего я запоминаю как раз имена и фамилии. Может быть, со временем я и стану ближе к театру. И запомню всех и буду благодарен каждому.
    Не знаю, куда занесёт меня, блогера, не имеющего генеральной темы для своего блога. В театр, в аэропорт, в заброшеннй дом? Посмотрим. А теперь, как говорится.
-Финита ля комедия.



Ещё раз простите за качество снимков. У кого есть возможность прийти 12-го в наш театр - приглашаю. Там опять будет "Труффальдино".
Tags: Новоуральск, творчество
Subscribe

promo novouralsk_2014 april 8, 2019 14:16 7
Buy for 30 tokens
Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем городе сможет похвастаться чем-то подобным. Сам же…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments